Методическая разработка урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Тема: Обозначение мягкости согласных.

Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме

Задачи урока:

1.     Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью ь и гласных букв: е, ё, ю, я, и).

2.     Развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия; развитие орфографической зоркости.

3.      Воспитывать интерес к слову, родному языку.

Оборудование: карта «Город букв», карточки с изображением букв и символами звуков, наборное полотно, мяч, костюмы для инсценировки деловой игры «Суд присяжных», схемы – памятки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обозначение мягкости согласных.

Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме

Задачи урока: 

  1. Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью ь и гласных букв: е, ё, ю, я, и).
  2. Развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия; развитие орфографической зоркости.
  3.  Воспитывать интерес к слову, родному языку.

Оборудование: карта «Город букв», карточки с изображением букв и символами звуков, наборное полотно, мяч, костюмы для инсценировки деловой игры «Суд присяжных», схемы – памятки.

                                                                Ход урока

I. Организационный момент.

Входит судья с помощниками, стучит.

- Всем встать! Суд идёт! Сегодня суд присяжных должен вынести решение о том, все ли буквы русского алфавита нужны в речи.

Учитель: Да, ребята, не удивляйтесь! Сегодня наш урок пройдёт в форме судебного заседания. Где будет работать судебная коллегия, вот у нас обвиняемые, вы присяжные, а я буду выполнять роль истца. В суде надо себя правильно вести: не выкрикивать, не перебивать друг друга, уметь выслушивать товарища. За плохое поведение судья имеет право наказать провинившихся.

II Актуализация знаний

Учитель: Предлагаю начать решать проблему. Посмотрите на данные буквы.

Я, Е, Ё, Ю, И, Ь

- Какая здесь лишняя буква? Но раз они вместе, что же их объединяет?

(схема: = Я,Е,Ё, Ю, И, =Ь) они служат для обозначения мягкости согласного.

Но что-то сегодня с буквами творится неладное. Давайте их выслушаем.

Я - сказала буква Я

Главная – заглавная

Не хочу  стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

И обиду затая, на крутую букву я, позвала подругу Ю

И подружки вдруг вдвоём:

На работу не пойдём!

Буква Е сказала: - Нет!

Е возглавит здесь совет!

Потому что буква Е

Всех красивей на земле!

Ё – с улыбкой возразила

Буквы, в чём же ваша сила?

Буква Ё тут всех главней!

Так как точки есть над ней!

А Ь сидел, молчал и головою всем кивал.

Буквы все шумят, кричат, и работать не хотят!

Судья стучит молотком: Тишина в зале.

III Новая тема

1. Что же из этого вышло? Давайте представим суду 1 доказательство того, что эти буквы действительно выполняют нужную роль в русском языке.

а) «Письмо с ошибками» №  123 стр. 19 (т) (работа в парах)

Какие буквы не захотели выполнять свою работу? Для чего они служат?

Мы выполнили эту работу, но как же тяжело иностранным гражданам изучать наш родной язык.

б) «Помощь иностранцу» - Джон решил на русском языке написать слово «ЛЮДИ». Каждый звук он обозначил буквой. Что из этого вышло?

Чего не знал этот мальчик?

№109 стр. 69 - 70 (уч) – Законы русского языка.

2. Запись на доске: (даны транскрипции слов)

Петя, Люся, Наташа, Раиса, Даша, Оля, Витя, Иван, Клава, Юля.

Что объединяет эти слова? Разделите слова на две группы. (У доски работает 2 ученика)

Убедим суд присяжных, что работа данных букв необходима в русском языке.

1 столбик – слова с мягкими согласными, во 2 – с твёрдыми. (=    - )

Найдите слово, где звуков больше, чем букв? (ЮЛЯ)

У доски работает 4 человека (звукобуквенный анализ)

3. Игра «Наоборот» (работа с мячом)

Пыл – пил                был – бил                           рад – ряд

Мал – мял                 ров – рёв                            воз – вёз

лук – люк                 нос – нёс                            ныл – Нил

Что такое Нил?

IV Закрепление изученного

  1. Уважаемые судьи, убедили ли мы вас о работоспособности наших букв?

Недостаточно!

Мы рады представить суду 4 доказательство.

«Графический диктант» (Обозначить точками только те буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме)

        Е                          Ё                     Ю                        Я                      И

1. море

2. люк

3. Рита

4.  костюм

5. Лена

6. мяч

7. Лиза

8. Люда

9 Алёна

10. метро

Для чего служат данные буквы?

2. Какой сегодня на календаре месяц?

     Апрель (у доски 5 человек выполняют звукобуквенный анализ)

    - Запишите транскрипцию данного слова, и оформите запись с помощью              букв.

Назовите согласные мягкие. Кто дал команду последнему звуку читаться мягко, ведь после него нет гласной буквы?

Цифровой диктант.

                                                             Апрель.

Настал апрель. Выдался ясный день. На дворе звенит капель.

  1. 2. 3. 4.

Запишите предложения с помощью слоговых схем, указывая опасные места.

В каких словах Ь показывал мягкость согласного?

V Итог урока

Какую проблему мы решали сегодня?

Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?

Вердикт суда:

Друзья!

Ваш разговор - никчёмные слова.

Все буквы хороши

Достойны все вы чести

Когда стоите в нужном месте!

Оценка и рефлексия

Все сегодня потрудились на славу, предлагаю оценить свои усилия.

Каждый может заработать пятёрку, выбирайте сами, какую.

1. [п а т ь ]                                            2.[ п я т ь ]                                 3. [п а т  ]

Запишите транскрипцию в тетрадь.

- Кто выбрал транскрипцию под №1?

- Кто выбрал транскрипцию под №2?

- Кто выбрал транскрипцию под №3?

Домашнее задание: для тех, кто не заработал пятёрку, советую выполнить №125 стр.20 (т)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Позиционное чередование гласных и согласных звуков»

Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 2 класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Обобщить знаний учащихся о позициях гласного и согласного зв...

Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс

Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.Класс: 3Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели по содержанию:обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слов...