Методическая разработка урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: Обозначение мягкости согласных.
Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме
Задачи урока:
1. Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью ь и гласных букв: е, ё, ю, я, и).
2. Развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия; развитие орфографической зоркости.
3. Воспитывать интерес к слову, родному языку.
Оборудование: карта «Город букв», карточки с изображением букв и символами звуков, наборное полотно, мяч, костюмы для инсценировки деловой игры «Суд присяжных», схемы – памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных" | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обозначение мягкости согласных.
Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме
Задачи урока:
- Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью ь и гласных букв: е, ё, ю, я, и).
- Развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия; развитие орфографической зоркости.
- Воспитывать интерес к слову, родному языку.
Оборудование: карта «Город букв», карточки с изображением букв и символами звуков, наборное полотно, мяч, костюмы для инсценировки деловой игры «Суд присяжных», схемы – памятки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Входит судья с помощниками, стучит.
- Всем встать! Суд идёт! Сегодня суд присяжных должен вынести решение о том, все ли буквы русского алфавита нужны в речи.
Учитель: Да, ребята, не удивляйтесь! Сегодня наш урок пройдёт в форме судебного заседания. Где будет работать судебная коллегия, вот у нас обвиняемые, вы присяжные, а я буду выполнять роль истца. В суде надо себя правильно вести: не выкрикивать, не перебивать друг друга, уметь выслушивать товарища. За плохое поведение судья имеет право наказать провинившихся.
II Актуализация знаний
Учитель: Предлагаю начать решать проблему. Посмотрите на данные буквы.
Я, Е, Ё, Ю, И, Ь
- Какая здесь лишняя буква? Но раз они вместе, что же их объединяет?
(схема: = Я,Е,Ё, Ю, И, =Ь) они служат для обозначения мягкости согласного.
Но что-то сегодня с буквами творится неладное. Давайте их выслушаем.
Я - сказала буква Я
Главная – заглавная
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
И обиду затая, на крутую букву я, позвала подругу Ю
И подружки вдруг вдвоём:
На работу не пойдём!
Буква Е сказала: - Нет!
Е возглавит здесь совет!
Потому что буква Е
Всех красивей на земле!
Ё – с улыбкой возразила
Буквы, в чём же ваша сила?
Буква Ё тут всех главней!
Так как точки есть над ней!
А Ь сидел, молчал и головою всем кивал.
Буквы все шумят, кричат, и работать не хотят!
Судья стучит молотком: Тишина в зале.
III Новая тема
1. Что же из этого вышло? Давайте представим суду 1 доказательство того, что эти буквы действительно выполняют нужную роль в русском языке.
а) «Письмо с ошибками» № 123 стр. 19 (т) (работа в парах)
Какие буквы не захотели выполнять свою работу? Для чего они служат?
Мы выполнили эту работу, но как же тяжело иностранным гражданам изучать наш родной язык.
б) «Помощь иностранцу» - Джон решил на русском языке написать слово «ЛЮДИ». Каждый звук он обозначил буквой. Что из этого вышло?
Чего не знал этот мальчик?
№109 стр. 69 - 70 (уч) – Законы русского языка.
2. Запись на доске: (даны транскрипции слов)
Петя, Люся, Наташа, Раиса, Даша, Оля, Витя, Иван, Клава, Юля.
Что объединяет эти слова? Разделите слова на две группы. (У доски работает 2 ученика)
Убедим суд присяжных, что работа данных букв необходима в русском языке.
1 столбик – слова с мягкими согласными, во 2 – с твёрдыми. (= - )
Найдите слово, где звуков больше, чем букв? (ЮЛЯ)
У доски работает 4 человека (звукобуквенный анализ)
3. Игра «Наоборот» (работа с мячом)
Пыл – пил был – бил рад – ряд
Мал – мял ров – рёв воз – вёз
лук – люк нос – нёс ныл – Нил
Что такое Нил?
IV Закрепление изученного
- Уважаемые судьи, убедили ли мы вас о работоспособности наших букв?
Недостаточно!
Мы рады представить суду 4 доказательство.
«Графический диктант» (Обозначить точками только те буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме)
Е Ё Ю Я И
1. море
2. люк
3. Рита
4. костюм
5. Лена
6. мяч
7. Лиза
8. Люда
9 Алёна
10. метро
Для чего служат данные буквы?
2. Какой сегодня на календаре месяц?
Апрель (у доски 5 человек выполняют звукобуквенный анализ)
- Запишите транскрипцию данного слова, и оформите запись с помощью букв.
Назовите согласные мягкие. Кто дал команду последнему звуку читаться мягко, ведь после него нет гласной буквы?
Цифровой диктант.
Апрель.
Настал апрель. Выдался ясный день. На дворе звенит капель.
- 2. 3. 4.
Запишите предложения с помощью слоговых схем, указывая опасные места.
В каких словах Ь показывал мягкость согласного?
V Итог урока
Какую проблему мы решали сегодня?
Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?
Вердикт суда:
Друзья!
Ваш разговор - никчёмные слова.
Все буквы хороши
Достойны все вы чести
Когда стоите в нужном месте!
Оценка и рефлексия
Все сегодня потрудились на славу, предлагаю оценить свои усилия.
Каждый может заработать пятёрку, выбирайте сами, какую.
1. [п а т ь ] 2.[ п я т ь ] 3. [п а т ]
Запишите транскрипцию в тетрадь.
- Кто выбрал транскрипцию под №1?
- Кто выбрал транскрипцию под №2?
- Кто выбрал транскрипцию под №3?
Домашнее задание: для тех, кто не заработал пятёрку, советую выполнить №125 стр.20 (т)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Удвоенный согласный"
Урок по русскому языку для 3 класса...
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)
Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме: "Слова с удвоенными согласными в корне"
Тема урока: « Учим слова с удвоенными согласными в корне»....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Позиционное чередование гласных и согласных звуков»
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 2 класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Обобщить знаний учащихся о позициях гласного и согласного зв...
Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.Класс: 3Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели по содержанию:обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слов...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
урок для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...