Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели по содержанию:
обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;
развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;
Метапредметные:
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;
Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова
Номинация «Лучшая технологическая карта урока»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Технологическая карта урока русского языка
на тему «Непроизносимые согласные в корне слова»
ФИО (полностью) Трондина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Программа для начальных классов «Школа России»
Русский язык. Автор: В.П. Канакина
УМК «Школа России»
2021 г
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели по содержанию:
обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;
развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;
Метапредметные:
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;
Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве.
Информационно-технические ресурсы:
Книгопечатная продукция:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.
3 класс. В 2 ч. Часть 1, 2. Изд.: М. Просвещение, 2018 г.
- Таблица «Непроизносимые согласные в корне слова».
- Памятка для рефлексии.
Технические средства обучения:
- Компьютер и медиапроектор
- Интерактивная доска
- Нетбуки для обучающихся
- Презентация с разноуровневыми заданиями
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопреде-ления) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Проводит вступительную беседу. -Здравствуйте ребята! -Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Проводит минутку чистописания. Учитель диктует написание букв с л в -Что объединяет эти буквы. - добавьте гласные, чтобы получилось слово. – Сегодня на уроке русского языка – мы проведём новое исследование в разделе “Слово”. - В какой его части мы продолжаем работать? Организация игры с обучающимися класса «Рассели слова» с использованием знаний об однокоренных словах (эл. приложение к учебнику «Русский язык»).Проводит беседу об итогах игры. | Участие в беседе. Выполнение минутки чистописания. - В корне. Участие в игре, классификация слов по родовым признакам, участие в обсуждении итогов игры. | Личностные: мотивация к учению. Регулятивные: определять степень успешности выполнения работы Познавательные: выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Этап актуализации пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий | Организует фронтальную работу в виде беседы о способах проверки парной согласной в корне слова (слайд со словами для анализа орфограммы на экране инт. доски). - Сегодня мы на уроке будем говорить о правописании согласных в корне, некоторые орфограммы мы уже знаем. Они спрятаны в заданиях, которые я предлагаю вам выполнить. Предлагает обучающимся проговорить алгоритм проверки парных согласных в корне слова. | Отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм проверки орфограммы в корне слова. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; публично защищать свою позицию. Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Этап выявления места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Создаёт проблемную ситуацию, включив в слова для анализа написания парной согласной в корне, слово с непроверяемой согласной в корне. - Какая орфограмма объединяет слова задания? - Осталась еще одна не раскрытая орфограмма. Какая она? - Ответить на этот вопрос вы сможете после того, как прослушаете фрагмент радиопередачи «Радионяня». Трое её ведущих как раз ведут разговор об этой орфограмме. - Кто догадался, как называется эта орфограмма? Учитель открывает тему урока. - Прошу назвать тему и цель нашего урока. Предлагает обучающимся сформулировать цель занятия. | Анализируют проблемную ситуацию, выделяют проблему с помощью учителя.- Парная согласная в корне слова.- Непроизносимая согласная в корне слова.Формулируют цель занятия.- Цель нашего урока: Научиться правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне слова. | Регулятивные: определять цель урока развивать волевую саморегуляцию. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, определение основной и второстепенной информации, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учет разных мнений. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Предлагает для обсуждения план занятия. | Обсуждают план, предложенный учителем. | Регулятивные: выстраивать и проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; Коммуникативные: слушать других, высказывать своё мнение. |
Этап реализации построенного проекта | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, поиск новых знаний | Организует самостоятельное освоение материала в парах на основе текста учебника (стр. 118) Консультирует обучающихся. - Какие у вас будут предположения, как правильно написать слова с непроизносимой согласной? -Давайте обратимся к тексту учебника и проверим ваши предположения. - Что же вы выяснили о правилах проверки непроизносимой согласной в корне слова? Какое из ваших предположений оказалось верным? - Работая парами, проговорите друг другу алгоритм проверки этой орфограммы. | - посмотреть в словаре. - спросить у взрослого. - подобрать проверочное слово. Читают правило в учебнике. Составляют алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. | Коммуникативные: планировать работу учебного сотрудничества. Познавательные: анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. |
Этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Организует парную работу по выполнению тренировочных упражнений в учебнике с взаимопроверкой (стр. 118, 119 № 225, 226). - Пользуясь правилом учебника и алгоритмом проверки (таблица), потренируемся правильно записывать слова с непроизносимой согласной в корне слова. В случае затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте. Организует фронтальную проверку. | Проговаривают алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. Выполняют упражнение в учебнике. Выполняют взаимопроверку. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре; Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществлять само и взаимоконтроль. |
Физкультминутка (Презентация физминутки со звуковым сопровождением) | ||||
Этап самостоятельной работы с самопровер-кой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания презентация (Приложение 1), работа с нетбуками: - Предлагаю поработать самостоятельно и выполнить задания с использованием нетбуков. Уровень задания выбираете самостоятельно. После завершения работы, проверьте правильность выполнения по ключу на последнем слайде. | Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (1, 2 уровень), по образцу (3 уровень). | Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществлять самоконтроль по эталону, оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Организует групповую работу обучающихся по составлению тематического текста с включением слов на изучаемую орфограмму. - Где может пригодиться новое знание? - Теперь разделимся на группы. Используя слова, записанные на слайде, прошу вас составить свой текст. - Запишите свой вариант текста или тот, который понравился вам больше всех остальных в тетрадь. | Работают в группе, составляют (устно) текст. Определяют в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова. Записывают текст в тетрадь. Обсуждают работу группы, оценивают результат. | Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения. Коммуникативные: работать в группе, высказывать своё мнение, слушать мнение других. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат работы группы и свой собственный. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению: - составить 5 предложений, употребив слова с непроизносимыми согласными в корне слова; - найти и записать 5 пословиц, в которых употреблены слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | Слушают, обсуждают домашнее задание. | Коммуникативные: умение слушать, задавать уточняющие вопросы. Личностные: формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Предлагает вспомнить цель занятия. Организует рефлексию (памятка для рефлексии на слайде). Оценивает работу обучающихся. Предлагает обучающимся прокомментировать свои оценки. | Вспоминают и проговаривают цель занятия. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. | Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Регулятивные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение 1.
Разноуровневые задания на слайдах (презентация для нетбуков):
1 уровень (базовый):
К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите слова с непроизносимыми согласными.
унылый яростный
огромный радостный
печальный наездник
знаменитый местный
здешний известный
всадник горестный
умелый искусный
веселый гигантский
нестерпимый несносный
гневный грустный
2 уровень (повышенный):
Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.
Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________) извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь.
3 уровень (высокий):
Пользуясь образцом, составьте со словами словосочетания таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, трос…ник.
Приложение 2.
Памятка для рефлексии.
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Был ли ты активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Сумел ли ты показать свои знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме" Парная согласная в корне слова"
В работе представлен материал по теме "Парная согласная" (закрепление) для учащихся 3 класса....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"
Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?» Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)
Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме: "Слова с удвоенными согласными в корне"
Тема урока: « Учим слова с удвоенными согласными в корне»....
Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс
Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
урок для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...