Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Удвоенный согласный"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ УДВОЕННОГО СОГЛАСНОГО»
Цель:
- продолжать знакомить уч-ся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
ЗАДАЧИ:
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас уч-ся, развивать речь;
- развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование:
заранее приготовленное домашнее задание уч-ся: заметка в школьную газету, иллюстрации Чиполлино, Винни-Пуха, Чебурашки, книга В. Волиной "Весёлая грамматика", физическая карта полушарий.
Тип урока: повторение изученного по теме.
Ход урока:
1 .Организация начала урока.
Учитель.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
2.Повторение изученного материала. Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
Минутка чистописания.
Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.
1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)
Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр
Проверка домашнего задания (творческая работа).
Учитель. Вы представили себя корреспондентами и написали заметку в школьную газету на любую интересующую вас тему. Можно было подобрать к написанному иллюстрацию. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Уч-ся читают (2-3 человека).
Беседа.
Учитель. Правописание каких слов, судя по минутке чистописания, мы продолжаем изучать?
Уч-ся. Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
Уч-ль. Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?
Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.
Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах?
Уч-ся. В корне слова.
Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?
Уч-ся. Подобрать однокоренные слова.
Учитель. Какие слова лишние? Почему?
(Слова напечатаны на листе, учитель по ходу беседы выделяет маркером части слов)
ссора медленно (-енн - суффикс)
рассказ (сс на стыке приставки рас- и корня сказ)
пассажир
русский (СС на стыке корня рус и суффикса -ск-)
грамм
летняя (-яя - удвоенная гласная, окончание прилагательного женского рода)
Учитель. Более подробно изучать удвоенные согласные на стыке приставки и корня мы будем в 10-м разделе нашего учебника.
Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?
Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Игра "Плюс - минус".
Учитель. Если слово переносится, покажите "плюс" с помощью двух карандашей; если нет - "минус". Затем объясните, почему вы так думаете. (Слова из предыдущего упражнения).
Слово ты перенеси,
"Плюс" поставить поспеши,
А не сможешь, так и знай,
"Минус" ставь и не зевай.
Ссо-ра, мед-лен-но, рас-сказ, пас-са-жир, рус-ский, грамм, лет-няя.
Словарная работа (эстафета). Словарные слова - стр.55 в учебнике русск.яз
Учитель. Три ряда - три команды. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый ученик записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Учитель и уч-ся проверяют, исправляют ошибки.
Учитель. А в каких словарных словах так и хочется написать удвоенную согласную, но делать это нельзя?
Уч-ся. Галерея, юный (корень юн, суффикса нет), багряный и серебряный (суффикс -ян- с одной н).
Учитель.
Шарада.
Первая буква есть в слове сурок
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь итог от сложения.
(С-ум-ма).
Фонетический разбор слова.
Учитель. Сделаем звукобуквенный анализ слова сумма. Какой звук передают буквы мм? Как его обозначить в транскрипции?
Уч-ся. Долгий звук / м /. / Сумма - сум-ма, 2 слога;
с- / с / - согласный, глухой, твёрдый;
у- / у / - гласный, ударный;
м- / м / - согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, долгий;
а- / а / - гласный, безударный;
5 букв, 4 звука.
На доске запись:
Я сегодня всем наврал -от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
Учитель. Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал?
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.
Учитель. Есть ошибка здесь иль нет?
Дайте правильный ответ.
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений. Запишите два предложения с любой парой слов.
Грипп - гриб
металл - метал (мяч)
Учитель (помощь).
1.
Гриб один в лесу растёт,
грипп другой вас с ног собьёт.
За первым - нагибаемся,
вторым - все заражаемся.
2.
Оля ядра из металла
дальше всех в длину метала.
Олей мы теперь гордимся,
обижать её боимся.
Физминутка.
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Учитель. Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это?
1.
Многим долго неизвестный
стал он каждому дружок,
всем по сказке интересной
мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
он зовётся ... (Чиполлино)
Учитель показывает портреты героев.
2.
Он и весел и не злобен,
этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
медвежонок ... (Винни - Пух)
З.
Он дружок зверям и детям,
он - живое существо,
но таких на белом свете
больше нет ни одного,
потому что он не птица,
ни тигрёнок, не лисица,
не котёнок, не щенок,
не волчонок, не сурок,
но заснята для кино
и известна всем давно
эта милая мордашка,
а зовётся ... (Чебурашка)
Учитель. Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему.
Уч-ся. У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чополлино - нет. Учитель. Кто придумал этих героев?
Уч-ся. Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский.
Учитель. Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква?
Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс ( Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг)
Учитель. Спишите и запомните 3-4 имени любимых вами героев и авторов произведений о них. Подчеркните орфограмму "Удвоенную согласную в корне слова".
Учитель. Какая ещё орфограмма есть во всех этих словах?
Уч-ся. Большая буква в именах собственных.
Учитель. Какие имена пишутся с удвоенными согласными?
Уч-ся. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп.
Учитель. Знаете ли вы, какие географические названия пишутся с удвоенной согласной в корне?
Уч-ся. Россия, Одесса, Марокко, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки).
(Учитель, дополняет в случае необходимости и показывает на физической карте полушарий).
Учитель. Как вы уже заметили, удвоение согласной не свойственно русскому языку. Этимология таких слов часто объясняет удвоение согласной. В дальнейшем, встречая слова с удвоенной согласной, мы будем продолжать изучать этимологию слов с удвоенной согласной.
Учитель.
Дрессировщик танцевал
Вальс с гиппопотамом.
Мы немедленно расскажем вам
Интересное о гиппопотамах.
Работа по учебнику.
Упр. № 54, стр. 30, "Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык" для 3-го класса (1-4) Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной" ("Школа 2100").
Гиппопотам - могучее животное. Масса его тела - более двух тонн.А в одной тонне - тысяча килограммов. И при таком весе бегемот очень быстро плавает и хорошо ныряет!
Учитель. Прочитайте текст. Найдите слова с удвоенными согласными. Проговорите эти слова по слогам (орфографическое чтение). Подчеркните карандашом удвоенные согласные. Запомните текст. Закройте книги.
Запишите под диктовку. Уч-ся пишут диктант, открывают книги, проверяют себя (самопроверка).
Учитель. Послушайте интересный материал о гиппопотамах
Сообщение уч-ся (сопровождает иллюстрациями).
Существует два вида гиппопотамов (бегемотов) - обыкновенный и карликовый. Оба эти вида живут в Африке.
Большой гиппопотам держится возле воды, предпочитая спокойные глубокие реки. Шкура у бегемота толстая, примерно 5 см. Вес большого гиппопотама составляет от 3 до 4,5 т. Если ему угрожает опасность, он быстро уходит туда, где поглубже, и остаётся там в течение нескольких часов.
Все бегемоты хорошо плавают и ныряют. Они могут оставаться под водой от трёх до пяти минут. Благодаря своему большому весу они могут ходить по дну реки.
Большие гиппопотамы проводят в воде целый день и выходят на поиски пищи только ночью. Они бродят в окрестностях реки, поедая траву и тростники, растущие по берегам. Иногда они проходят таким образом много километров.
При рождении детёныш бегемота весит от 27 до 45 кг. Ещё не умея ходить, он учится плавать и держится под водой рядом со своей матерью. Иногда он взбирается ей на спину и греется на солнце. Такое положение позволяет обезопасить детёныша от нападения крокодилов.
Местные жители часто убивают гиппопотамов ради их мяса, по вкусу напоминающего мясо диких свиней. Естественная продолжительность жизни бегемота - около 50 лет.
Карликовые бегемоты водятся в западной части Африки; они в четыре раза меньше больших гиппопотамов. Большую часть времени они проводят на суше, и живут карликовые бегемоты намного меньше.
3 .Итог урока.
Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.
Учитель. Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.
Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика", стр.119). (Читает подготовленный уч-ся.)
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!
Учитель. Так давайте же продолжать учить такие слова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных"
Тема: Обозначение мягкости согласных.Цель: расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письмеЗадачи урока:1. Коррекция недостатков пись...
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)
Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме: "Слова с удвоенными согласными в корне"
Тема урока: « Учим слова с удвоенными согласными в корне»....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Позиционное чередование гласных и согласных звуков»
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 2 класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Обобщить знаний учащихся о позициях гласного и согласного зв...
Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.Класс: 3Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели по содержанию:обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слов...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
урок для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов»
обобщить и систематизировать знания обучающихся о парных звонких глухих согласных в конце слов...