Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
урок для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_a-ya.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по русскому языку
проведенного 20.12.2022 во 2 классе
на тему:
«Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
Учитель высшей квалификационной категории
Капустина С.В.
Тема: Гласные а-я после твердых и мягких согласных.
Цель: формировать умение различать твердые и мягкие согласные.
Задачи:
- учить писать слова с буквами а-я, учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а-я в слогах, словах;
- коррекция зрительного восприятия, фонематического слуха;
- развивать мелкую и общую моторику;
- обогащать и уточнять словарный запас;
- воспитывать мотивацию к учебе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебные принадлежности, карточки с заданиями
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
- А теперь, сядет тот, кто назовет все гласные звуки в своем имени (садятся по очереди)
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
II. Введение в тему
- Ребята, я неслучайно попросила назвать вас гласные. Сегодня на занятии мы будем о некоторых из них говорить. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, отгадав имя этого веселого человечка — клоуна, который пришел к вам в гости
- В его имени есть две парные гласные, но они убежали: Т__ п __ .
- Назовите пары гласных, которые вы знаете.
- Отгадайте, какие это гласные и как зовут человечка?
- Правильно это гласные я и а, а имя клоуна Тяпа.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Героями нашего урока вместе с клоуном будут гласные а-я. Оказывается это волшебные буквы, они умеют творить чудеса - превращать согласные то в твердые, то в мягкие. Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить в место, где живут волшебство и чудеса.
- Отгадайте его загадку:
Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это – (Цирк)
(слайд 1)
- Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк и конечно будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а-я.
IV. Изучение нового.
1. А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко.
- Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 2
Дети: Арена
- Какой она формы?
- Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных. У вас на столах тоже кружки. Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
2. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он - …
Дети: Жонглер.
- Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца, булавы.
- Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух. “Игра с мячом” - услышав слог с твердым согласным, нужно назвать слог с мягким, аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча).
да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва
3. Упражнения для пальцев рук с орехом
- Этот шарик не простой
Он – орешек, вот какой!
Будем с шариком играть
Нашим ручкам помогать
Раз, два, три, четыре, пять
Будем крепко мы сжимать.
4. Чистописание.
- Записать буквы а, я.
5. Работа в тетрадях.
- Как называют в цирке человека, который дрессирует животных? (дрессировщик). Правильно, а если он укрощает хищных животных , то это укротитель .
- Давайте и мы с вами попробуем быть укротителями. Будем укрощать слоги. Прочитайте слоги на карточках на доске. Нужно расставить слоги чётко на свои места парами – подобрать к каждому слогу с твердой согласной слог с мягкой согласной и записать их (1 ученик работает у доски).
- Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
- Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
6. Игра «Фокусники»
- Отгадайте ещё одну загадку от клоуна:
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
- Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)
- Давайте тоже поработаем фокусниками.
- На доске две половинки шаров со слогами ра-ря, а у меня на столе коробка с другими половинками и слогами. Собрав слово мы соберем и шар. Крепим половинки шаров из коробки слева от половинок шаров на доске. (В коробке: ги, иг, но, ды, за, бу). Составленные слова записываем в тетрадь.
Физкультминутка
- доскажите словечко:
Ловко ленточкой владеет,
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
- Давайте и мы с вами подвигаемся как акробаты:
Головами покиваем
Щечки быстро растираем.
По ним легонько постучим
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём (потянулись вверх и опустили руки)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем.
Колено локтем достаем раз, два, раз, два (перекрестные шаги)
И работать мы начнём…
7. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке!
- Правильно канатоходец. Это сложное слово образовано от двух простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?
Канат - это очень толстая веревка.
- Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы провести канатную дорожку, которой мы соединим слова и предложения (работа на карточках)
Наш ребёнок очень… рад
Он в руках бумажки … ряд
Ваня был сегодня … мал
Что попал в первый … мял
- Два предложения спишите в тетрадь.
V. Закрепление
- Найди и исправь ошибки (слайд)
Лошядь, мата, зямок, весня, тетрядь, гляз, мач.
VI. Итог
1. - Что понравилось?
- С какими гласными работали на уроке?
- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.
2. Д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...
Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"
Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...
"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"
Урок -КВН обучения грамоте по теме: "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"...
Конспект урока письма и развития речи, 2 класс. Тема "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"
Конспект урока письма и развития речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"...
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект подгруппового занятия в 1 классе...
Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"
В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...