Тема | Сложные слова |
Цель | Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. |
Задачи | -Формировать представление о словах, которые имеют два корня; умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова - Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления - Воспитывать прилежание, стремление хорошо учиться |
Формируемые УУД | Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. |
Основные понятия |
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя |
Подготовка класса к работе. |
|
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. На доске запись: Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка. – Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Работа в тетрадях Ученик работает у доски. Пишут словарные слова, исправляя ошибки | Повторение написания словарных слов | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
– Я увидела в тетрадях учеников следующее: мухоловка мухоловка Какой вопрос возникает? Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка? Почему птицу так назвали? Подберите однокоренные слова. Так сколько корней в слове мухоловка? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Отвечают на вопросы
|
Подбирают однокоренные слова к слову муха и ловит
| Формировать представление о словах, которые имеют два корня
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления | Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.
Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). | а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. – Из каких слов сложилось это слово? – Сколько в нём корней? (Два.) – Выпишите это слово и выделите в нём корни.
б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.
Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. – Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.)
| Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Первичное закрепление Цель.
| Устанавливает осознанность ситуации.
– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Приведите свой пример сложного слова. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Работа с определением (с. 106).
| умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова
| Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель.
| Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.
| Умение правильно писать и употреблять сложные слова в речи Развитие внимания, интереса к предмету русский язык | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова?– Кто из героев прав? |
| Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
|
|
|
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Организует рефлексию. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
|
| Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
IX. Д/з. | Сочинить сказку про сложные слова |
|
|
|
|