Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое и переносное значение слов их роль в нашем языке;
- уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
- Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 01.02.2019 ФИО учителя: .Кошкина И.И
Школа: 152 ФИ студента: Ларионова Н
Класс: 4д ФИО методиста: Кондратьева И.И
Кабинет: 210
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое и переносное значение слов их роль в нашем языке;
- уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
- Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату? - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя. - Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 5 мин | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа» – Начнем словарную работу. - Прочитайте слово на доске -что оно обозначает? КОМАНДИР - Обозначьте орфограммы в слове командир – Подберите 1) однокоренные слова 2)синонимы к слову «командир» – Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир». Составьте предложения с этим словом. | 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна. 2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать. - команда, командирский, командующий, командовать. - руководитель, начальник, военачальник Каков командир, таковы и солдаты. Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади. Командиром рота крепка, без командира солдат сирота. Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб. | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже у П.: структурирование знаний. своено и что еще нужно усвоить. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 3 мин | - Прочитайте предложения. Какое слово встретилось в обоих предложениях? Что вы можете сказать о значении этого слова? Как называются слова, которые имеют несколько значений? Прочитайте следующую пару предложений. Что вы заметили? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. Что объединяет эти слова? Как называются такие слова? - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставим? - Молодцы. Приступаем к работе. | У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью. -Шляпка. В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор. - Многозначные. Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день. - В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном. Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова» Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке; | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. | 15 мин | - Сколько лексических значений может иметь слово? Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи в человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке. – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. – Кто такие полиглоты? – Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский: Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить. – Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. – Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова. Заимствованные слова- это пришедшие слова из других языков, то есть занимать эти слова, заимствовать. | Воспринимают информацию на слух Воспринимают информацию на слух - Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю. Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой. Работа в группе Словесный: диалог. | 5 мин | -Посмотрите на упражнение 63. Нам нужно прочитать слова, заимствованные из других языков. - Назовите, какие языки есть в этом упражнении? - Будем читать слова, которые заимствованы из других языков, по цепочке, начиная с первого рада. Обращайте внимание на ударение. - теперь разделимся на группы. Групп столько, сколько языков указанно. - А теперь возьмем слова, заимствованные из французского языка, и объясним их значение. Для этого в конце учебника на страничке 158 есть словарь иностранных слов. Объясните значение слова. Найдите слово в толковом словаре. Однозначное или многозначное это слово? Составьте предложение, употребив это слово. Какие слова называют многозначными. Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? -Понравившееся слово с лексическим значением запишите в тетрадь. | греческий, итальянский, голландский, французский, немецкий, латинский Мы работали со словом (Называют слово) Лексическое значение этого слова… Однозначное это слово или многозначное? Мы составили следующее предложение… - В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам. - В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра I русский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию - В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя. Практический: списывание | 5 мин | - Упражнение №66 - Прочитайте задание. Что нужно сделать? 1 вариант записывает предложения, где слова используются в прямом значении, а 2 вариант записывает в тетрадь предложения, где слова используются в переносном значении. - Кому не понятно задание? - Выполняем. Проверяем. Одни человек из 1 варианта называет свои предложения, а остальные проверяют. - Теперь человек из 2 варианта читает свои предложения. - Молодцы. | Слушают задание. Выполняют самостоятельную работу. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: лексический анализ | 4 мин | Упр. 65 (с. 46). Какие слова называются многозначными? Прочитайте слова и найдите среди них многозначные. Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова. - Объясните в каких значениях они могут употребляться. |
У многозначных слов значения пронумерованы. Выполняют задание | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин | - Какую тему мы изучали сегодня на уроке? -Что такое лексическое значение слова? -Сколько лексических значений может иметь слово? - Какие слова называются многозначными? - Какие слова называются заимствованные? - Были ли у вас трудности при выполнении упражнений? - Какие задания были интересными? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Упражнение 67. | Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова» Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке; - Все цели мы реализовали. Анализируют свою работу на уроке | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя:Формирование понятия о переносном значении слова, как способе образования многозначных слов.Задачи урока:Дидактические:1) вспомнить, что такое многозначные слова;2) дать поня...
Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (2 класс)
Как появляются многозначные слова...
Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия о переносном значении слова, как способе образования многозначных слов.Задачи урока: Дидактические:1. Вспомнить, что такое многозначные слова...