Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ларионова Наталья Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое  и переносное  значение слов их роль в нашем языке;
  • уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
  • Личностные:
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        01.02.2019                                                                                                                               ФИО учителя: .Кошкина И.И

Школа: 152                                                                                                                                          ФИ студента: Ларионова Н

Класс: 4д                                                                                                                                                    ФИО методиста: Кондратьева И.И

Кабинет: 210                                                                

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое  и переносное  значение слов их роль в нашем языке;
  • уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
  • Личностные:
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа»

 – Начнем словарную работу.

- Прочитайте слово на доске

-что оно обозначает?

КОМАНДИР

- Обозначьте орфограммы в слове командир

 – Подберите

1) однокоренные слова

2)синонимы к слову «командир»

– Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир».  

Составьте предложения с этим словом.

1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.  

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

- команда, командирский, командующий, командовать.  

- руководитель, начальник, военачальник

Каков командир, таковы и солдаты.  Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади. Командиром рота крепка, без командира солдат сирота.

Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже у

П.: структурирование знаний.

своено и что еще нужно усвоить.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

3 мин

- Прочитайте предложения.

Какое слово встретилось в обоих предложениях?

Что вы можете сказать о значении этого слова?

Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Прочитайте следующую пару предложений.

Что вы заметили?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.  

Что объединяет эти слова?

Как называются такие слова?

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим?

- Молодцы. Приступаем к работе.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

-Шляпка.

В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.

- Многозначные.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки.

Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

- В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.

Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова»

Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке;

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

15 мин

- Сколько лексических значений может  иметь слово?  

Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи в

человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.

– Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такие полиглоты?

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить.

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков.

– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.

Заимствованные слова- это пришедшие слова из других языков, то есть занимать эти слова, заимствовать.

 Воспринимают информацию на слух

Воспринимают информацию на слух

- Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.

Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Работа в группе

Словесный: диалог.

5 мин

-Посмотрите на упражнение 63. Нам нужно прочитать слова, заимствованные из других языков.

- Назовите, какие языки есть в этом упражнении?

- Будем читать слова, которые заимствованы из других языков, по цепочке, начиная с первого рада. Обращайте внимание на ударение.

- теперь разделимся на группы. Групп столько, сколько языков указанно.

- А теперь возьмем слова, заимствованные из французского языка, и объясним их значение. Для этого в конце учебника на страничке 158 есть словарь иностранных слов.

Объясните значение слова.

Найдите слово в толковом словаре.

Однозначное или многозначное это слово? Составьте предложение, употребив это слово.

Какие слова называют многозначными.

Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка?

А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского?

С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр?

-Понравившееся слово с лексическим значением запишите в тетрадь.

 греческий, итальянский, голландский, французский, немецкий, латинский

Мы работали со словом (Называют слово)

Лексическое значение этого слова…

Однозначное это слово или многозначное?

Мы составили следующее предложение…

- В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.

- В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра I русский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию

- В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

 Практический: списывание

5 мин

- Упражнение №66

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

1 вариант записывает предложения, где слова используются в прямом значении, а 2 вариант записывает в тетрадь предложения, где слова используются в переносном значении.

- Кому не понятно задание?

- Выполняем.

Проверяем. Одни человек из 1 варианта называет свои предложения, а остальные проверяют.

- Теперь человек из 2 варианта читает свои предложения.

- Молодцы.

Слушают задание.

 Выполняют самостоятельную работу.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: лексический анализ

4 мин

Упр. 65 (с. 46).

Какие слова называются многозначными?

Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное?

Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова.

- Объясните в каких значениях они могут употребляться.

 

У многозначных слов значения пронумерованы.

Выполняют задание

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

-Что такое лексическое значение слова?

-Сколько лексических значений может  иметь слово?

- Какие слова называются многозначными?

- Какие слова называются заимствованные?

- Были ли у вас трудности при выполнении упражнений?

- Какие задания были интересными?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  

Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Упражнение 67.

 Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова»

Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке;

- Все цели мы реализовали.

Анализируют свою работу на уроке

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя:Формирование понятия о переносном значении слова, как способе образования многозначных слов.Задачи урока:Дидактические:1) вспомнить, что такое многозначные слова;2) дать поня...

Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия о переносном значении слова, как способе образования многозначных слов.Задачи урока: Дидактические:1. Вспомнить, что такое многозначные слова...