Технологическая карта изучения темы «Родственные слова и формы слова. Секреты коротких стихотворений» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Конспект урока
по русскому языку
Тема: «Родственные слова и формы слова.
Секреты коротких стихотворений».
Учитель начальных классов:
Мошкова Светлана Геннадьевна
г. Арзамас
2012
Технологическая карта изучения темы
«Родственные слова и формы слова. Секреты коротких стихотворений» 2 класс
Тема | Родственные слова и формы слова. Секреты коротких стихотворений. |
Цель: | закрепление знаний обучающихся о родственных словах и формах слова. |
Задачи: | воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы; метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии; предметные: расширить знания обучающихся о родственных словах; научить обучающихся различать родственные слова и формы слова; учить пользоваться разными видами словарей; формировать умение видеть красоту в простом, создать условия для успешного закрепления изученного материала. |
Планируемый результат | Познавательные умения: — объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины. Предметные умения: - Знать и уметь применять общее правило написания корней родственных слов. - Знать отличительные особенности коротких японских стихов хокку. - Уметь составлять модели предложений. - Уметь находить в тексте родственные слова. - Уметь решать проблемные ситуации. |
Основные понятия | Понятия: родственные слова; корень; главные и неглавные слова в предложении; модель предложения; хокку. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Н.А. Чуракова « Русский язык» 2 класс, 1, 2 части. Учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть. Тема: «Родственные слова и формы слова. Секреты коротких стихотворений». Методическое пособие, наглядный материал, раздаточный материал, рабочая тетрадь |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
I этап. Организацион ный момент Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу. | Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | I этап. Организационный момент. Я рада новой с вами встрече. Мне с вами интересно, друзья. Умные ваши ответы С удовольствием послушаю я. Мы сегодня снова будем читать, писать, Делать выводы и рассуждать. Представьте, что мы в зимнем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне. Личностные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания обучающихся; сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке; упражняться в умении работать со словарной статьей развивать орфографическую зоркость; - обогащать словарный запас, развивать речь. | Работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова, создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; организовать работу с различными видами словарей (пиши правильно, словарь происхождения слов, толковый словарь) | II этап. Актуализация знаний. Внедрение в учебную деятельность.
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания. Вав Вбг Ввд … … (найдите закономерность и напишите следующие 2 сочетания Вге, Вдё) Познавательные УУД 2. Словарная работа. В…кзал, с…бака, п…льто, ст…лица. - Какое слово здесь лишнее? (пальто). - На какие группы можно разделить слова? (по родам); (одуш. и неодуш. предметы) - Что это за слова? Почему их надо запомнить? (словарные) - Где можно проверить написание этих слов? (работаем со словарем «Пиши правильно») - Запишите слова, выделите окончание и основу. - Что означает слово столица? От чего оно произошло? (см. «Словарь происхождения слов») 3. Формулирование темы урока и целеполагание. Что можно сказать о словах столица и стол? (родственные) Сформулируйте тему урока.(родственные слова) Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели: - упражняться, в чем? …..(в умении находить родственные слова); -развивать, что? … (орфографическую зоркость); - обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..). - Составьте предложение с одним из слов. (Мама купила новое пальто.) Разобрать по членам (письменно), составьте модель предложения. найти словосочетания(устно). Познавательные УУД Регулятивные УУД |
III. Динамическая пауза. Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм, мотивировать к изучению темы. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группах; обеспечить контроль за выполнением задания. | III. Динамическая пауза. Деление на группы произвольное, по форме предмета( на столах детей фигуры разного цвета, размера и формы) 1 группа: Откройте «Обратный словарь» найдите слова обозначающие предметы женского рода. 2 группа: По «Обратному словарю» найдите слова мужского рода. 3 группа: По «Обратному словарю» найдите слова среднего рода. Объясните, какое задание было у группы и докажите это. Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
IV этап. Закрепление пройденного материала Цель – - закреплять знания о родственных словах и корне слова; -развивать орфографическую зоркость, творческое воображение; - развивать умение находить родственные слова в предложении; - создать условия для успешного закрепления изученного материала. | Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов в предложении Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах. Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | IV этап. Закрепление пройденного материала 1. - Прочитайте слова: Золото, золотой, золотник, позолота. - Что объединяет эти слова? (родственные) - Вспомним правило, как пишется корень в однокоренных словах?(корень в однокоренных словах пишется одинаково) - Спишите, выделите корень. - Это разные слова или формы одного и того же слова? ( золото и золотой – формы 1 слова, т.к. основы одинаковые; остальные разные слова, т.к. основы разные) Что означает слово золотой? (проверим по толковому словарю) Какое это слово? (многозначное: записано 1 раз , а значения даны под цифрами) 2. Решение проблемной ситуации - Послушайте сказку «Родственница». - Вы кто такие? - Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Права ли гусеница? - Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение) 3. Работа в парах. - Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова, выделите корень. Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже Водяной пожаловал. Решил порадовать Воду новым стихотворением. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. А Водяному прочитать стихотворение. За ночь вьюнок обвился Вкруг моего колодца… У соседей воды возьму! (Тиё) - Что за чужака приметила Вода? (водитель) - Подберите однокоренные слова. - Назовите семью Воды. Почему они родственники? -Что за стих. прочитал водяной? ( хокку или хайку – японские стихи из 3 строчек) - В чем секрет этих коротких стихов?( 1 секрет любования; 2 секрет- увидеть красоту в простом. Если человек ее видит и ценит, он счастливый) - О чем это стихотворение? - Что вы заметили в записи 2 строчки? (многоточие) - Как вы думаете, что нам хотел сказать автор? (задумался, залюбовался, а дальше возможен неожиданный поворот) - Закройте последнюю сточку. Продолжите по смыслу. (освобожу от вьюнка и наберу воды из своего колодца) - А теперь прочитайте последнюю строчку. Можно ли ее назвать неожиданным поворотом? (да, т.к. герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец) - Почему? (герой хотел оставить эту красоту нетронутой) - Что хотела сказать нам поэтесса? (берегите красоту) - Герой хокку – наблюдательный человек? (да, только наблюдательный человек не забросит автоматически ведро в колодец, а прежде обратит внимание на неброскую красоту вьюнка) - А можно назвать его чутким? (Герой не стал обрывать цветок, а попросил воды у соседа, это говорит о его чуткой душе, ведь он сохранил красоту) То, что случилось, вызывает у героя досаду за неудобство или теплое чувство? - Так о чем это стихотворение? ( о красоте, которую человек не хочет нарушать) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: 1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать личную ответственность за результаты своего труда. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | V.Подведение итогов урока. Рефлексия. - Кто доволен своей работой на уроке? - Достигла ли она цели? знаю Я запомнил смог Скажу я слово: - Высоко! А ты ответишь: …! Скажу я слово: - Далеко! А ты ответишь: - …! Скажу тебе я слово: - Трус! Ответишь ты : -… Теперь начало я скажу, Ну, отвечай: - …! (конец) Личностные УУД Коммуникативные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".
Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
Презентация по теме "Родственные слова и формы слова".
Презентация к уроку русского языка для 2 класса по теме "Родственные слова и формы слова" УМК "Перспективная начальная школа"....
Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с парными согласными в корне»
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"...
конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».
Урок русского языка 2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...
презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....
Технологическая карта изучения темы «Сложные слова» 3 класс
Тема«Сложные слова»Цели- познакомить учащихся с понятием «сложное слово» и образованием сложных слов, с помощью соединительных гласных;- формировать ключевые компетенции ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...