Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение Г.
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Заикина Арина Вячеславовна
2. Класс: 2 Д Дата: Предмет: Русский язык
3. Тема урока: «Слова и их дальние родственники»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: новая
5. Цель урока: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения.
6. Задачи урока:
- обучающая - научить детей находить способы проверки слов с учетом их происхождения, научить пользоваться этимологическим словарем, углублять представление о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию, расширять словарный запас учащихся;
- развивающая - развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас.
- воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе, ответственность за выполненную работу.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умеют работать со словарём происхождения слов; осуществлять проверку слов различными способами; самостоятельно находить с помощью словаря происхождения слов дальних родственников. | Познавательные УУД: умение делать выводы; умение строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: умение формулировать тему и проблемные вопросы урока, умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; умение организовывать рабочее место. Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения, взаимодействовать с одноклассниками. | Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; |
Методы обучения:
– метод проблемного изложения,
– частично-поисковый.
7. Оборудование: экран, компьютер, меловая доска, учебник «Перспективная начальная школа», карточки с заданиями.
Характеристика этапов урока
Этапы урока, задача этапа | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | ФОУД | Деятельность ученика | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
#1054;рганизационный момент. Задача: мотивация учения. | 1мин. | - Добрый день, ребята! Ну-ка, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Постарайтесь все понять, Учитесь тайны раскрывать! | Ф. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: уметь организовать свое рабочее место. | адекватная мотивация к учебной деятельности. | |
2. Актуализация знаний. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | 4 мин. | Минутка чистописания: Фф ии оо Фамилия имя отчество - Какие правила написания имен собственных вы знаете? - Запишите свое ИФО, с какой буквы напишите? Повторение правописания безударных гласных в корне. Повторение слов-синонимов. | Ф. | Прописывают, отвечают на вопросы. Вспоминают правила проверки слов с помощью ударения, изменения формы слова. Вспоминают слова-синонимы. | Знают часть речи правило написания имен собственных. | Позн-ные: ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания/незнания, извлекать необходимую информацию. Регулятивные: саморегуляция. Коммун-вные: уметь взаимодействовать с одноклассниками. | |
3. Постановка и решение учебной задачи Задача: подведение к теме урока: «Слова и их дальние родственники» . | 4 мин. | - У кого такая же фамилия, как у вас? (мама, папа и т.п.) - Верно, одинаковые фамилии бывают у родственников. - Сегодня мы будем искать дальних родственников знакомых слов. - Посмотрите на пиктограмму, что она обозначает? (Словарь происхождения слов). | Ф. | Отвечают на вопросы, делают предположения. | Знают, для чего нужен этимологический словарь. | Рег-ные: целеполагание, планирование, прогнозирование Комм-вные: оформлять свои мысли в устной форме. Позна-ные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
4. Открытие нового материала. Задача: формировать умение проверять слова с помощью словаря. | 10 мин. | Работа по учебнику Ч. 1, с. 119-120 - Мы редко задумываемся о том, откуда произошло, как появилось то или иное слово. - Посмотрите на картинку, что нарисовано слева? (Колокол) - А справа? (колокольчик) - Слово колокольчик произошло от слова колокол. Как вы думаете, почему растение получило такое название? - Почему так названы цветы: гвоздика, кувшинка? - Как вы думаете, сейчас слова гвоздь и гвоздика родственные? А кувшин и кувшинка? (Сейчас нет! – разные предметы) - Какие слова называются родственными? Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу. - Как узнать, от какого слова произошло слово сирень? - Откройте словарь происхождения слов на стр. 155. (Про фамилии). | Ф., Г. | Умеют работать с словарем. | Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. | ||
#1060;изкультминутка Задача: снятие утомляемости детей. | 2 мин. | «Шеей крутим осторожно- Голова кружиться может. Влево смотрим-раз, два, три. Так и вправо посмотри. Вверх потянемся, пройдемся, И за парты вновь вернемся». | Ф. | Выполняют двигательные упражнения. | установка на здоровый образ жизни. | ||
#1055;ервичное закрепление нового материала Задача: формирование умения находить способы проверки слов с учетом их происхождения. | 7 мин. | Работа по учебнику № 89, 90 с.121. | И. | Работают у доски и в тетради. | Определяют слова, от которых образовались фамилии. | Рег-ные: саморегуляция, алгоритмизация действий. Позн-ные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Комм-ные: уметь высказывать свою точку зрения, взаимодействовать с одноклассниками | Формирование готовности к сотрудничеству и дружбе. |
7. Запись домашнего задания. Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1 мин. | Тетрадь для с. р.№ 1: № 49 (с.41). | И. | Знакомятся с домашней работой. | Регулятивные: саморегуляция. | ||
8. Контроль Задача: закрепление знаний. | 7 мин. | Карточки (2 варианта) на самостоятельное выполнение. Карточка 1 1. Подбери и запиши к словам синонимы. Дорога– Метель– Стужа– Драчун– Лентяй– 2. От каких слов образовались эти фамилии? Запиши их, выдели корень. Петров– Гордеев– Хитров – Тихонов– Карточка 2 1. Подбери и запиши к словам синонимы. Отец – Деревня– Торжество– Везение– Чародей– 2. От каких слов образовались эти фамилии? Запиши их, выдели корень. Иванов– Морозов– Мартынов– Громов– | И. | Выполняют индивидуальное задание. | Умеют подобрать проверочное слово, слово-синоним, работают со словарем. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, осуществлять самоконтроль. | |
9. Подведение итогов. Задача: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | 3 мин. | - Как же можно узнать происхождение слов? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слов? Какие слова называются родственными? | Ф. | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Рег-ные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. | умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;. | |
10. Рефлексия. Задача: сформировать личную ответственность за результаты своего труда. | 1 мин. | «Светофор» | Ф. | Показывают мимикой или жестом на сколько понравилось занятие. | Регулятивные: анализировать проделанную работу. | устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
Анализ урока:
8. Работа обучающихся на уроке: младшие школьники на всех этапах были активны. Каждый младший школьник участвовал в беседе при открытии нового материала.
9. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
10. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. Младшие школьники работали самостоятельно у доски и при выполнении карточек на этапе «контроль».
11. Оценка достижения урока: цель и задачи урока были достигнуты, обучающиеся усвоили новый материал.
Цель урока: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения.
Задачи урока:
- обучающая - научить детей находить способы проверки слов с учетом их происхождения, научить пользоваться этимологическим словарем, углублять представление о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию, расширять словарный запас учащихся;
- развивающая - развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас.
- воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе, ответственность за выполненную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова и их дальние родственники
Презентация к уроку по теме "Слова и их дальние родственники" по УМК "Перспективная начальная школа"...
Слова и их дальние родственники
Тема: «Слова и их дальние родственники»«Перспективная начальная школа»Цели: познакомить с происхождением слов; открыть ещё один способ проверки слов; уточнить представление о родственных словах; помоч...
"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"
Материал включает в себя документ и презентацию по русскому языку 2 класс на тему:"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"...
Урок русского языка: "Слова и их дальние родственники"
Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс...
Слова и их дальние родственники
Слова и их дальние родственники...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...