Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 6 октября 2009 г., № 373.
· Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального
общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
· Авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе « Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ »: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В-М.: «Просвещение»,2013.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015учебный год.
Уровень программы: базовый
Общая характеристика курса.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принцип личностной направленности обучения и творческой активности учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yazyk3_klass.docx | 89.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 6 октября 2009 г., № 373.
- Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального
общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
- Авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе « Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ »: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В-М.: «Просвещение»,2013.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015учебный год.
Уровень программы: базовый
Общая характеристика курса.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принцип личностной направленности обучения и творческой активности учащихся;
Цели:
- Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке формирование на этой основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
- Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенции учащихся
как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов. Программа составлена из расчета 4 часа в неделю по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, № 7699/12 от 3.06.2012 г., 140 часов в год (35 учебных недель).
Из них:
Раздел | По плану РФ (авторская программа) | По плану РТ (рабочая программа) | Контрольный диктант | Развитие речи |
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. | 16 | 13 | ||
Собеседники. Диалог | 4 ч | 4 ч | ||
Культура устной и письменной речи | 3 ч | 3 ч | ||
Текст. | 9 ч | 6 ч | 1 | |
Язык — главный помощник в общении | 39 | 33 | ||
Язык — главный помощник в общении | 1 ч | 1 ч | ||
Звуки и буквы | 2 ч | 2 ч | ||
Слог, ударение | 2 ч | 2 ч | ||
Девять правил орфографии | 11 ч | 11 ч | 1 | |
Слово и его значение | 13 ч | 10 ч | 1 | |
Словосочетание | 2 ч | 2 ч | ||
Предложение | 1 ч | 1 ч | ||
Главные члены предложения. | 3 ч | 3 ч | ||
Предложения с однородными членами | 4 ч | 3 ч | ||
Состав слова | 18 | 18 | ||
Повторение значимых частей слова | 1 ч | 1 ч | ||
Корень | 5 ч | 5 ч | ||
Приставка | 3 ч | 3 ч | ||
Суффикс | 2 ч | 2 ч | ||
Окончание . | 2 ч | 2 ч | ||
Как образуются слова | 5 ч | 5 ч | 1 | |
Части речи | 79 | 62 | ||
Систематизация знаний по разделу «Части речи» | 5 ч | 4 ч | ||
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем | 3 ч | 2 ч | ||
Число имён существительных | 3 ч | 3 ч | ||
Род имён существительных | 4 ч | 3 ч | ||
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих | 3 ч | 3 ч | 1 | |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) | 11 ч | 10 ч | ||
Как разобрать имя существительное | 4 ч | 4 ч | ||
Местоимение | 3 ч | 2 ч | ||
Глагол как часть речи | 3 ч | 2 ч | ||
Изменение глаголов по временам | 7 ч | 7 ч | 1 | |
Неопределённая форма глагола | 3 ч | 2 ч | ||
Изменение глаголов по числам | 3 ч | 2 ч | ||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 3 ч | 2 ч | ||
Не с глаголами | 4 ч | 2 ч | ||
Разбор глагола как части речи | 4 ч | 4 ч | 1 | |
Имя прилагательное как часть речи | 2 ч | 2 ч | ||
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | 11 ч | 8 ч | ||
Разбор имени прилагательного как части речи | 4 ч | 4 ч | 1 | |
Повторение изученного за год | 10 ч | 8 ч | ||
Всего: | 170 ч. | 140 ч | 5 ч | 3 ч |
Гимназический компонент:
Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Творческая переменка».
Собеседники. - Факты из истории письменной речи.
Слово, предложение и текст. - Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Типы предложений.. - Языковые единицы.
Гласные и согласные звуки. - Классификация звуков. Роль гласных и согласных звуков в речи. Орфограммы.
Твердые и мягкие согласные звуки. - Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.
Безударные гласные. - Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов.
Что рассказало слово. - Этимология слова (происхождение его значения)
Части речи. - Морфологический разбор слова. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе
Содержание курса.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Планируемые результаты.
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания ,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные:
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
УМК | Для учителя | Для учащихся | Интернет-ресурсы |
Программа: 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Начальная школа.,Москва “Просвещение”,2011г. 2. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г. Учебник: Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 3класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2013г.
| 1. Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 3класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. 2. Л.Ф.Климанова;. Т.В.Бабушкина, Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2013г. 3. В.А.Синякова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 3 класс. Москва. «ВАКО»,2012г. 4. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по русскому языку. 3 класс. «Экзамен». Москва.2007 г. | Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина. Русский язык. 3класс в 2 ч. (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. |
|
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Планируемые результаты | УУД | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Речевое общение. Повторяем — узнаём новое – 12 ч. | ||||||
Собеседники. Диалог | 4 ч | Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнёра к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать её основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения | Личностные: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; - различении функции слова и предложения; - определении типов предложений по цели высказывания и по интонации; - выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста; -определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; - ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями. Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при: - извлечении нужной информации из прочитанных текстов; - использовании знако-символических средств ( простей-шие модели слов и предложений); - построении речевого высказывания в устной и письменной форме; - выделении в речи слова и предложения как средства общения; - использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника. Коммуникативные : -умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; | |||
1 | Собеседники. Овладение основными умениями ведения разговора. | 1 | ||||
2 | Диалог. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | 1 | ||||
3 | Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик — ученик, ученик — учитель, дети — родители и т. д.). | 1 | ||||
4 | Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования термина), которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное) | 1 | ||||
Культура устной и письменной речи | 3 ч | |||||
5 | Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. | 1 | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи | |||
6 | Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. | 1 | ||||
7 | Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ. | 1 | ||||
Текст | 6 ч | |||||
8 | Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте. | 1 | Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки). Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образном | |||
9 | Опорные слова, основные части — вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. | 1 | ||||
10 | Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование). | 1 | ||||
11 | Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текста. Составление текстов разного типа. | 1 | ||||
12 | Входной контрольный диктант.( Методическое пособие, «Осенний лес»,47стр.) | 1 | ||||
13 | Работа над ошибками. «Проверь себя»,28стр. | 1 | ||||
Язык — главный помощник в общении – 35 ч. | ||||||
Язык — главный помощник в общении | 1ч | |||||
14 | Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык — культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке | 1 | Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа | Личностные: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; - различении функции слова и предложения; - определении типов предложений по цели высказывания и по интонации; - выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста; -определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; - ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями. Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при: - извлечении нужной информации из прочитанных текстов; - использовании знако-символических средств ( простей-шие модели слов и предложений); - построении речевого высказывания в устной и письменной форме; - выделении в речи слова и предложения как средства общения; - использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника. Коммуникативные : -умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; | ||
Звуки и буквы | 2 ч | Проводить звуко-буквенный анализ слов | ||||
15 | Гласные и согласные звуки. | 1 | ||||
16 | Определение качественной характеристики звука Фонетический разбор слова.. | 1 | ||||
Слог, ударение | 2 ч | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам | ||||
17 | Слог, ударение. | 1 | ||||
18 | Ударение, произношение звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | 1 | ||||
Девять правил орфографии | 11 ч | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты | ||||
19 | Прописная буква в именах собственных. | 1 | ||||
20 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | ||||
21 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | ||||
22 | Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. | 1 | ||||
23 | Непроизносимые согласные. | 1 | ||||
24 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | ||||
25 | Развитие речи. Обучающее изложение.(упр.76,50стр.) | 1 | ||||
26 | Работа над ошибками. Удвоенные согласные. | 1 | ||||
27 | Правописание буквосочетаний жи—или, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. | 1 | ||||
28 | Правила переноса слов. | 1 | ||||
29 | «Проверь себя»,58 стр. | 1 | ||||
Слово и его значение | 10 ч | Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова | ||||
30 | Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т. д.). | 1 | ||||
31 | Синонимы | 1 | ||||
32 | Антонимы. | 1 | ||||
33 | Омонимы. | 1 | ||||
34 | Контрольный диктант. .( Методическое пособие, «Зимний вечер»,116стр.) | 1 | ||||
35 | Работа над ошибками. Наблюдение об использовании в речи синонимов и антонимов | 1 | ||||
36 | Многозначные слова. Слова с обобщающим значением. | 1 | ||||
37 | Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных. | 1 | ||||
38 | Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов) | 1 | ||||
39 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | ||||
Словосочетание | 2 ч | Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении | Личностные: - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при:
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4 Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные: - ориентироваться в учебнике при: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи | |||
40 | Словосочетание. | 1 | ||||
41 | Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение — для сообщения, словосочетание — для называния | 1 | ||||
Предложение. | 1ч | Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения | ||||
42 | Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме | 1 | ||||
Главные члены предложения. | 3 ч | Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам | ||||
43 | Главные члены предложения. | 1 | ||||
44 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | ||||
45 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | ||||
Предложения с однородными членами | 4 ч | Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | ||||
46 | Интонация перечисления. | 1 | ||||
47 | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | ||||
48 | Использовании интонации перечисления в предложениях с однородными членами. | 1 | ||||
Состав слова – 18 | ||||||
Повторение значимых частей слова | 1ч | Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса) | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: - определении корня, приставки, суффикса и окончания. - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении нужного алгоритма для проверки корня; - доказательстве родства однокоренных слов, объяснении общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов и приставок; - правильном употреблении окончания и объяснении его роли для связи слов в предложении или в словосочетании. 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: - определении корня, приставки, суффикса и окончания. - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении нужного алгоритма для проверки корня; - доказательстве родства однокоренных слов, объяснении общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов и приставок; - правильном употреблении окончания и объяснении его роли для связи слов в предложении или в словосочетании. 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при: - определении корня, приставки, суффикса и окончания. - составлении наглядно-образных моделей состава слова; - назывании частей слова; - нахождении корня слова; - подборе однокоренных слов; - применении нужного алгоритма для проверки корня; - доказательстве родства однокоренных слов, объяснении общности их значения; - выделении в слове приставки, суффикса; - образовании новых слов с помощью приставки и суффикса; -различении предлогов и приставок; - правильном употреблении окончания и объяснении его роли для связи слов в предложении или в словосочетании. 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей - ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях Коммуникативные: - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |||
49 | Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании) | 1 | ||||
Корень | 5 ч | Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять нужный алгоритм для её проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам | ||||
50 | Корень слова. | 1 | ||||
51 | Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. | 1 | ||||
52 | Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | ||||
53 | Обобщение и систематизация изученных правил орфографии. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. | 1 | ||||
54 | Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать) | 1 | ||||
Приставка | 3 ч | Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка | ||||
55 | Приставка. | 1 | ||||
56 | Отличие приставки от предлога. | 1 | ||||
57 | Разделительный твёрдый знак (в) в словах с приставками. | 1 | ||||
Суффикс | 2 ч | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов | ||||
58 | Суффикс. | 1 | ||||
59 | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.) | 1 | ||||
Окончание . | 2 ч | Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании | ||||
60 | Окончание. | 1 | ||||
61 | Ударные и безударные окончания. | 1 | ||||
Как образуются слова | 5 ч | Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу | ||||
62 | Как образуются слова. | 1 | ||||
63 | Сложные слова — слова с двумя корнями (ознакомление). | 1 | ||||
64 | Наблюдение за образованием новых слов | 1 | ||||
65 | Контрольный диктант .( Методическое пособие, «Синички»,208стр.) | 1 | ||||
66 | Работа над ошибками. «Проверь себя»,121 стр. Разбор слова по составу. | 1 | ||||
Части речи (87 ч) | ||||||
Систематизация знаний по разделу «Части речи» | 4 ч | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем . Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | |||
67 | Части речи. | 1 | ||||
68 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.,упр.223 | 1 | ||||
69 | Принципы выделения частей речи. | 1 | ||||
70 | Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. «Проверь себя».,130стр. | 1 | ||||
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем | 2 ч | Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний | ||||
71 | Имя существительное как часть речи. | 1 | ||||
72 | Повторяем, что знаем | 1 | ||||
Число имён существительных | 3 ч | |||||
73 | Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко | 1 | ||||
74 | Имена существительные, употребляемые только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли | 1 | ||||
75 | Закрепление знаний учащихся «Проверь себя»,150стр. | 1 | ||||
Род имён существительных | 3 ч | Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода | ||||
76 | Мужской род имен существительных. | 1 | ||||
77 | Женский род имен существительных | 1 | ||||
78 | Средний род имен существительных Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | ||||
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих | 3 ч | Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие | ||||
79 | Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих | 1 | ||||
80 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первый снег» (Методическое пособие,255стр.) | 1 | ||||
81 | Определение рода существительных с ь знаком на конце. | 1 | ||||
Изменение имён существительных по падежам (склонение) | 10ч | Называть падежи имён существительных по порядку. Называть вопросы падежей имён существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму | ||||
82 | Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. | 1 | ||||
83 | Падежные вопросы. Изменение существительных по падежам. | 1 | ||||
84 | Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. | 1 | ||||
85 | Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж | 1 | ||||
86 | Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж | 1 | ||||
87 | Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж | 1 | ||||
88 | Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж | 1 | ||||
89 | Склонение имен существительных во ед.числе. | 1 | ||||
90 | Склонение имен существительных во мн.числе. | 1 | ||||
91 | Ударные и безударные падежные окончания. Определение падежа.. в котором употреблено имя существительное. | 1 | ||||
Как разобрать имя существительное | 4 ч | Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж | ||||
92 | Как разобрать имя существительное | 1 | ||||
93 | Порядок анализа имени существительного как части речи | 1 | ||||
94 | Закрепление по теме «Имя существительное» «Проверь себя»,46стр. | 1 | ||||
95 | Морфологический разбор имён существительных. | 1 | ||||
Местоимение | 2 ч | Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения | ||||
96 | Личные местоимения (общее представление). | 1 | ||||
97 | Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями) | 1 | ||||
Глагол как часть речи | 2 ч | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем . Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | |||
98 | Глагол как часть речи | 1 | ||||
99 | Общее значение глаголов, вопросы | 1 | ||||
Изменение глаголов по временам | 7 ч | Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени | ||||
100 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||||
101 | Значение и образование глагольных форм настоящего времени | 1 | ||||
102 | Значение и образование глагольных форм прошедшего времени | 1 | ||||
103 | Значение и образование глагольных форм будущего времени | 1 | ||||
104 | Контрольный диктант. (Методическое пособие, «Не бери в лес ружье»,391стр. | 1 | ||||
105 | Работа над ошибками. Работа над определением времени времени глагола | 1 | ||||
106 | Развитие речи. Обучающее сочинение.Упр.148,81стр. | 1 | ||||
Неопределённая форма глагола | 2 ч | Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы | ||||
107 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
108 | Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы | 1 | ||||
Изменение глаголов по числам | 2 ч | Наблюдать за изменением глаголов по числам | ||||
109 | Изменение глаголов ед.числа. | 1 | ||||
110 | Изменение глаголов мн.числа. | 1 | ||||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 2 ч | Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина) | ||||
111 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 | ||||
112 | Окончания глаголов в прошедшем времени | 1 | ||||
Не с глаголами | 2 ч | Писать раздельно не с глаголами | ||||
113 | Не с глаголами | 1 | ||||
114 | Творческая переменка. | 1 | ||||
Разбор глагола как части речи | 4 ч | Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи | ||||
115 | Глагол. | 1 | ||||
116 | Закрепление по теме «Глагол» | 1 | ||||
117 | Развитие речи.,упр.146 | 1 | ||||
118 | Морфологический разбор глаголов. «Проверь себя»,96стр. | 1 | ||||
Имя прилагательное как часть речи | 2 ч | Находить имени прилагательные и тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи | ||||
119 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||||
120 | Общее значение прилагательных, вопросы. | 1 | ||||
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | 8 ч | |||||
121 | Алгоритм определения рода имени прилагательного. | 1 | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем . Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | |||
122 | Алгоритм определения числа имени прилагательного. | 1 | ||||
123 | Алгоритм определения падежа имени прилагательного. | 1 | ||||
124 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | ||||
125 | Падежные окончания имен прилагательных ед. числа. | 1 | ||||
126 | Падежные окончания имен прилагательных мн. числа. | 1 | ||||
127 | Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). | 1 | ||||
128 | Роль имён прилагательных в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. | 1 | ||||
Разбор имени прилагательного как части речи | 4 ч | Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного | ||||
129 | Имя прилагательное. | 1 | ||||
130 | Закрепление по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
131 | Контрольнй диктант. «Соловьиная песня»,(Методическое пособие,464стр.) | 1 | ||||
132 | Работа над ошибками. Морфологический разбор имён прилагательных. «Проверь себя»,125стр. | 1 | ||||
Повторение изученного за год | 8 ч | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||
133 | Текст. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о видах текста | |||
134 | Предложение. Главные члены предложения. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о видах предложений | |||
135 | Орфограммы. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, об орфограммах | |||
136 | Состав слова. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о составе слова | |||
137 | Имя существительное. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, об имени существительного | |||
138 | Местоимение. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о местоимении | |||
139 | Глагол. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о глагое | |||
140 | Имя прилагательное. Повторение изученного за год | 1 | Систематизировать знания детей о языковых единицах, о имени прилагательного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку3 Класс
Рабочая программа,КТП...