Правописание наречий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Ребята познакомятся с новым материалом, и закрепят его играя. Закрепить изученный материал поможет и энцикл. Кирилла и Мефодия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.doc | 52.5 КБ |
narechie.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку 4 «Б» класс.
Тема: «Правописание и образование наречий».
Цель: Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о наречиях
Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.
Формировать навык правописания наречий.
Учить правильно записывать наречия.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
-уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
- уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
- формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: учебник по русскому языку Нечаева Н.В.(4 класс, 2 часть), учебные пособия (УзороваО.В., Нефёдова Е.А.), мультимедийная презентация, сборник уроков Кирилла и Мефодия, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Чистописание.
На доске запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.
Запишите наречия:
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
- На какие группы можно разделить наречия? (по орфограммам)
- Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).
- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.
- Назовите слова с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия)
- Значит с какой частью речи мы продолжаем работать?
- Повторим с вами что же такое наречие?
Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
(Проверка работы - сравнение своих ответов с образцом. ( - - + + - + +) Подведение итогов.)
Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)
2. Повторение пройденного.
- Что общего у записанных вами наречий? (образованы от прилагательных). внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
- Чем отличается слово блестяще от других слов? (Суффикс -Е)
- Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.
Работа в парах.
- Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.
Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.
(Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком»).
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
- Какие суффиксы вставили?
- Как определили, какой суффикс писать?
Ответы детей.
От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)
- Запишите наречия с суффиксом –Е.
Проверка по образцу(на слайде выведено)
Физминутка
Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.
Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает
Работа в тетради.
Налево досыта сегодня
Справа горячо днем
Влево свежо сейчас
На какие группы можно разделить все наречия? (по разрядам).
- Какие разряды мы с вами знаем?
- На какие вопросы отвечают наречия места действия? Образа действия? Времени действия?
- Возьмите карточку под №2. прочитайте слова. Запишите слова в 3 столбика по разрядам. Проверьте орфограммы на полях.
Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка
Микроитог: Какие знания о наречиях мы уже повторили?
Знакомство с новым материалом.
На слайде слова.
Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.
Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?
(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)
Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела. | вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево, |
- Запишите слова,
- Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.
- Какие есть идеи? (Формулировка правила)
Слайд
В-,на- ,за- О
С-, из-, до- А
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
В начале урока мы сназали, что тема урока «Наречие». Теперь уточните тему. Что именно мы сегодня будем изучать?
Тема: Правописание и образование наречия с помощью приставок.
Цель: Научиться правильно образовывать наречия, правильно писать у наречий суффиксы.
Работа с сигнальными карточками.
- Пользуясь схемой, расскажите правило правописания наречий.
- Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить. (на слайде выезжают поочередно слова, дети сигналят и объясняют).
Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?
9. Закрепление.
Работа со сборником уроков Кирилла и Мефодия.
Пока 1 и 2 ряд по цепочке ходят и вставляют пропущенные окончания. Остальные работают с карточками.
10. Рефлексия.
Вернёмся к наречиям, с которыми начали работу. С помощью них оцнените свою работу.
11. Д.З. 1. Уч. Упр.478 стр.130, стр.129-130 – правило.
2. Творческое задание(по желанию)
Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.
_____________ издалека __________________ набело
____________ наверняка ______________внимательно
_____________ свысока __________________ засветло
_____________ слегка ________________ старательно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
На р е ч и е
На р е ч и е
- - + + - + + Проверка
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
На улице свеж О , бегать неуклюж Е , смотреть негодующ Е , говорит певуч Е , хорош О выглядеть. Работа в парах
Физминутка Если наречие – выполняем приседание, имя существительное – наклон вперёд , имя прилагательное – наклон влево, глагол – поднять руки вверх.
Изредка, вправо, добела, заново, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо. Разделите слова на 2 группы.
Изредка, вправо, добела, заново, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо. Разделите слова на 2 группы. ? ?
Изредка, вправо, добела, заново, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа. Разделите слова на 2 группы. а о
Изредка, вправо, добела, заново, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа. Разделите слова на 2 группы. а о Изредка, добела, досуха, снова, издалека, справа, слева. вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево.
а о с-из-до в-на-за
Свысок…
Свысок А, засветл…
Свысок А, засветл О, досух…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ О, сгоряч…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ О, сгоряч А, издавн…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ О, сгоряч А, издавн А, слегк…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ О, сгоряч А, издавн А, слегк А, накрепк…
Свысок А, засветл О, досух А, вправ О, сгоряч А, издавн А, слегк А, накрепк О.
хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно
Материал понятен, на уроке не испытывал затруднений Материал не понятен, на уроке испытывал небольшие затруднения
1. Учебник: стр.130 Упр.478, стр. 130 – правило. 2. Творческое задание Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму. _____________ издалека __________________ набело ____________ наверняка ______________внимательно _____________ свысока __________________ засветло _____________ слегка ________________ старательно
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (4 класс) Правописание наречий.
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание наречий" с технологией проблемного обучения....
Урок русского языка по теме: Правописание наречий
Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...
Конспект урока по теме: "Правописание наречий"
Углубление знаний обучающихся о наречии как части речи....
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий"...
Наречие. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие. Правописание наречий"....
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....