Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
«Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий».
Цель: Формировать навык правописания суффиксов –а, -о в наречиях с приставками.
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умений:
- выделять отличительные признаки наречия от других частей речи;
- писать суффиксы –а, -о в наречиях с приставками;
- применять правило правописания наречий на практике.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Прочитайте слова на доске:
чистота, чистый, начисто, чистить
- Что объединяет все написанные слова? ( Это однокоренные слова, корень -чист).
- Предлагаю игру “Выбывание”.
– Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол чистить, т.к. – ть не входит в основу).
- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).
- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).
- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)
- С какой частью речи мы будем работать сегодня? ( С наречием).
III. Открытие новых знаний.
- Организация наблюдения
-Прочитайте слова. Слайд 2
Досыта, набело, начисто, заживо, влево, сначала, затемно, издалека, сгоряча, сызнова)
- Значение какого слова непонятно? (Сызнова).
- Кто сможет объяснить? (Снова).
- Давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля. (Один ученик зачитывает. Сызнова – снова, сначала, опять. Начинай сызнова).
- Ребята, это слово устаревшее, необычное, у него 2 приставки : -с, -ыз, запомните.
- Что можете сказать о словах? (Это наречия). Слайд 3
- Какое задание можно выполнить? (Записать в тетрадь, поставить ударение в словах, выделить приставки, суффиксы, распределить в группы и т.д.).
- Распределите слова в 2 группы. Слайд4
( К доске выходят поочерёдно ученики и распределяют слова с суффиксом –а в 1столбик, с суффиксом –о в другой столбик, а дети на местах записывают в тетрадь. На доске появляются столбики:
а | о |
досыта | набело |
сначала | начисто |
издалека | заживо |
сгоряча | влево |
сызнова | затемно |
- От чего зависит суффикс у наречий? (От приставок).
- Выделите приставки в столбиках разным цветом. ( К доске выходят 2ученика и выделяют маркером разного цвета приставки, а дети на местах).
- Что заметили?
2. Вывод. Слайд 5
Суффикс –а пишется в наречиях с приставками –с, -из, -до;
суффикс-о в наречиях с приставками –в, -на, -за).
3. Сравнение вывода с правилом учебника стр.130.
- Сравните свой вывод с правилом учебника. стр.130.
Учитель: Что нового узнали о правописании наречий? ( В таблице вместо вопросительного знака появляется –в, -на, -за, -о, - с, -из, -до, -а
- Ребята, как быть, если вдруг забудете приставки?
- В данном случае мы воспользуемся словом–помощником. Им является существительное среднего рода с ударным окончанием (например, окно; появляется карточка на доске). Подставим его вместо наречия с тем же предлогом, что и приставка в наречии (открывается запись:
Слайд 6
сделать занов... - за окно – сделать заново
прочитать снов... - с окна – прочитать снова.)
- При такой подстановке словосочетания с существительными часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень интересует; важно проверить, что пишется в конце наречий с приставками.
IV. Закрепление
А сейчас потренируемся в правописании наречий.
Слайд 7-15
Записываем в тетради
Слайд 16
Записать словосочетания вставить нужный суффикс ( определите значение наречий)
Слайд 17
Образ действия –как? каким образом?
Время действия- когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
Место действия –где? куда? откуда?
Самостоятельная работа в парах.
Учитель: Для закрепления правописания наречий я предлагаю поработать самостоятельно в парах.
Подчеркнуть наречия в предложениях. Чем они будут являться в предложении.(обстоятельством)
Проверка.
(Заслушиваются получившиеся предложения по одному и сверяются с образцом на слайдах.)
Слайд 18
Сделаем вывод: Что знаете о наречии?
V. Рефлексия.
Учитель: Продолжите предложение...
На уроке я узнал...
Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что...
Наш урок прошёл ... (Продолжить фразу, употребив наречие. Дети подбирают наречия: интересно, увлекательно, живо, быстро, замечательно, познавательно и т.д.).
Приложение 1
Наречие |
|
Что за часть речи? | Неизменяемая часть речи. |
На какие вопросы отвечает? | Где?, Куда?, Откуда?... |
Какие части речи поясняет? | Глаголы, прилагательные. |
Что обозначает в предложении? | Место, время, образ действия, степень качества. |
Правописание | (суффиксы) -о -е ------------------------- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47191.jpg)
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-111825-1357649666.jpg)
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208896-1361444244.jpg)
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208896-1361444244.jpg)
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98294.jpg)
разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881245-1485009234.jpg)
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...