Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ватулина Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

«Правописание наречий. Буквы О, А,  в суффиксах наречий».

Цель: Формировать навык правописания суффиксов –а, -о в наречиях с приставками.

Предметные задачи: 

  • создать условия для развития у учащихся умений:
  • выделять отличительные признаки наречия от других частей речи;
  • писать суффиксы –а, -о в наречиях с приставками;
  • применять правило правописания наречий на практике.

Ход урока: 

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Прочитайте слова на доске: 

чистота, чистый, начисто, чистить 

- Что объединяет все написанные слова? ( Это однокоренные слова, корень -чист).

- Предлагаю игру “Выбывание”. 

– Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол чистить, т.к. – ть не входит в основу).

- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).

- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).

- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)

- С какой частью речи мы будем работать сегодня? ( С наречием).

III. Открытие новых знаний.

  1. Организация наблюдения

-Прочитайте слова.      Слайд 2

Досыта, набело, начисто, заживо, влево, сначала, затемно, издалека, сгоряча, сызнова)

- Значение какого слова непонятно? (Сызнова).

- Кто сможет объяснить? (Снова).

- Давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля. (Один ученик зачитывает. Сызнова – снова, сначала, опять. Начинай сызнова).

- Ребята, это слово устаревшее, необычное, у него 2 приставки : -с, -ыз, запомните.

- Что можете сказать о словах? (Это наречия).   Слайд 3

- Какое задание можно выполнить? (Записать в тетрадь, поставить ударение в словах, выделить приставки, суффиксы, распределить в группы и т.д.).

- Распределите слова в 2 группы.               Слайд4

( К доске выходят поочерёдно ученики и распределяют слова с суффиксом –а в 1столбик, с суффиксом –о в другой столбик, а дети на местах записывают в тетрадь. На доске появляются столбики:

а

о

досыта

набело

сначала

начисто

издалека

заживо

сгоряча

влево

сызнова

затемно

- От чего зависит суффикс у наречий? (От приставок).

- Выделите приставки в столбиках разным цветом. ( К доске выходят 2ученика и выделяют маркером разного цвета приставки, а дети на местах).

- Что заметили?

2. Вывод.                                           Слайд 5

Суффикс –а пишется в наречиях с приставками –с, -из, -до;

суффикс в наречиях с приставками –в, -на, -за).

3. Сравнение вывода с правилом учебника стр.130.

- Сравните свой вывод с правилом учебника. стр.130.

Учитель: Что нового узнали о правописании наречий? ( В таблице вместо вопросительного знака появляется –в, -на, -за, -о, - с, -из, -до, -а

- Ребята, как быть, если вдруг забудете приставки?

- В данном случае мы воспользуемся словом–помощником. Им является существительное среднего рода с ударным окончанием (например, окно; появляется карточка на доске). Подставим его вместо наречия с тем же предлогом, что и приставка в наречии (открывается запись:

Слайд 6

сделать занов... - за окно – сделать заново

прочитать снов... - с окна – прочитать снова.)

- При такой подстановке словосочетания с существительными часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень интересует; важно проверить, что пишется в конце наречий с приставками.

IV. Закрепление 

А сейчас потренируемся в правописании наречий.

Слайд 7-15

Записываем в тетради

Слайд 16

Записать словосочетания вставить нужный суффикс ( определите значение наречий)

Слайд 17

Образ действия –как? каким образом?

Время действия- когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Место действия –где? куда? откуда?

 Самостоятельная работа в парах.

Учитель: Для закрепления правописания наречий я предлагаю поработать самостоятельно в парах.

   

Подчеркнуть наречия в предложениях. Чем они будут являться в предложении.(обстоятельством)

Проверка.

(Заслушиваются получившиеся предложения по одному и сверяются с образцом на слайдах.)

Слайд 18

Сделаем вывод: Что знаете о наречии?

 V. Рефлексия.

Учитель: Продолжите предложение...

На уроке я узнал...

Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что...

Наш урок прошёл ... (Продолжить фразу, употребив наречие. Дети подбирают наречия: интересно, увлекательно, живо, быстро, замечательно, познавательно и т.д.).

Приложение 1

Наречие

 

Что за часть речи?

Неизменяемая часть речи.

На какие вопросы отвечает?

Где?, Куда?, Откуда?...

Какие части речи поясняет?

Глаголы, прилагательные.

Что обозначает в предложении?

Место, время, образ действия, степень качества.

Правописание

(суффиксы) -о -е

-------------------------
?
-------------------------



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

«Правописание наречий. Буквы О, А,  в суффиксах наречий».

Цель: Формировать навык правописания суффиксов –а, -о в наречиях с приставками.

Предметные задачи: 

  • создать условия для развития у учащихся умений:
  • выделять отличительные признаки наречия от других частей речи;
  • писать суффиксы –а, -о в наречиях с приставками;
  • применять правило правописания наречий на практике.

Ход урока: 

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Прочитайте слова на доске: 

чистота, чистый, начисто, чистить 

- Что объединяет все написанные слова? ( Это однокоренные слова, корень -чист).

- Предлагаю игру “Выбывание”. 

– Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол чистить, т.к. – ть не входит в основу).

- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).

- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).

- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)

- С какой частью речи мы будем работать сегодня? ( С наречием).

III. Открытие новых знаний.

  1. Организация наблюдения

-Прочитайте слова.      Слайд 2

Досыта, набело, начисто, заживо, влево, сначала, затемно, издалека, сгоряча, сызнова)

- Значение какого слова непонятно? (Сызнова).

- Кто сможет объяснить? (Снова).

- Давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля. (Один ученик зачитывает. Сызнова – снова, сначала, опять. Начинай сызнова).

- Ребята, это слово устаревшее, необычное, у него 2 приставки : -с, -ыз, запомните.

- Что можете сказать о словах? (Это наречия).   Слайд 3

- Какое задание можно выполнить? (Записать в тетрадь, поставить ударение в словах, выделить приставки, суффиксы, распределить в группы и т.д.).

- Распределите слова в 2 группы.               Слайд4

( К доске выходят поочерёдно ученики и распределяют слова с суффиксом –а в 1столбик, с суффиксом –о в другой столбик, а дети на местах записывают в тетрадь. На доске появляются столбики:

а

о

досыта

набело

сначала

начисто

издалека

заживо

сгоряча

влево

сызнова

затемно

- От чего зависит суффикс у наречий? (От приставок).

- Выделите приставки в столбиках разным цветом. ( К доске выходят 2ученика и выделяют маркером разного цвета приставки, а дети на местах).

- Что заметили?

2. Вывод.                                           Слайд 5

Суффикс –а пишется в наречиях с приставками –с, -из, -до;

суффикс в наречиях с приставками –в, -на, -за).

3. Сравнение вывода с правилом учебника стр.130.

- Сравните свой вывод с правилом учебника. стр.130.

Учитель: Что нового узнали о правописании наречий? ( В таблице вместо вопросительного знака появляется –в, -на, -за, -о, - с, -из, -до, -а

- Ребята, как быть, если вдруг забудете приставки?

- В данном случае мы воспользуемся словом–помощником. Им является существительное среднего рода с ударным окончанием (например, окно; появляется карточка на доске). Подставим его вместо наречия с тем же предлогом, что и приставка в наречии (открывается запись:

Слайд 6

сделать занов... - за окно – сделать заново

прочитать снов... - с окна – прочитать снова.)

- При такой подстановке словосочетания с существительными часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень интересует; важно проверить, что пишется в конце наречий с приставками.

IV. Закрепление 

А сейчас потренируемся в правописании наречий.

Слайд 7-15

Записываем в тетради

Слайд 16

Записать словосочетания вставить нужный суффикс ( определите значение наречий)

Слайд 17

Образ действия –как? каким образом?

Время действия- когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Место действия –где? куда? откуда?

 Самостоятельная работа в парах.

Учитель: Для закрепления правописания наречий я предлагаю поработать самостоятельно в парах.

   

Подчеркнуть наречия в предложениях. Чем они будут являться в предложении.(обстоятельством)

Проверка.

(Заслушиваются получившиеся предложения по одному и сверяются с образцом на слайдах.)

Слайд 18

Сделаем вывод: Что знаете о наречии?

 V. Рефлексия.

Учитель: Продолжите предложение...

На уроке я узнал...

Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что...

Наш урок прошёл ... (Продолжить фразу, употребив наречие. Дети подбирают наречия: интересно, увлекательно, живо, быстро, замечательно, познавательно и т.д.).

Приложение 1

Наречие

 

Что за часть речи?

Неизменяемая часть речи.

На какие вопросы отвечает?

Где?, Куда?, Откуда?...

Какие части речи поясняет?

Глаголы, прилагательные.

Что обозначает в предложении?

Место, время, образ действия, степень качества.

Правописание

(суффиксы) -о -е

-------------------------
?
-------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...