Конспект урока по теме: "Правописание наречий"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог Биндусова Анна Борисовна
Предмет русский язык Класс 4
Тема урока «Правописание наречий»
Цель: углубление знаний обучающихся о наречии как части речи; дать возможность обучающимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия.
Задачи: создать благоприятный творческий микроклимат на уроке; обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений; развить внимание, память учащихся, умение слушать товарищей, анализировать и классифицировать, делать выводы, побуждать самостоятельную, мыслительную работу учащихся.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент, включающий: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовка к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; помочь принять правильную рабочую позу; напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративный. | - Улыбнитесь друг – другу. - Сядьте удобнее, закройте глаза, положите голову на стол. (музыка) - Повторяйте за мной. - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. (пауза) - Внимание моё растёт. - Я, как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. (пауза) - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю. - Запишите число, классная работа. -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. - Я вам буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на них. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! - Эту букву найдёшь на конце слова – отгадки: К маме – речке бегу, и молчать не могу. Я её сын родной, а родился весной.(ручей «Й») - В слове земля безударная гласная … - Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается. - Ча – ща пишутся с буквой… - Пунктуационный знак, похожий на действие деление. - Эту букву мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. Как воздух выходит из шарика? - Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. - Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему? - Давайте эти буквы напишем в слиянии. - Запишем красиво данные соединения, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении .Строчку до конца. - Из данных букв составьте слово, запишите его (сейчас). - Это наше новое словарное слово, запишите в тетради и пропишите строчку. - Что можете о нём сказать? - Что оно обозначает? (Запись в тетрадях( й е с а : ч с)) (Са, се, ча, че) - Подберите синонимы к слову. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
| - Будете работать в паре. - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные: Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие – служебная часть речи. Наречие – неизменяемая часть речи. Наречие – изменяемая часть речи. Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Наречие – обозначает действие предмета. Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия. (Проверка) - У какой пары не было ни одной ошибки? - Одна ошибка? На доске два столбика слов: Левый слева Правый направо Лёгкий слегка - Что вы можете о них сказать? - Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия. - Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку) Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – «о» и «а» ( ошибка, обнажающая житейские представления о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием) - Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия? - Но тогда у наречий чего не может быть? (предъявление научного факта) - Неизменяемая часть речи. - Окончаний. - Итак, что вы сначала думали по поводу «о» и «а»? - Сначала мы думали, что «о» и «а» - окончание. - А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) - «о» и «а» не является окончанием. |
3. |
а) Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о наречии для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организация работы по повторении сведений о наречии, создание проблемной ситуации для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. | - Значит, какой возникает вопрос? - Что же такое «о» и «а» в наречиях? - Суффикс - Как образовались наречия? - От прилагательных с помощью суффикса «о» и «а». - Какие способы образования наречий знаете? - Приставочный, приставочно-суффиксальный. - А вы точно уверены, что во всех словах пишутся именно эти суффиксы? - Нет, только в слове слегка, так как буква под ударением. А в остальных словах не уверены. - Значит, какая тема нашего урока? На доске открывается тема: Правописание наречий. (Слайд №2) - Какая задача стоит перед нами? (Выставляю знак вопроса) - Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс –о-, а когда – суффикс –а-. - Какие умения приобретёте? - Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях. На доске: Умение: Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях. Слайд №5 - Как проверить правильность написания суффиксов? Ваши предложения (Гипотезы фиксирую на доске. Начинаю проверять с неверных.) -Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём. - Встали. -Если называю наречие с приставкой, вы наклоняетесь вперёд и назад, а если без приставки, то наклоны вправо- влево. - Близко, скоро, издалека, накрепко, добела, тихо, вчера, сгоряча, допоздна, сейчас. - Сейчас будем работать в группах. (Организатора назначает учитель, а спикера и писаря – дети ) 1 группа (высокий уровень). Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Справа, вправо, издавна, накрепко, засветло, дочерна. Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму. 2 группа (средний уровень). Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Справа вправо Издавна накрепко Дочерна засветло Запишите слова, выделите орфограмму. 3 группа (низкий уровень). Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова. Справа вправо Издавна накрепко Дочерна засветло Ответьте на следующие вопросы: - К какой части речи относятся все написанные слова? - Выделите приставки. - В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки. Запишите слова, выделите орфограмму. - Проверим результаты деятельности групп. - Какой вывод можем сделать. (Группы отчитываются) - В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а. - Сейчас мы с вами опять поработаем в группах. Вам предстоит создать опорный сигнал для лучшего запоминания правила. (Проверка работы групп) - Очень легко запомнить это правило, достаточно выучить два волшебных слова: навзао и досиза. - А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, О или а надо писать в конце. (на доске предусмотреть слова, на примере которых можно объяснить подсказку: набел…, занов…, сначал.., справ…) Дети делают выводы. |
4. | Закрепление учебного материала Цель: учиться писать суффиксы А и О в наречиях. Цель, которую ставит перед собой учитель: создание условий для формирования, умения писать суффиксы А и О в наречиях. Задачи: развить умения написания суффиксов А и О в наречиях; развит умения написания изученных ранее орфограмм; развивать способность давать адекватную самооценку и оценку другим. Методы: репродуктивные. | Вставьте пропущенные орфограммы и запишите в тетрадь. На доске: Повернуть вправ., показаться справ., посмотреть направ., накормить досыт., встречать изредк., загореть дочерн., привязать накрепк., уйти поспешн.. Проверка. - Отметьте в листах достижения насколько вы умеете правильно писать суффиксы А и О в наречиях (приложение) - Какая была тема нашего урока? - Правописание наречий. - Какие умения отрабатывали? - Умение писать суффиксы «а» и «о» в наречиях. - Оцените себя и наметьте задачи на следующий урок. (Удалось ли улучшить умения, отрабатываемые на предыдущих уроках?) - Задайте вопросы по теме «Наречия» |
5. | Задание на дом Цели: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса; закрепить умение правильного написании суффиксов А и О в наречиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Правописание сочетаний чк, чн»
Конспект урока русского языка по теме "Правописание сочетаний чк, чн" 1 класс по программе "Начальная школа 21 века". Урок составлен в рамках внедрения ФГОС.В игровой форме учащиеся вместе с Бур...
Конспект урока по теме "Правописание букв в безударных гласных в корне слова"
Урок сопровождается ИКТ с использованием ЭОР на трех этапах....
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Конспект урока по теме "Правописание жи-ши". Программа "Школа 2100"
Урок разработан в свете ФГОС по программе "Школа 2100"....
Подборка конспектов уроков по теме "Правописание безударных гласных".
Для урока русского языка во 2 классе....
Конспект урока на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах». 1 класс
Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель - создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове, содействовать...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...