Наречие. Правописание наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Филипенко Ирина Викторовна

Конспект урока "Наречие. Правописание наречий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_narechie._pravopisanie_narechiy.doc737 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка №38

Учитель  

Дата проведения – 26.10.2020 г.

Класс  – 4-Г

Количество обучающихся  - 27

Тема: «Наречие как часть речи. Правописание наречий»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели:  

  •  научить распознавать наречия, правильно их писать и употреблять в речи; 
  • знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий;
  •  продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету;
  • продолжить работу по формированию умения работать в группах, договариваться друг с другом.

Задачи:   создать условия для приобретения учащимися опыта правописания наречий, распознавания наречия среди других частей речи, добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирования практических умений, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность

Оборудование к уроку и ресурсы: ноутбук, интерактивная доска смарт, флипчарт из 12 слайдов, интерактивная цифровая платформа Учи.ру, маршрутные листы.

Планируемые результаты:

1. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Метапредметные:

 регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя   свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные: развитие умения различать наречия, правильно употреблять их в речи, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий

Формы работы:  фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.  

        Ход урока.

  1. Организационный момент.

 - Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

 

 -Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н. Толстого «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

- Какие мысли у вас возникли после прочтения слов великого русского писателя? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь).

   – Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-исследование.  Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. У нас есть путевые листы, в них мы будем записывать свои открытия.

   

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Минутка чистописания.

- Прочитайте пословицу (Слайд 2):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

- Какое слово пропущено?  (верно)

- Какой частью речи оно является?  (наречие)

- В путевой лист запишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять).

     

  1. Актуализация знаний 

-  К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает?

-  Каким членом предложения является слово верно в пословице?

- Что мы уже знаем о наречии?

  1. Работа на интерактивной доске (карточки на цифровой платформе Учи.ру).

 Раздел: «Что такое наречие», «Знакомимся с признаками наречия» (Вывод после каждой карточки).

 и другие карточки.

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм

- Замените фразеологизм наречием (Слайд 3) – работа в парах:

  • Рукой подать (близко)
  • За тридевять земель (далеко)
  • Положа руку на сердце (честно)
  • В два счета (легко)
  • На вес золота (дорого)

Самопроверка с образца.

- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте наречия (Слайд 4). Понаблюдайте за словами.  От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

слева        вправо

справа        влево

изредка        начерно

досыта        засветло

дочиста              запросто

—        Что вы заметили? (На конце наречий могут быть разные буквы.)

—        Можно ли их называть окончаниями? (Нет, наречие — неизменяемая часть речи.)

—        Как вы думаете, как называется эта часть слова, с помощью которой образуются наречия? (Суффикс.)

—        Какие суффиксы вы наблюдаете у наречий? (-о, -а, -и, -у, -е.)

—        Назовите приставки в наречиях, (с-, на-, в-, по- и т. д.)

—        Как вы думаете, могут ли с наречиями употребляться предлоги? (Нет, наречия не изменяются, поэтому у них нет предлогов.)

—        Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способами образования наречий, научиться правильно писать наречия.)

(Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс – о-, а когда – суффикс –а-).

- Какие умения приобретёте? (Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях.)

- От чего зависит правописание суффиксов О-, А- ? Обратите внимание на приставки. (работа в группах)

Физминутка.

-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём.

-Если называю наречие, вы хлопаете, а если другую часть речи, то наклоны вправо- влево.

- Близко, на, скоро, близкий, издалека, накрепко, тебе, добела, тихо, тишина, вчера, сгоряча, опоздал, допоздна, а, сейчас.

V.   Изучение нового материала.

1. Исследовательская работа (групповая работа)

 - Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов.

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Проверка результатов деятельности групп. (Формулировка правила написания суффиксов наречий)

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за-  пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

- Обратите внимание, что в данном случае наречие ведёт себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуй подставлять вместо наречий проверочное существительное (например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии (правило «окна») (Слайд 5):

С -ЛЕВ - А              НА - ЛЕВ - О

С ОКН - А               НА ОКН – О

- Допишите правило на маршрутном листе (Слайд 6). Проверка с доски.

 Оцените себя по шкале правильности.

VI. Первичное усвоение нового знания.

  1. Сделайте буквенную запись (Слайд 7). 3 задание на маршрутном листе. (Индивидуальная работа). Проверка с доски. Самооценка.
  2. Распределите слова с суффиксами а и о в два столбика. (Слайд 8). Работа на интерактивной доске.

Физминутка.

Встали прямо.

Повернулись направо.

А теперь налево.

Наклонитесь вправо.

Теперь влево.

Замечательно. Передохнули?

- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?

     

VII. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Вставьте пропущенные буквы (Слайд 9). Работа на интерактивной доске.
  2. Распредели слова в два столбика.  (Слайд 10). Работа на интерактивной доске.

VIII. Итог урока

- Какая проблема была у нас на уроке?  (правописание суффикса -а  и -о в наречиях).

Какое решение этой проблемы мы нашли? (Когда в наречиях мы пишем суффикс а, когда о?)

- Вывод. (Правило).

- А зачем нам надо знать это правило? (чтобы орфографически грамотно писать. Чтобы наша письменная речь была красивой, чёткой, правильной).

Рефлексия:     (Слайд  11 на интерактивной доске) 

- А вот что вам больше всего понравилось и запомнилось, я прошу вас высказать свое мнение.                  

 На уроке мне было…

потому что….

особенно …

 На доске записаны наречия: хорошо, интересно, скучно, страшно, дружно, сначала, сегодня, правильно, изредка, навсегда, отлично, бесполезно.

        IX.Домашнее задание (Слайд 12)

Задание от учителя на Учи.ру «Наречие» или упражнение 131 на стр.76.

Приложение

Маршрутный лист ученика(цы) 4-Г класса________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Замените фразеологизм наречием:
  • Рукой подать  -___________________
  • За тридевять земель -_____________________
  • Положа руку на сердце -_____________________
  • В два счета -____________________________
  • На вес золота -________________________

 

  1. Допиши правило.

На конце наречий пишется ___, если они имеют приставки из-, до-, с-. Например: докрасн___, издавн___, справ___ .

На конце наречий пишется ___, если они имеют приставки в-, на-, за- . Например, затемн___, насух___, вправ___ .

  1. Сделай буквенную запись слов.

Изредк___                              запрост___

засветл___                               начерн___

досыт____                             вправ___

занов___                             снов___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (4 класс) Правописание наречий.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание наречий" с технологией проблемного обучения....

Урок русского языка по теме: Правописание наречий

Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий"...

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....