Наречие. Правописание наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока "Наречие. Правописание наречий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_narechie._pravopisanie_narechiy.doc | 737 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка №38
Учитель
Дата проведения – 26.10.2020 г.
Класс – 4-Г
Количество обучающихся - 27
Тема: «Наречие как часть речи. Правописание наречий»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели:
- научить распознавать наречия, правильно их писать и употреблять в речи;
- знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий;
- продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету;
- продолжить работу по формированию умения работать в группах, договариваться друг с другом.
Задачи: создать условия для приобретения учащимися опыта правописания наречий, распознавания наречия среди других частей речи, добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирования практических умений, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность
Оборудование к уроку и ресурсы: ноутбук, интерактивная доска смарт, флипчарт из 12 слайдов, интерактивная цифровая платформа Учи.ру, маршрутные листы.
Планируемые результаты:
1. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы;
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные: развитие умения различать наречия, правильно употреблять их в речи, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
-Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н. Толстого «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
- Какие мысли у вас возникли после прочтения слов великого русского писателя? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь).
– Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-исследование. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. У нас есть путевые листы, в них мы будем записывать свои открытия.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Минутка чистописания.
- Прочитайте пословицу (Слайд 2):
Выучишь правило – выполнишь ….. задание.
- Какое слово пропущено? (верно)
- Какой частью речи оно является? (наречие)
- В путевой лист запишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.
- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять).
- Актуализация знаний
- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает?
- Каким членом предложения является слово верно в пословице?
- Что мы уже знаем о наречии?
- Работа на интерактивной доске (карточки на цифровой платформе Учи.ру).
Раздел: «Что такое наречие», «Знакомимся с признаками наречия» (Вывод после каждой карточки).
и другие карточки.
2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм
- Замените фразеологизм наречием (Слайд 3) – работа в парах:
- Рукой подать (близко)
- За тридевять земель (далеко)
- Положа руку на сердце (честно)
- В два счета (легко)
- На вес золота (дорого)
Самопроверка с образца.
- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте наречия (Слайд 4). Понаблюдайте за словами. От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?
слева вправо
справа влево
изредка начерно
досыта засветло
дочиста запросто
— Что вы заметили? (На конце наречий могут быть разные буквы.)
— Можно ли их называть окончаниями? (Нет, наречие — неизменяемая часть речи.)
— Как вы думаете, как называется эта часть слова, с помощью которой образуются наречия? (Суффикс.)
— Какие суффиксы вы наблюдаете у наречий? (-о, -а, -и, -у, -е.)
— Назовите приставки в наречиях, (с-, на-, в-, по- и т. д.)
— Как вы думаете, могут ли с наречиями употребляться предлоги? (Нет, наречия не изменяются, поэтому у них нет предлогов.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способами образования наречий, научиться правильно писать наречия.)
(Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс – о-, а когда – суффикс –а-).
- Какие умения приобретёте? (Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях.)
- От чего зависит правописание суффиксов О-, А- ? Обратите внимание на приставки. (работа в группах)
Физминутка.
-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём.
-Если называю наречие, вы хлопаете, а если другую часть речи, то наклоны вправо- влево.
- Близко, на, скоро, близкий, издалека, накрепко, тебе, добела, тихо, тишина, вчера, сгоряча, опоздал, допоздна, а, сейчас.
V. Изучение нового материала.
1. Исследовательская работа (групповая работа)
- Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов.
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Проверка результатов деятельности групп. (Формулировка правила написания суффиксов наречий)
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.
- Обратите внимание, что в данном случае наречие ведёт себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуй подставлять вместо наречий проверочное существительное (например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии (правило «окна») (Слайд 5):
С -ЛЕВ - А НА - ЛЕВ - О
С ОКН - А НА ОКН – О
- Допишите правило на маршрутном листе (Слайд 6). Проверка с доски.
Оцените себя по шкале правильности.
VI. Первичное усвоение нового знания.
- Сделайте буквенную запись (Слайд 7). 3 задание на маршрутном листе. (Индивидуальная работа). Проверка с доски. Самооценка.
- Распределите слова с суффиксами а и о в два столбика. (Слайд 8). Работа на интерактивной доске.
Физминутка.
Встали прямо.
Повернулись направо.
А теперь налево.
Наклонитесь вправо.
Теперь влево.
Замечательно. Передохнули?
- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?
VII. Обобщение и систематизация знаний.
- Вставьте пропущенные буквы (Слайд 9). Работа на интерактивной доске.
- Распредели слова в два столбика. (Слайд 10). Работа на интерактивной доске.
VIII. Итог урока
- Какая проблема была у нас на уроке? (правописание суффикса -а и -о в наречиях).
Какое решение этой проблемы мы нашли? (Когда в наречиях мы пишем суффикс а, когда о?)
- Вывод. (Правило).
- А зачем нам надо знать это правило? (чтобы орфографически грамотно писать. Чтобы наша письменная речь была красивой, чёткой, правильной).
Рефлексия: (Слайд 11 на интерактивной доске)
- А вот что вам больше всего понравилось и запомнилось, я прошу вас высказать свое мнение.
На уроке мне было…
потому что….
особенно …
На доске записаны наречия: хорошо, интересно, скучно, страшно, дружно, сначала, сегодня, правильно, изредка, навсегда, отлично, бесполезно.
IX.Домашнее задание (Слайд 12)
Задание от учителя на Учи.ру «Наречие» или упражнение 131 на стр.76.
Приложение
Маршрутный лист ученика(цы) 4-Г класса________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Замените фразеологизм наречием:
- Рукой подать -___________________
- За тридевять земель -_____________________
- Положа руку на сердце -_____________________
- В два счета -____________________________
- На вес золота -________________________
- Допиши правило.
На конце наречий пишется ___, если они имеют приставки из-, до-, с-. Например: докрасн___, издавн___, справ___ .
На конце наречий пишется ___, если они имеют приставки в-, на-, за- . Например, затемн___, насух___, вправ___ .
- Сделай буквенную запись слов.
Изредк___ запрост___
засветл___ начерн___
досыт____ вправ___
занов___ снов___
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (4 класс) Правописание наречий.
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание наречий" с технологией проблемного обучения....
Урок русского языка по теме: Правописание наречий
Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий"...
Урок по русскому языку 8 класс 8 вид "Наречие. Значение наречия в речи"
Подготовка к уроку по теме "Наречие"...
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....