«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а,но».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Чебаткова Ольга Никитична

конспект урока в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx25.3 КБ
Файл slozhnoe_predlozhenie_4_klass.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект.

Предмет «Русский язык». 4  класс.

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в  

                       простом предложении с однородными членами и союзами и, а,  

                       но».

Используемый УМК: 

                      «Начальная школа 21 века»

                      Авторы: С.В.Иванов и др.

Цель урока:

                     Закрепить умение в постановке запятой в сложных      

                     предложениях с союза и, а, но и в простых предложениях с  

                     однородными членами и союзами и, а, но, а также работать над  

                     отличием простого предложения от сложного.

         

                     Развивать самоконтроль, адекватную самооценку,  логическое

                     мышление, внимание.

                     Воспитывать чувства любви, гордости, уважения к людям

                     большого спорта к своей Родине, своему родному  краю,

                     приучать детей к здоровому образу жизни..

Задачи урока:

                     Подготовка детей к ЕГЭ на уроке.

                     Знакомство учащихся с Олимпиадой, проводимой в г. Сочи            

                     в 2014 г.

                     Приобщение детей к спорту.

       

Тип урока: 

                        Закрепление изученного материала.

Оборудование:

                     Мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон,  

                     раздаточный материал,

                     эмблемы.

                                           

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, меня зовут Ольга Никитична и я очень рада знакомству с вами.

Посмотрите на экран. Соберите мудрое изречение.  (Не, школы, для, учимся, жизни, мы, а.)

Что у вас получилось. Докажите. (предложение.)

Как вы понимаете это высказывание. (Мы учимся не для школы, а для жизни.)

Это будет эпиграф нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите на доску, что написано (а, и, но)

Как назвать одним словом? (союзы)

Что вы о них знаете? (связывают однородные члены предложения и части сложного, их называют сочинительными)

Составьте узор из этих союзов и  напишите 1 сточку.

Ребята, какое большое событие произойдет в Сочи в 2014 году? Сколько дней осталось до открытия Олимпиады 2014 года. (256)

Составьте предложение с этим числом. Лучшее записать. Какой частью речи является 256 и в каком стоит падеже?

-Наш урок, это урок-путешествие. Чтобы легче было путешествовать, проведем разминку.

II. Разминка.

- Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

- Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

- Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

- Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

- Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

- Почему не выполнили последнее действие? Докажите. (Предложение не может существовать без грамматической основы)

На каком же виде транспорта мы отправимся? Отгадайте. Это слово состоит из 2 корней. Первый корень бежит по проводам в каждый дом. Второй корень бегает по лежащей на земле лестнице. (электропоезд)

Но чтобы сесть в поезд, необходим паспорт. Давайте создадим его для сложного предложения:

Имя: предложение

Фамилия: сложное

Прописка: синтаксис

Страна проживания: русский язык

Основные признаки: имеет 2 грамматические основы, на письме части сложного предложения отделяются запятой, может быть союзным или бессоюзным, сложносочиненным или сложносочиненным

- Молодцы! Вперед к новым знаниям!

       III. Основная часть урока.

          -Садимся в скоростной электропоезд. Пока  едем, давайте разделимся на вагоны и выполним задание.

У вас на столах лежат конверты. Достаньте голубой лист.

Задание: Рассмотрите предложения, выделите главные признаки, дайте названия и сделайте схематическое изображение. Поставьте недостающие знаки препинания.

1 группа: простые предложения.

2 группа: сложные предложения с союзом И.

3 группа: простые предложения с однородными членами с союзом И.

4 группа: сложные предложения с союзами А, НО.

5 группа: простые предложения с однородными членами с союзами А, НО

Пассажиры каких вагонов могут объединиться?

            -Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части предложения  или однородные члены)

       Какие схемы у вас получились?

 Как их объединить?  

 На экране появляются схемы:

  - Что скажете?

( На первой схеме вижу простое предложение с однородными членами и союзами  а, и, но. Перед союзами а, но запятая ставится, а перед союзом и, если он одиночный не ставится. На  второй схеме вижу  сложное предложение. В сложном предложении перед всеми  этими союзами запятая ставится.)

Как вы думаете, какая тема нашего урока? «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в  простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»                   

- Цель нашего урока обобщить знания о постановке запятой в сложных предложениях с союзами и в простом предложении с однородными членами.

-Вот мы и приехали. Ура! Мы в Сочи! Какая красота! Познакомимся с его окрестностями.

(На экране – вид Сочи и его окрестностей)

-Запишем предложение с комментированием. ( У доски пишет один ученик, остальные- в тетрадях)

        Собств.        Сущ.        Гл.

     Сочи и его окрестности удивляют своей красотой и иностранных туристов, и жителей нашей страны.( Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однор. дополн.)

Представим, что мы с вами участники Зимних Олимпийских  игр 2014 года. (Прикрепите  эмблемы)

-Какие виды Зимних Олимпийских игр вы знаете?  (На экране появляются фотографии Зимних  Олимпийских игр).

  1. Словарная работа.

  Хоккей, фигурное катание, бобслей, биатлон, горнолыжный спорт, фристайл, скелетон, сноуборд. ( Запись в тетрадь с объяснением)

 2. Пересаживаемся на канатную дорогу.

 И вот мы в Красной поляне!      

 Перед нами Ледовый дворец.

-Ваш любимый вид спорта хоккей. Давайте поиграем! ( Звучит небольшой отрывок из песни «Трус не играет в хоккей!»

-Вы  выиграете, если сможете составить предложения по теме урока по опорным словам. (Слова на экране. Дифференцированное задание: 1 , 2 и 3  вагоны составляют сложное предложение с союзами, а  4, 5 вагоны – простое с однородными членами и с союзами. Вы моете тихонько подходить к другим группам, для того, чтобы предложения не были похожи)

        Хоккей, хоккеист, хоккейный, играть, забивать, ловить, передавать, Россия, Канада. ( Cлова написаны на  «шайбах», которые лежат в конвертах)

(Возможные варианты предложений. Я беру хоккейную клюшку и забиваю гол.  Мы станем хоккеистами, фигуристами, лыжниками.  Девочки катались на коньках, а мальчики играли в хоккей. Россия и Канада – главные соперники в хоккее.)

Ф И З М И Н У Т К А .-  Физминутка лучших олимпийцев.

- Все спортсмены когда-то начинали с обыкновенной зарядки.

 (Во время проведения зарядки на экране появлялись фотографии выдающихся спортсменов разного вида спорта).

3.-А сейчас мы на лыжной тропе. Вид спорта - биатлон. (Картинка на экране)

Нам нужно тоже попасть в мишень. И вы попадёте, если правильно составите график. Для этого возьмите координатный угол. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, на пересечении осей Х и У ставьте «+», если запятая не нужна, то ставьте «-».

   

  1. Слово «олимпиада» изначально означало не сами игры, а четырехлетний промежуток между ними. (+)
  2. Талисманами Олимпиады Сочи-2014 стали  леопард, белый медведь и зайка. (-)
  3. Леопард – прекрасный сноубордист, и он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. (+)
  4. Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками, и они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках.  играть в керлинг.(+)
  5. Белый мишка  стал настоящим саночником и бобслеистом. (-)
  6. Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. (+)
  7. Биатлон объединяет бег на лыжах и меткую стрельбу из винтовки. (-)
  8. Олимпийский огонь – символ мира и дружбы всех народов планеты. (-)
  9. Быстрее, выше, сильнее вновь горны на подвиг зовут, и флаг – пять колец гордо реет, миллиарды людей праздник ждут. (+)

Самооценка:          Если задания выполнены все правильно,

                                  то ставится - «5»;

                                  1-2 ошибки – «4»;

                                  3 ошибки   - « 3»;

                                  Больше трех -  «2».

- Молодцы! Многие попали в цель. В командном зачёте вы победили.

 –Наши Олимпийские чемпионы также начинали свой путь к победе со школьной скамьи. Они люди образованные и грамотные, хорошо знают свой язык и гордятся его красотой.  Поэтому в личном первенстве те, кто не допустил ни одной ошибки получают золотые медали, а те кто допустил 1 -2 ошибки – серебряные.

       IV.   Итог урока.

           Путешествие подходит к концу. Пора с победой возвращаться домой.

Какие задачи ставили?

Удалось ли их решить?

Какие получены результаты?

Где эти знания можно применять?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

( не, школы, для, учимся, жизни, мы, а.) Мы учимся не для школы, а для жизни

Слайд 2

Зимняя 25 0 дней зимняя Олимпиада

Слайд 3

электропоезд

Слайд 4

паспорт Имя: Фамилия: Прописка: Страна проживания: Основные признаки: Паспорт предложение сложное синтаксис русский язык имеет 2 и более грамматические основы, на письме части сложного предложения отделяются запятой, может быть союзным или бессоюзным, сложносочиненным или сложноподчиненным

Слайд 5

,И ,А ,НО [ ] [ ] И ,А ,НО

Слайд 6

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Слайд 9

хоккей фигурное катание бобслей биатлон

Слайд 12

Хоккей, хоккеист, хоккейный, играть, забивать, ловить, передавать, Россия, Канада

Слайд 14

+ - + + + + - - - График победителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...