Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_4.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Образовательная система «Школа 2100»

4-й класс

Тема. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Цели: 

познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения;

развивать умения ставить запятые в сложном предложении и в простых предложениях с однородными членами;

 развивать умения отличать простые предложения от сложных;

развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь детей, обогатить словарь;

развивать орфографические умения: видеть орфограмму в слове; правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;

воспитывать познавательный интерес к предмету;

тренировка работы в группах, развитие умения слушать других и отстаивать свою точку зрения;

Оборудование:

таблица для минутки чистописания;

кроссворд;

таблица с  рисунками для словарной работы;

карточки с заданием для работы в парах;

таблица со схемами;

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1.

Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику Русский язык 4-ый класс.

  1. Организационный  момент

(Психологическая минутка)

-Какой у нас сейчас урок? ( Русский язык.)

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

  • грамотно и осознанно писать (объясните, что значит осознанно);
  • обогащаем свою речь;
  • знакомимся с тем, как устроен наш язык (лингвистические знания);
  • учимся применять наши знания на практике.

2. Минутка чистописания  

Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав данную запись.

К

Е

Д

Р

Т

А

Н

К

О

К

Н

О

М

У

К

А

Кк

Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.

3. Один учащийся выходит к доске и рассказывает стихотворение наизусть.

 Спросил однажды звук капризно:

   -Как мне узнать про этот признак!

   Я мягкий? Твердый?

   Знать хочу!

   Когда ответ я получу.

-Давайте поможем ему дать ответ.

-Охарактеризуйте звук.

     

4.Словарная работа .

Знакомство с новым словарным словом

-Сегодня на уроке мы пополним нашу копилку словарных слов на эту букву

-Узнаете слово тогда, когда отгадаете кроссворд.

-Выполним задание, в котором вы проверите себя по написанию изученных словарных слов.

 Кроссворд.   Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

                               Я начну, а вы кончайте

                               Хором дружно добавляйте.

  1. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидор)

  1. Он и волк, и дед Мороз,

И смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он…(артист)

  1. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет-

Семь плугов тащит…(трактор)

  1. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается…(собака)

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже…(песок)

  1. Назовите как ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его  - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Толька месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год…(декабрь)

  1. По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет…(ветер)

        4

        1

        5

        7

        3

        2

        6

-Прочитайте ключевое слово в кроссворде по вертикали (кровать)

  • Что обозначает это слово?
  • Познакомимся со значением этого слова в толковом словаре.
  • Запишите это слово в тетрадь.
  • Определите ударный слог и подчеркните ошибкоопасное место.
  • Подберите однокоренные слова

(кроватка, кроватный, кроватишка)

  • К какой части речи относится данное слово?

5.Самостоятельная работа в группах. (У каждой группы  на столе лежит лист с заданием)

-Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.

И стучала, и звенела, и пела громко веселая капель!

Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

    6.Актуализация знаний.

-Чем отличается простое предложение от сложного?

- Как нужно действовать, чтобы отличить простое предложение от сложного?

-Объясните расстановку запятых.

7. Тема урока.

Используя схему, определите тему урока.

     

                  [                 ,а                ] .             [                  ]     ,     [                ].

                                                 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а. но.

8.Закрепление изученного.

 А)Сложное предложение состоит из  ----------------------------------------

                ---------------------------------------------------------------------------.

 

Части сложного предложения соединяются с помощью  -----------

         -------------------------------------------------------------------------------------.

Между частями сложного предложения на письме  -------------------

   --------------------------------------------------------------------------------------.

Б) Допишите каждое предложение два раза так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами. А потом сложное. Поставьте правильно запятые.

А) Солнце светило но   --------------------------------------------------------------.

Солнце светило но  -------------------------------------------------------------------.

Б) Листья летели и -------------------------------------------------------------------.

Листья летели и------------------------------------------------------------------------.

В) Составьте и запишите предложения по схемам:

___                   ,        .

                ------------------------------------------

        ___        ,но          .  ---------------------------------------           

                        , и                          

        .------------------------------------------------------------

 

                                    

          и                              .  ------------------------------------------------

Г) Составьте и запишите по одному предложению

- с однородными сказуемыми: ------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

- с однородными второстепенными членами предложения: ------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

- с однородными подлежащими: ----------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------        

-Обозначьте орфограммы.

- Выпишите как можно больше слов с безударной гласной в корне. Рядом напишите проверочное.

- Укажите части речи.

9. Итог урока.

- Определите ключевые слова урока.

сложное предложение;

простое предложение с однородными членами;

одна грамматическая основа;

несколько грамматических основ;

запятая;

отличие.

10. Домашнее задание:  №39 стр.21 («Дидактический материал»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...