Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шагиева   Лариса  Валериевна

Урок русского  языка  в  4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 4 классе39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами  и, а, но    и в простом  предложении  с  однородными  членами  и союзами  и, а, но

Цели: развитие  умения  различать сложное  предложение от  простого с однородными членами;  развитие пунктуационных умений (постановка знаков  препинания  в сложном  предложении  с союзами   и в простом  предложении с однородными  членами  и союзами  и, а, но);

            повторение  словарных  слов;

             развитие связной устной  и письменной  речи.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, мультимедиа,  схемы -таблицы

                                                 Ход  урока

1. Организационный  момент.

                А сейчас  проверь, дружок,

                Ты готов  начать  урок?

                 Каждый  день - всегда, везде,

                 На занятиях, в игре

                 Смело,  четко   говорим   и, конечно,  не  шумим!

2. Актуализация  опорных  знаний.

- Прочитайте  текст.

   

       Всем известно, что люди общаются с помощью языка. Какой язык имеется в виду? Не только родной или иностранный, но и язык жестов, язык повседневного поведения. Эти «языки» - часть культуры народов, и их тоже нужно изучать.

     Вот несколько примеров несовпадения «русских» и «иностранных» жестов. Как мы машем рукой при прощании? Русские обращают ладонь от себя и раскачивают её вперёд и назад, а англичане раскачивают из стороны в сторону.

     А как школьники и студенты показывают жестом, что хотят ответить на вопрос учителя? У нас они поднимают руку и вытягивают кисть, а у немцев ученики поднимают два пальца.

     Преподаватель блестяще прочитал лекцию. Русские студенты выражают своё одобрение аплодисментами, а западноевропейские студенты в той же ситуации стучат костяшками пальцев по столу.

     Если вы изучаете, например, английский язык и собираетесь отправиться в Англию, нужно знать особенности привычного поведения англичан. Скажем, рукопожатие для англичанина - явление редкое. Оно имеет место после долгой разлуки, является жестом благодарности за услугу или жестом примирения. Поэтому традиционное русское мужское приветствие может удивить англичанина и даже вызвать неприятные переживания.

  - Что  нового  для себя  ты  узнал? Захотелось ли  тебе  о чем-то поговорить  со своим  учителем   иностранного  языка.

   -  Как бы ты сформулировал главную  мысль  этого  текста? ( Язык жестов- это  часть  культуры  народа, и его тоже  надо  изучать.)

   -  Перечитай  2,3,4 –й абзацы  текста. Какая  мысль  их  объединяет?

  Почему  авторы  выбрали для иллюстрации своей  мысли  сложные  предложения  с союзом  а?

- Выпишите  за  1 минуту   из  текста    все словарные  слова.

Посмотрим,  кто  больше  найдет  таких  слов и правильно  

обозначит  орфограмму.                                                                     Язык, народ,

                                                                                                                прощание,

                                                                                                                 вперёд,

                                                                                                                 выражают

                                                                                                           аплодисменты  

                                                                                                               ситуации

                                                                                                              привычного

                                                                                                               разлуки

                                                                                                           традиционное    

- Что  означает  слово  традиция? Какие  еще русские           Словарь Ожегова

традиции  вы  знаете?

3. Постановка  проблемы.

- Какова  роль  союзов  в предложении?

- Какие  вы  знаете  союзы?

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

                                              , а

                                             , но                      

Простое предл.                     и                       Сложное предложение

с  однород.чл.                      , и

 

 - Сформулируйте  тему  урока  и его  цели.

4. «Открытие»  учащимися  нового  знания.    

 

1. Составление  схем.

      -Используя     схему, по которой  мы  определили  тему

урока, составьте   в группах   схему -  подсказку.

      1 группа.   Перед    какими союзами   ставится( и не ставится)

 запятая    в   простом  предложении  с однородными членами.

      2 группа. Перед    какими союзами   ставится

 запятая    в   сложном   предложении.    

      3 группа.  Составить  схемы  предложений  и объяснить  знаки

препинания.    Упр  79.

5.  Физминутка    Танец  «Стирка» (под быструю  музыку)

                         Мы стирали, мы стирали,

                          Полоскали, полоскали,

                          Выжимали, выжимали,

                         Встряхивали, встряхивали,

                          Вывешивали, вывешивали,

                          Ох, устали, ох, устали.

                           Сели – отдохнули.

    2.  Защита  каждой  группы.

        1 группа.  

                                                       O          O

                                                     /          |           \

                                                 , а          и          ,но

         2 группа.

                                                      [   ]          [  ]

                                                   

                                                     /         |          \

                                                  ,а        ,но         ,и

        3 группа.  

6.   Письмо по  памяти.

   

 Улыбнитесь  сонные березки,

Растрепали шелковые  косы.

Шелестят  зеленые сережки,

И горят серебряные  росы…

                                                 (С.Есенин)

- Объясни  расстановку  знаков  препинания. Нарисуйте  схему  

предложения. 

- Разберите      по  составу  все имена  прилагательные. Какая

группа   выполнит  быстрее и правильнее.

Поверку  проводит  учитель.

7. Итог  урока.

-Когда  в  предложении   перед  союзом  и  не  ставится   запятая?

- Какие  надо знать  правила, чтобы не  ошибиться  в постановке

знаков  препинания?

8. Домашнее  задание.

С.71, упр. №1 (устно) , №4

9. Оценивание.

   Учитель  оценивает  работу  каждой  группы.    

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...