Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
Цели: развитие умения различать сложное предложение от простого с однородными членами; развитие пунктуационных умений (постановка знаков препинания в сложном предложении с союзами и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но);
повторение словарных слов;
развитие связной устной и письменной речи.
Оборудование: словарь С.И. Ожегова, мультимедиа, схемы -таблицы
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим и, конечно, не шумим!
2. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте текст.
Всем известно, что люди общаются с помощью языка. Какой язык имеется в виду? Не только родной или иностранный, но и язык жестов, язык повседневного поведения. Эти «языки» - часть культуры народов, и их тоже нужно изучать.
Вот несколько примеров несовпадения «русских» и «иностранных» жестов. Как мы машем рукой при прощании? Русские обращают ладонь от себя и раскачивают её вперёд и назад, а англичане раскачивают из стороны в сторону.
А как школьники и студенты показывают жестом, что хотят ответить на вопрос учителя? У нас они поднимают руку и вытягивают кисть, а у немцев ученики поднимают два пальца.
Преподаватель блестяще прочитал лекцию. Русские студенты выражают своё одобрение аплодисментами, а западноевропейские студенты в той же ситуации стучат костяшками пальцев по столу.
Если вы изучаете, например, английский язык и собираетесь отправиться в Англию, нужно знать особенности привычного поведения англичан. Скажем, рукопожатие для англичанина - явление редкое. Оно имеет место после долгой разлуки, является жестом благодарности за услугу или жестом примирения. Поэтому традиционное русское мужское приветствие может удивить англичанина и даже вызвать неприятные переживания.
- Что нового для себя ты узнал? Захотелось ли тебе о чем-то поговорить со своим учителем иностранного языка.
- Как бы ты сформулировал главную мысль этого текста? ( Язык жестов- это часть культуры народа, и его тоже надо изучать.)
- Перечитай 2,3,4 –й абзацы текста. Какая мысль их объединяет?
Почему авторы выбрали для иллюстрации своей мысли сложные предложения с союзом а?
- Выпишите за 1 минуту из текста все словарные слова.
Посмотрим, кто больше найдет таких слов и правильно
обозначит орфограмму. Язык, народ,
прощание,
вперёд,
выражают
аплодисменты
ситуации
привычного
разлуки
традиционное
- Что означает слово традиция? Какие еще русские Словарь Ожегова
традиции вы знаете?
3. Постановка проблемы.
- Какова роль союзов в предложении?
- Какие вы знаете союзы?
- Соедините вид предложения с нужными союзами:
, а
, но
Простое предл. и Сложное предложение
с однород.чл. , и
- Сформулируйте тему урока и его цели.
4. «Открытие» учащимися нового знания.
1. Составление схем.
-Используя схему, по которой мы определили тему
урока, составьте в группах схему - подсказку.
1 группа. Перед какими союзами ставится( и не ставится)
запятая в простом предложении с однородными членами.
2 группа. Перед какими союзами ставится
запятая в сложном предложении.
3 группа. Составить схемы предложений и объяснить знаки
препинания. Упр 79.
5. Физминутка Танец «Стирка» (под быструю музыку)
Мы стирали, мы стирали,
Полоскали, полоскали,
Выжимали, выжимали,
Встряхивали, встряхивали,
Вывешивали, вывешивали,
Ох, устали, ох, устали.
Сели – отдохнули.
2. Защита каждой группы.
1 группа.
O O
/ | \
, а и ,но
2 группа.
[ ] [ ]
/ | \
,а ,но ,и
3 группа.
6. Письмо по памяти.
Улыбнитесь сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…
(С.Есенин)
- Объясни расстановку знаков препинания. Нарисуйте схему
предложения.
- Разберите по составу все имена прилагательные. Какая
группа выполнит быстрее и правильнее.
Поверку проводит учитель.
7. Итог урока.
-Когда в предложении перед союзом и не ставится запятая?
- Какие надо знать правила, чтобы не ошибиться в постановке
знаков препинания?
8. Домашнее задание.
С.71, упр. №1 (устно) , №4
9. Оценивание.
Учитель оценивает работу каждой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО» ( урок – закрепление материала)
Материалы урока можно использовать, работая по любой программе....
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...
"Отличие простого пердложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Образовательная система "Школа 2100". Русский язык, 4 класс...
"Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Образовательная система "Школа 2100", русский язык...
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»
Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...