Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
«Школа 2100»
Тема: Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»
– Развитие умений устной учебно-научной монологической и письменной художественной речи (создание собственных текстов), умений анализировать чужую речь, стремиться к выразительности и точности речи в передачи мысли, накапливать опыт употребления имён существительных в речи.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи».
Конкурс риторов.
От каждого ряда выбирается ученик – участник конкурса, жюри.
Объявляется тема выступления («Имя существительное как часть речи» по упр. 105), правила конкурса:
1) Обращение к слушателям.
2) Соблюдение временных границ (не более 2 мин.).
3) Приведение доказательств значимости имён существительных.
Жюри определяет лучшего ритора.
2. Тренировочный словарный диктант.
Материал для диктанта определяет ритор-победитель. Под его диктовку ученики записывают 6–7 слов. Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
На доске ключевые слова урока:
имя существительное, роль, речь.
На основе ключевых слов сформулируйте тему урока.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Развитие умений.
- 4 5 6 1 3
1. Наблюдение за ролью имён существительных в речи.
1. Упр. 106 – выявление художественной функции имён существительных в тексте. Выполняется под руководством учителя. Перечисление позволяет читателю ясно представить картины. Ощущение движения возникает благодаря употреблению глаголов (несётся, мелькают), перечислению предметов (предложение с однородными подлежащими), преимущественно с бессоюзной (кроме двух последних однородных членов) связью.
– Представьте, что вы впервые пришли в парк, где увидели разные аттракционы. Составьте одно предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.
2. Упр. 107 – развивается чувство языка на основе работы с выразительными средствами, представленными именами существительными.
Выполняется по «шагам» в задании.
Имена существительные употреблены в переносных значениях, ими автор как бы расписывает картину природы. Прилагательные дополнительно «раскрашивают» её неброскими, чистыми и лёгкими красками.
Таким образом, имена существительные могут быть очень выразительными, когда они употребляются в переносном значении. Благодаря им мы ярче, нагляднее, образнее представляем картину.
2. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».
1. Подготовка к сочинению.
Упр. 108.
– Прочитайте задание. Из каких двух частей оно состоит?
Учитель использует схему-подсказку, рисуя на доске, поясняя этапы работы.
2. Запись в черновике.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
IV. Итог урока.
4 4
Чтение вслух 2–3 работ, уточнение, редактирование.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
– Переписать сочинение начисто.
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён существительных", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»
В материалах: технологическая карта, приложение и презентация к уроку....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных», для учащихся 3 класса по программе «Школа России»
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», ...