Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Примечание:
К моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.
ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)
Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
-Запишите слово – синоним к слову караулить.
(поджидать, сторожить, охранять)
- Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.
(норка)
- В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.
(кот)
- Та, которую называют норушка.
(мышка)
- Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.
(это невозможно)
- В чём трудность? Почему не составить предложение?
(слова не связать между собой)
- Запишите так, как считаете нужным.
( Кот поджидает мышку у норки.)
- Удалось ли вам вначале выполнить задание ?
( нет)
-А теперь? Почему?
( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)
- Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?
(имя существительное не изменяется, получается форма слова)
- Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.
(формы слов нужны для связи слов в предложении)
- Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.
118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...
III. Работа над формулировкой темы урока.
- Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?
(одежда)
- А для слова как она (форма) называется?
( не знаем)
- Какая форма бывает у вас?
(спортивная, парадная, …)
- А у слов какая бывает форма?
(не знаем)
- От чего зависит, какую форму вы наденете?
(от ситуации, события, мероприятия)
- А что влияет на форму слова?
(другие слова, с которыми оно связано)
- На какие вопросы мы не смогли ответить?
(Как называется форма для слова? Какая она бывает?)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
(Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)
Вопросы вывешиваются на доске.
IV Работа по теме.
- Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.
У норы добычи ждёт,
Притаившись серый …. (кот)
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь… (от кота)
И теперь и за версту
Не приблизится … (к коту)
Крыса старая и та,
Видя грозного … (кота)
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться… (с котом)
Там дрожит и в темноте
Вспоминает … (о коте)
- Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.
(кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)
- Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?
( это формы слова кот)
- Чем они отличаются друг от друга?
(окончаниями, предлогами, вопросами)
- Как же называется такое изменение имен существительных? Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.
(Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)
- Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?
(Как называется форма для слова?)
- И как же она называется?
(падеж)
- Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки» с закрытыми названиями падежей и вопросами)
- Про каждый падеж есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:
1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.
-Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ, используя записанный столбик слов)
(то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)
2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)
3. Сделать это в рабочих группах.
Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.
Я – именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю,
Мои вопросы – кто и что? –
Ни с чем не спутает никто.
- А я падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И «с», и «до», и «у», и «из» -
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.
- А я винительный падеж
И я во всём виню невежд,
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- А я творительный падеж
Исполнен всяческих надежд!
Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад!
А я падеж предложный,
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах, да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в» и «о», и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы, предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)
(столбики)
- Как назовём первый столбик?
(падежи)
- Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?
(вопросы)
- Запишите. Что помещено в третьем?
(примеры)
- Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?
(таблицу)
-Как назовём?
(таблица падежей)
- Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?
(первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)
V. Первичное закрепление.
- С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.
Учебник, страница 97, упражнение 120
120. С помощью таблицы «Падежи» (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.
И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.
Изменение имен существительных по падежам - это словообразование или словоизменение?. Объясни.
Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)
121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.
Р.п Р.п. Р.п.
стол Д.п. трава Д.п. окно Т.п.
Т.п. П.п. П.п.
Составь и запиши шесть словосочетаний глагол + существительное с данными словами в разных падежах.
VI. Подведение итогов.
-Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?
- Итак, как называется форма для слова?
- Какие падежи вы узнали?
- Сделайте вывод относительно цели урока.
(цель урока достигнута)
- Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.
VII. Орг.конец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Примечание:
К моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.
ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)
Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
-Запишите слово – синоним к слову караулить.
(поджидать, сторожить, охранять)
- Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.
(норка)
- В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.
(кот)
- Та, которую называют норушка.
(мышка)
- Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.
(это невозможно)
- В чём трудность? Почему не составить предложение?
(слова не связать между собой)
- Запишите так, как считаете нужным.
( Кот поджидает мышку у норки.)
- Удалось ли вам вначале выполнить задание ?
( нет)
-А теперь? Почему?
( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)
- Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?
(имя существительное не изменяется, получается форма слова)
- Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.
(формы слов нужны для связи слов в предложении)
- Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.
118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...
III. Работа над формулировкой темы урока.
- Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?
(одежда)
- А для слова как она (форма) называется?
( не знаем)
- Какая форма бывает у вас?
(спортивная, парадная, …)
- А у слов какая бывает форма?
(не знаем)
- От чего зависит, какую форму вы наденете?
(от ситуации, события, мероприятия)
- А что влияет на форму слова?
(другие слова, с которыми оно связано)
- На какие вопросы мы не смогли ответить?
(Как называется форма для слова? Какая она бывает?)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
(Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)
Вопросы вывешиваются на доске.
IV Работа по теме.
- Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.
У норы добычи ждёт,
Притаившись серый …. (кот)
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь… (от кота)
И теперь и за версту
Не приблизится … (к коту)
Крыса старая и та,
Видя грозного … (кота)
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться… (с котом)
Там дрожит и в темноте
Вспоминает … (о коте)
- Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.
(кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)
- Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?
( это формы слова кот)
- Чем они отличаются друг от друга?
(окончаниями, предлогами, вопросами)
- Как же называется такое изменение имен существительных? Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.
(Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)
- Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?
(Как называется форма для слова?)
- И как же она называется?
(падеж)
- Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки» с закрытыми названиями падежей и вопросами)
- Про каждый падеж есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:
1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.
-Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ, используя записанный столбик слов)
(то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)
2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)
3. Сделать это в рабочих группах.
Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.
Я – именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю,
Мои вопросы – кто и что? –
Ни с чем не спутает никто.
- А я падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И «с», и «до», и «у», и «из» -
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.
- А я винительный падеж
И я во всём виню невежд,
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- А я творительный падеж
Исполнен всяческих надежд!
Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад!
А я падеж предложный,
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах, да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в» и «о», и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы, предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)
(столбики)
- Как назовём первый столбик?
(падежи)
- Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?
(вопросы)
- Запишите. Что помещено в третьем?
(примеры)
- Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?
(таблицу)
-Как назовём?
(таблица падежей)
- Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?
(первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)
V. Первичное закрепление.
- С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.
Учебник, страница 97, упражнение 120
120. С помощью таблицы «Падежи» (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.
И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.
Изменение имен существительных по падежам - это словообразование или словоизменение?. Объясни.
Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)
121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.
Р.п Р.п. Р.п.
стол Д.п. трава Д.п. окно Т.п.
Т.п. П.п. П.п.
Составь и запиши шесть словосочетаний глагол + существительное с данными словами в разных падежах.
VI. Подведение итогов.
-Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?
- Итак, как называется форма для слова?
- Какие падежи вы узнали?
- Сделайте вывод относительно цели урока.
(цель урока достигнута)
- Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.
VII. Орг.конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.
Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»
Урок изучения и первичного закрепления знанийТема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока на тему "Изменение имён существительных по падежам"
Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам" в 3 классе по программе "Перспектива"...