Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», опирается на знания, умения, полученные детьми во 2 классе. По форме проведения урока – урок-исследование. По типу урока – это урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx674.18 КБ

Предварительный просмотр:

1.Организационный момент.

Необычный день у нас.  сл.1

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я очень рада видеть ваши прекрасные улыбки. Ребята, приглашаю вас на урок, после которого вы станете мудрее и внимательнее. Пусть наше общение принесёт вам много интересного.

 - Меня зовут Анара Артуровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, я сегодня пришла к вам в гости не с пустыми руками.

- Посмотрите, что я с собой принесла? (лупу)

- А что такое лупа? ( Лупа - это увеличительное стекло)

- Как вы думаете, а как мы будем использовать этот предмет на нашем уроке? Для чего он может нам пригодиться?  (Мы, наверное, будем что-то изучать, исследовать)

- Совершенно верно. Мы сегодня, ребята, будем настоящими исследователями.

- А кого можно назвать  исследователем? (Исследователь – это человек, который занимается исследованием, изучением чего-либо)

- Изучением какой научной области мы с вами будем заниматься? (Изучением русского языка)

- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? ( Нам пригодятся знания, внимательность, смекалка, сообразительность)

- Помогать в нашем исследовании нам сегодня будет исследовательский журнал, в котором  вы будете работать. Положите эти журналы перед собой, запишите сегодняшнее число 28 февраля, классная работа.

- Посмотрите внимательно на доску, какие орфограммы вы увидели в записи числа и классной работы. (В слове февраля - непроверяемая безударная гласная е, проверяемая безударная гласная а (февраль), классная - удвоенная согласная с, работа - непроверяемая безударная гласная а)

3. Чистописание.

- С чего мы начнём наше исследование? С какого этапа?

(С минутки чистописания)

- Какова цель данного этапа урока?  (Повторение написаний букв и буквосочетаний)

- Ребята, посмотрите, на доске кто-то оставил следы? Кто же интересно это мог быть?!

- Давайте, посмотрим, что же скрывается под этими следами. Прочитайте буквосочетания, которые здесь записаны.   (Буквосочетания ый, ий, ие, ая, яя, ое,ее)

- На какую часть речи  указывают данные буквосочетания?          

  ( Указывают на имя прилагательное)

- Молодцы, ребята. Запишите данные буквосочетания в свои исследовательские журналы.

4. Словарная работа. Постановка учебной задачи.

- Ребята, ещё я с собой принесла вот такой чёрный ящик. В него я поместила изображения предметов. Но, чтобы открыть этот загадочный  ящик, вам нужно будет  угадать, о каком предмете  пойдёт речь.

1. Окраской — сероватая,   сл.2

    Повадкой — вороватая,

    Крикунья хрипловатая —

    Известная персона.

    Кто она?   (ворона)

2. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,  сл.3

    Птица говорливая, самая болтливая.

    Вещунья белобока, а зовут ее ... (сорока)  

3. Ты откуда, ты откуда   сл.4

    Прилетел к нам,

    Красногрудый?

— Облетел я всю Сибирь.

— Как зовут тебя?   (снегирь)

4. Кто в окошко к нам стучит –  сл.5

    За еду благодарит?

    Желтогрудая пичужка,

   Разноцветная игрушка.

   Нас нисколько не боится

   И на форточку садится

   Очень миленькая птичка.

   А зовут её ...    (синица)

Словарь: ворона, сорока, снегирь, синица.

- Какие слова мы сейчас записали?  (Мы записали словарные слова)

- Какие слова в русском языке называются словарными?  (Слова, написание которых нельзя проверить, их можно только запомнить)

- Назовите все эти слова одним словом.  Что это?  (Птицы)

- Какая часть речи помогла нам догадаться, о каком слове идёт речь?        (Имя прилагательное)

- Как вы думаете, изучением какой части речи мы с вами будем заниматься?              

(Мы будем изучать имя прилагательное)

- Что такое имя прилагательное?

5. Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление кластера

- В ваших исследовательских журналах представлена схема. Заполните данную схему, вспомнив всё, что вы знаете об имени прилагательном.

- А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось.  

- Какое ключевое понятие мы возьмём за основу нашей схемы?   (Имя прилагательное)

- Что такое имя прилагательное?  (Часть речи)

- Что оно обозначает?  (Признак предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?  

   (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Все ли свободные строчки нам удалось заполнить?  (Нет)

- Как вы думаете, почему?  (Сегодня мы узнаем что-то новое об имени прилагательном)

- Ребята, сейчас к вам обратится герой, который занимался исследованием Солнечного города.

- Вы догадались, кто это?   (Незнайка)

(показ видеофрагмента)  сл.6

Здравствуйте, ребята. Я Незнайка - житель Солнечного города.  Я очень люблю придумывать новые и необычные слова. Я тут услышал, что вы сегодня будете заниматься исследованием имени прилагательного. А я вот совершенно ничего не знаю об имени прилагательном. Мне бы очень хотелось познакомиться с этой интересной и удивительной частью речи. Что такое прилагательное? И, вообще, какую роль они играют в речи? Помогите, мне, ребята, ответить на все эти вопросы и стать настоящим знатоком этой части речи!

- Ну что, ребята, давайте поможем Незнайке и вместе сделаем наше маленькое открытие.

6. Зрительная гимнастика.  сл.7

- Впереди нас ждёт много открытий, исследований. Для того, чтобы с этим справиться, нам нужно отдохнуть. Снимем зрительное напряжение и подготовим наши глазки к предстоящей работе.

7. Открытие нового знания.

-У вас на столе карточки, в которых даны 2 текста.   сл.8

Прочитайте их.

  1. На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по тропе. Она ведет мальчика в чащу. Лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьет воду.

  1. На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведет мальчика в густую чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьет холодную воду.

- Сравните эти тексты. Чем они отличаются друг от друга? (в 1 тексте – нет прилагательных, а во 2 тексте - есть)

- Что вы можете сказать о первом тексте? (Без прилагательных текст скучный, неинтересный)

- Каким стал второй текст?     (Текст стал ярче, красочнее, оживленнее)

- А благодаря чему текст стал красочнее?    (Благодаря имени прилагательному)

- Какую роль они еще играют в речи?   ( Имена прилагательные делают ее красочнее, ярче, оживленнее)

- Давайте допишем и дополним нашу схему только что сделанным открытием.

- Кто же догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить?  (О роли  имён прилагательных в тексте)     сл.9

- Какую цель мы перед собой поставим? Чему мы с вами должны научиться?

(Мы должны научиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)

8. Первичное закрепление.

1. Работа по вариантам.

- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее красочнее, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении.

- Давайте продолжим наше исследование. Ведь впереди нас ждёт ещё много интересных открытий.

- Выполните следующее задание, которое представлено в вашем исследовательском журнале.   сл.10

1 варианту нужно описать 1 картину, 2 варианту – 2 картину, выбрав нужные прилагательные.

- Какой день изображен на первой картинке, какое настроение оно у вас вызывает?

 - А на второй картинке какой день? Изменилось ли у вас настроение?

- Слова какой части речи помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первый вариант запишет текст, описывающий первую картинку, а второй вариант – постарается описать второй пейзаж. Задача каждого ученика, выбрать нужные прилагательные.

(солнечный, ласковый, белые, по высокому, чудесная, прекрасное;

пасмурный, прохладный, по низкому, серые, плохая, ужасное)

(2 человека работают у доски) Записаны предложения, вставляют карточки с опорными прилагательными

- Прочитайте тексты, которые у вас получились.

1 вариант

Был солнечный день. Дул теплый ветер. По высокому небу плыли легкие облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

2 вариант

Был пасмурный день. Дул холодный ветер. По низкому небу плыли тяжелые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

- Какую роль сыграли прилагательные в этом задании?

(Передали настроение погоды)

- Значит, что мы можем добавить в схему?   (Имена прилагательные придают настроение тексту)

- В этой работе мы использовали прилагательные с противоположными значениями. Найдите мне их в тексте.

солнечный – пасмурный,

теплый – холодный;

по высокому - по низкому

легкие – тяжелые,

чудесная - плохая,

прекрасный – ужасный.

Как называются такие слова?  (Антонимы)

- Молодцы, ребята.

- Ребята, а что объединяет эти картинки? Какой общей темой они связаны?          (О природе)

- Какая глобальная проблема существует в природе в настоящее время?

(Загрязнение окружающей среды)

- Как нужно относиться к природе? Что мы можем сделать для защиты природы? (Не бросать мусор, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не загрязнять реки и водоёмы)

- К природе нужно относиться бережно, с любовью и заботой, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира.

2. Редактирование текста.

- А сейчас, ребята, мы будем в роли следопытов. Нам нужно будем найти  след и узнать ещё кое - что важное о нашей части речи.

- На слайде дан текст. Прочитайте его внимательно. сл.11

Наступила косолапая зима. Земля покрылась деревянным покрывалом. В лесу намело глазастые сугробы. На верхушках сосен лежат красные  шапки снега.

- Что вы можете сказать про данный текст?  

- Почему вы смеялись?

- К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

Вывод: прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли и не являются средством выразительности.

- Давайте устно внесём поправки в текст.

- Посмотрите, какой получился текст у меня.

Наступила долгожданная зима. Земля покрылась снежным покрывалом.

В лесу намело высокие сугробы. На верхушках сосен лежат белые шапки снега.

- Уместны ли данные прилагательные в тексте?

- Давайте дополним нашу схему ещё одним открытием.

(Прилагательные в тексте должны  уместно  употребляться)

- Какой праздник отмечался в нашей стране несколько дней назад?

(День защитника Отечества)

- Каким должен быть настоящий защитник? Защитник  какой он?

(мужественный, отважный, храбрый, бесстрашный)

- Слова, какой части речи мы сейчас использовали, чтобы охарактеризовать защитника? (Имена прилагательные)

9. Подведение итогов урока.

- Вот и подходит к концу наше исследование.

- Исследованием какой части речи мы с вами занимались?

- Что такое имя прилагательное?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

(видеофрагмент с Незнайкой ) сл.12

Ребята, спасибо вам большое за такое интересное исследование. Я с вашей помощью так много узнал об имени прилагательном, что могу с уверенностью называться знатоком этой части речи! Желаю вам успехов в учении и новых творческих побед!  

                                                         Ваш Незнайка

10. Рефлексия.     сл.13

Продолжите фразу:

        Я научился …

        Было интересно …

        Было трудно …

        Больше всего мне понравилось …

        Я понял, что …

Домашнее задание творческого характера.   (Задание в исследовательских журналах)

Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь.                                                     ________________________

На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши.  Зато  очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика  сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и  ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.

( Слова для справок:  голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий).

Выставление оценок.

- Ребята, спасибо большое за урок.

- Мы так сегодня хорошо с вами поработали, сделали важное открытие, много интересного узнали об имени прилагательном, что я не могу отпустить вас с пустыми руками. У меня есть для вас небольшой подарок.

Пусть эта лупа  поможет вам сделать ещё много открытий, провести  ещё много исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных"

Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")

Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"

Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практ...