Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», опирается на знания, умения, полученные детьми во 2 классе. По форме проведения урока – урок-исследование. По типу урока – это урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 674.18 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Организационный момент.
Необычный день у нас. сл.1
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я очень рада видеть ваши прекрасные улыбки. Ребята, приглашаю вас на урок, после которого вы станете мудрее и внимательнее. Пусть наше общение принесёт вам много интересного.
- Меня зовут Анара Артуровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, я сегодня пришла к вам в гости не с пустыми руками.
- Посмотрите, что я с собой принесла? (лупу)
- А что такое лупа? ( Лупа - это увеличительное стекло)
- Как вы думаете, а как мы будем использовать этот предмет на нашем уроке? Для чего он может нам пригодиться? (Мы, наверное, будем что-то изучать, исследовать)
- Совершенно верно. Мы сегодня, ребята, будем настоящими исследователями.
- А кого можно назвать исследователем? (Исследователь – это человек, который занимается исследованием, изучением чего-либо)
- Изучением какой научной области мы с вами будем заниматься? (Изучением русского языка)
- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? ( Нам пригодятся знания, внимательность, смекалка, сообразительность)
- Помогать в нашем исследовании нам сегодня будет исследовательский журнал, в котором вы будете работать. Положите эти журналы перед собой, запишите сегодняшнее число 28 февраля, классная работа.
- Посмотрите внимательно на доску, какие орфограммы вы увидели в записи числа и классной работы. (В слове февраля - непроверяемая безударная гласная е, проверяемая безударная гласная а (февраль), классная - удвоенная согласная с, работа - непроверяемая безударная гласная а)
3. Чистописание.
- С чего мы начнём наше исследование? С какого этапа?
(С минутки чистописания)
- Какова цель данного этапа урока? (Повторение написаний букв и буквосочетаний)
- Ребята, посмотрите, на доске кто-то оставил следы? Кто же интересно это мог быть?!
- Давайте, посмотрим, что же скрывается под этими следами. Прочитайте буквосочетания, которые здесь записаны. (Буквосочетания ый, ий, ие, ая, яя, ое,ее)
- На какую часть речи указывают данные буквосочетания?
( Указывают на имя прилагательное)
- Молодцы, ребята. Запишите данные буквосочетания в свои исследовательские журналы.
4. Словарная работа. Постановка учебной задачи.
- Ребята, ещё я с собой принесла вот такой чёрный ящик. В него я поместила изображения предметов. Но, чтобы открыть этот загадочный ящик, вам нужно будет угадать, о каком предмете пойдёт речь.
1. Окраской — сероватая, сл.2
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она? (ворона)
2. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, сл.3
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (сорока)
3. Ты откуда, ты откуда сл.4
Прилетел к нам,
Красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя? (снегирь)
4. Кто в окошко к нам стучит – сл.5
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка,
Разноцветная игрушка.
Нас нисколько не боится
И на форточку садится
Очень миленькая птичка.
А зовут её ... (синица)
Словарь: ворона, сорока, снегирь, синица.
- Какие слова мы сейчас записали? (Мы записали словарные слова)
- Какие слова в русском языке называются словарными? (Слова, написание которых нельзя проверить, их можно только запомнить)
- Назовите все эти слова одним словом. Что это? (Птицы)
- Какая часть речи помогла нам догадаться, о каком слове идёт речь? (Имя прилагательное)
- Как вы думаете, изучением какой части речи мы с вами будем заниматься?
(Мы будем изучать имя прилагательное)
- Что такое имя прилагательное?
5. Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление кластера
- В ваших исследовательских журналах представлена схема. Заполните данную схему, вспомнив всё, что вы знаете об имени прилагательном.
- А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось.
- Какое ключевое понятие мы возьмём за основу нашей схемы? (Имя прилагательное)
- Что такое имя прилагательное? (Часть речи)
- Что оно обозначает? (Признак предмета)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Все ли свободные строчки нам удалось заполнить? (Нет)
- Как вы думаете, почему? (Сегодня мы узнаем что-то новое об имени прилагательном)
- Ребята, сейчас к вам обратится герой, который занимался исследованием Солнечного города.
- Вы догадались, кто это? (Незнайка)
(показ видеофрагмента) сл.6
Здравствуйте, ребята. Я Незнайка - житель Солнечного города. Я очень люблю придумывать новые и необычные слова. Я тут услышал, что вы сегодня будете заниматься исследованием имени прилагательного. А я вот совершенно ничего не знаю об имени прилагательном. Мне бы очень хотелось познакомиться с этой интересной и удивительной частью речи. Что такое прилагательное? И, вообще, какую роль они играют в речи? Помогите, мне, ребята, ответить на все эти вопросы и стать настоящим знатоком этой части речи!
- Ну что, ребята, давайте поможем Незнайке и вместе сделаем наше маленькое открытие.
6. Зрительная гимнастика. сл.7
- Впереди нас ждёт много открытий, исследований. Для того, чтобы с этим справиться, нам нужно отдохнуть. Снимем зрительное напряжение и подготовим наши глазки к предстоящей работе.
7. Открытие нового знания.
-У вас на столе карточки, в которых даны 2 текста. сл.8
Прочитайте их.
- На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по тропе. Она ведет мальчика в чащу. Лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьет воду.
- На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведет мальчика в густую чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьет холодную воду.
- Сравните эти тексты. Чем они отличаются друг от друга? (в 1 тексте – нет прилагательных, а во 2 тексте - есть)
- Что вы можете сказать о первом тексте? (Без прилагательных текст скучный, неинтересный)
- Каким стал второй текст? (Текст стал ярче, красочнее, оживленнее)
- А благодаря чему текст стал красочнее? (Благодаря имени прилагательному)
- Какую роль они еще играют в речи? ( Имена прилагательные делают ее красочнее, ярче, оживленнее)
- Давайте допишем и дополним нашу схему только что сделанным открытием.
- Кто же догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О роли имён прилагательных в тексте) сл.9
- Какую цель мы перед собой поставим? Чему мы с вами должны научиться?
(Мы должны научиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)
8. Первичное закрепление.
1. Работа по вариантам.
- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее красочнее, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении.
- Давайте продолжим наше исследование. Ведь впереди нас ждёт ещё много интересных открытий.
- Выполните следующее задание, которое представлено в вашем исследовательском журнале. сл.10
1 варианту нужно описать 1 картину, 2 варианту – 2 картину, выбрав нужные прилагательные.
- Какой день изображен на первой картинке, какое настроение оно у вас вызывает?
- А на второй картинке какой день? Изменилось ли у вас настроение?
- Слова какой части речи помогут нам описать погоду, ветер, настроение?
- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первый вариант запишет текст, описывающий первую картинку, а второй вариант – постарается описать второй пейзаж. Задача каждого ученика, выбрать нужные прилагательные.
(солнечный, ласковый, белые, по высокому, чудесная, прекрасное;
пасмурный, прохладный, по низкому, серые, плохая, ужасное)
(2 человека работают у доски) Записаны предложения, вставляют карточки с опорными прилагательными
- Прочитайте тексты, которые у вас получились.
1 вариант
Был солнечный день. Дул теплый ветер. По высокому небу плыли легкие облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.
2 вариант
Был пасмурный день. Дул холодный ветер. По низкому небу плыли тяжелые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.
- Какую роль сыграли прилагательные в этом задании?
(Передали настроение погоды)
- Значит, что мы можем добавить в схему? (Имена прилагательные придают настроение тексту)
- В этой работе мы использовали прилагательные с противоположными значениями. Найдите мне их в тексте.
солнечный – пасмурный,
теплый – холодный;
по высокому - по низкому
легкие – тяжелые,
чудесная - плохая,
прекрасный – ужасный.
Как называются такие слова? (Антонимы)
- Молодцы, ребята.
- Ребята, а что объединяет эти картинки? Какой общей темой они связаны? (О природе)
- Какая глобальная проблема существует в природе в настоящее время?
(Загрязнение окружающей среды)
- Как нужно относиться к природе? Что мы можем сделать для защиты природы? (Не бросать мусор, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не загрязнять реки и водоёмы)
- К природе нужно относиться бережно, с любовью и заботой, потому что мы сами являемся частью этого большого и прекрасного мира.
2. Редактирование текста.
- А сейчас, ребята, мы будем в роли следопытов. Нам нужно будем найти след и узнать ещё кое - что важное о нашей части речи.
- На слайде дан текст. Прочитайте его внимательно. сл.11
Наступила косолапая зима. Земля покрылась деревянным покрывалом. В лесу намело глазастые сугробы. На верхушках сосен лежат красные шапки снега.
- Что вы можете сказать про данный текст?
- Почему вы смеялись?
- К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?
Вывод: прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли и не являются средством выразительности.
- Давайте устно внесём поправки в текст.
- Посмотрите, какой получился текст у меня.
Наступила долгожданная зима. Земля покрылась снежным покрывалом.
В лесу намело высокие сугробы. На верхушках сосен лежат белые шапки снега.
- Уместны ли данные прилагательные в тексте?
- Давайте дополним нашу схему ещё одним открытием.
(Прилагательные в тексте должны уместно употребляться)
- Какой праздник отмечался в нашей стране несколько дней назад?
(День защитника Отечества)
- Каким должен быть настоящий защитник? Защитник какой он?
(мужественный, отважный, храбрый, бесстрашный)
- Слова, какой части речи мы сейчас использовали, чтобы охарактеризовать защитника? (Имена прилагательные)
9. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу наше исследование.
- Исследованием какой части речи мы с вами занимались?
- Что такое имя прилагательное?
- Какую роль играют имена прилагательные в речи?
(видеофрагмент с Незнайкой ) сл.12
Ребята, спасибо вам большое за такое интересное исследование. Я с вашей помощью так много узнал об имени прилагательном, что могу с уверенностью называться знатоком этой части речи! Желаю вам успехов в учении и новых творческих побед!
Ваш Незнайка
10. Рефлексия. сл.13
Продолжите фразу:
Я научился …
Было интересно …
Было трудно …
Больше всего мне понравилось …
Я понял, что …
Домашнее задание творческого характера. (Задание в исследовательских журналах)
Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь. ________________________
На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши. Зато очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.
( Слова для справок: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый, ушастый, звонкий).
Выставление оценок.
- Ребята, спасибо большое за урок.
- Мы так сегодня хорошо с вами поработали, сделали важное открытие, много интересного узнали об имени прилагательном, что я не могу отпустить вас с пустыми руками. У меня есть для вас небольшой подарок.
Пусть эта лупа поможет вам сделать ещё много открытий, провести ещё много исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных"
Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")
Конспект урока для 3 класса "Роль имён прилагательных в речи" (УМК "Школа России")...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"
Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном и выработки практ...