Тема | Предложный падеж имён существительных. |
Цель | Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); |
Задачи | - способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря; - развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать. - воспитание коммуникативных качеств; - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
|
Формируемые УУД | Личностные: будут учиться мотивировать учебную деятельность, формировать учебно - познавательный интерес к новому материалу Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: будут использовать знаково-символические средства Коммуникативные: контролировать действия партнёра
|
Основные понятия | Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена. |
Планируемые результаты обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- алгоритм определения предложного падежа ( маршрутный лист): Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения.
|
Ресурсы: - основные - дополнительные |
карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками. Портрет Ломоносова Учебник русского языка, Н.А. Чуракова, УМК ПНШ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика
| Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
- Мотивация (самоопределение к учебной деятельности.)
| Эпиграф урока. Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? - Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
| Объясняют собственное понимание слова | Научатся работать со словарем | Мотивация к учебной деятельности |
- Актуализация знаний.
Проблемная ситуация. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.) | - Посмотрите на доску. Что вы заметили? И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем? - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? Как вы считаете?
| Вспоминают падежи русского языка, падежные вопросы, правильно расставляют их по местам.
| Научатся применять полученные знания | Мотивация к учебной деятельности |
3. Постановка учебной задачи (Формулирование темы урока.) | - Какая тема сегодняшнего урока? -давайте определим цель и задачи урока, составим маршрутный лист нашего движения к новым знаниям. (выдается пустой бланк маршрутного листа) Маршрут движения. 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5.Член предложения. 6. Чему научимся? | Определяют цель и задачи урока, заполняют маршрутный лист. | Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в маршрутный лист | Регулятивные: целеполагание коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач. |
- «Открытие» учащимися новых знаний
| 1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? 2. Работа по учебнику. - Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. 2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
| Работают по маршруту движения. Находят, какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлога, а какой только с предлогами. | Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физминутка
| Физкультминутка. (подвижная под музыку «Четыре шага») | ученики выполняют действия согласно тексту песенки. |
| Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
5. Первичное закрепление
| Работа по учебнику. - Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника. - Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных. - В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
| Выполняют задание из учебника с помощью маршрутного листа, комментируют все выполняемые действия по цепочке. | Научатся определять предложный падеж имен существительных с помощью маршрутного листа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий; коллективная проверка. |
- Логопедическая минутка
| (На) травк(е) тропк(а),травк(а) на тропк(е) (чтение в ускоренном темпе 3 раза) (На) травк(е)- травка,на чём? (На) тропке - П.п., | Повторяют в ускоренном темпе 3 раза | Научатся определять предложный падеж имен существительных | Регулятивные: самоконтроль |
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| 1. Работа в парах по карточкам. - Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку. - Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
| Выполняют задание на карточках по вариантам, затем обмениваются и выполняют самопроверку по эталону. (вывешивается на доску после выполнения задания)
| Научатся работать в парах, выполнять самопроверку, пользуясь маршрутным листом. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий; самопроверка. |
- Включение новых знаний в систему знаний и повторение
| - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает? - Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает. Я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю, Очень я люблю мечтать, Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о (корона). Буду в ней сидеть на (трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна). Я мечтаю о (серёжки) Вечерами в (полутьма). Я мечтаю об (орёл0. Буду с ним летать на (воля), Буду я учиться в (школа). Ой, мечтаю я уже О предложном падеже! - В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами? | Ставят имена существительные в скобках, в форму предложного падежа, задают вопросы, выделяют предлоги. | Научатся ставить имена существительные в форму предложного падежа | Регулятивные: пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
|
9. Рефлексия (Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.)
| - Какие учебные задачи стояли на уроке? - Можете ответить на поставленные вопросы? - Мы достигли цели урока? - Оцените свои успехи в оценочных листах. Оценочный лист Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
| Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Научатся определять свои успехи по изученной теме. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке |
10. Д/з. | Карточки с дидактическим материалом. Поставь существительные в форму предложного падежа с использованием предлогов (о (об), в, на, при), при необходимости воспользуйся маршрутным листом, выдели окончания. Близнец, горец, умелец, любимец, трубач, циркач, гостиница, горчица, Саша, Даша, смерч, владелец, беглец, гордец, больница, певица, задача, удача.
|