технологическая карта урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Федосеева Олеся Викторовна

технологическая карта урока русского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 «Б» классе   (программа Л. В. Занкова)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: проблемно-диалогического обучения,  здоровьесберегающая, оценивания.

Методы: поисковый, работа по алгоритму

Тема: Творительный падеж имён существительных первого склонения.

Цель: научить ставить вопросы к существительным в творительном падеже, определять окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже.

формировать представления  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.

Задачи:

               1) образовательная: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом;

               2) развивающая:  развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом. развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;

          3) воспитательная:  создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. воспитание навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах, воспитывать культуру общения, аккуратность .

Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,  докумен-камера,  напечатанные слова для кластера,  карточки с заданием для работы в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Самоопределение к деятельности.

 1 мин.

- Необычный день у нас.
 И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.

–Видеть Вас мы очень рады!

II. Актуализация знаний и мотивация

7 мин.

 «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

II. Орфографический диктант.

    - Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать с  орфографического диктанта.

Как вы думаете, с какой целью?
- Запишите слова в два столбика.
(учащийся у доски комментирует запись слов.)

1 – с пров. безуд. гласной, 2- словарные слова

- Что объединяет слова 1 столбика?

- Что можете сказать о словах 2 столбика?

-  Чем был полезен  этот этап урока?
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились? 

Объясняют значение

писал

ракета

атаковал

аптека

дразнил

берёза

еловый

осина

желтеть

тарелка

ягода

газета

аллея

 - орфограмма  проверяемый  безуд. гласный в корне слова
- словарные слова, все относятся к 1 склонению

Формулируют цель: Существительные 1 склонения

Работяга 1 склонение

РУУД

III. Создание проблемной ситуации.

1 мин.

 Так я зашифровала тему нашего сегодняшнего урока
Я ставлю перед вами цель: «Расшифруйте тему и  поставьте цель нашего урока.»

- Какой падеж можно назвать падежом-работягой и почему?

Падеж - работяга

Гипотезы детей на доске

РУУД

КУУД

IV . Поиск решения проблемы.

5 мин.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

Кто догадался, что это за падеж?

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? - Подберите синонимы к этому слову.

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

- Труд учеников – учёба в школе и дома.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

 Расшифруйте тему урока: Падеж-работяга

Запись на доске оформляет ученик. Падеж - работяга?  труд работа творить

Творительный

Творить

Создавать, делать, совершать, осуществлять

1 склонение

Творительный падеже имён существительных 1 склонения.

ПУУД

V. Актуализация 

имеющихся знаний. Планирование деятельности

3мин.

- Чтобы узнать, какие задачи мы поставим  на этом уроке, что нам надо вспомнить?

По какому плану мы изучаем падежи? Составление плана

          План:

  1. Вопросы
  2. Вспомогательное слово
  3. Окончания
  4. Предлоги

     5.Роль в предложении

http://festival.1september.ru/articles/635332/f_clip_image002.jpg

Какие цели поставим для себя?

Что мы уже знаем?          

- Что нам необходимо узнать об именах существительных 1 склонения в творительном падеже?

 план, по которому разбирают падежи.

Научиться ставить вопросы и определять окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже.

Вопросы, вспомогательное слово.

Окончания

Предлоги

Роль в предложении

РУУД

ПУУД

2 мин.

Физкультминутка для зрения

VI.  Поиск решения.(открытие нового знания)

 

10 мин.

 Работа в парах по учебнику с.40 упр №82

- Начнём с наблюдения. В этом нам поможет учебник на стр. 40, упр.82.

- Наша задача: найти существительные в творительном падеже, выделить их окончания.  Возьмите простой карандаш, выделяем окончания.

 - Давайте проверим. Сколько таких слов вы нашли?

 Запишем  словосочетания.

- Для чего записывали словосочетания?

-  Что узнали об окончаниях существительных  в творительном падеже?

- Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили?  

- Заполняем в таблице графу окончание.

- Следующий наш шаг – наблюдаем за предлогами, возвращаемся к упражнению 82, находим предлоги и выделяем их кружком.

- Вывод наших наблюдений.

- Сравним с выводом в учебнике. Что скажете?

- Согласимся с учебником?  (Да)

- Внесём предлоги в таблицу.

- Приведите примеры словосочетаний с предлогом перед

 - А теперь давайте составим предложения с существительными 1 склонения  в творительном падеже с предлогом.

Для чего нужны нам предложения?

 - Что для этого будем делать?

Каким членом предложения является существительные  в Т. падеже?

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой?

- Ещё урок не окончен, а мы уже ответили на вопросы.

 - Что мы ещё должны сделать?

- Наша задача: потренироваться

8 слов

Засеяно (чем?) пшеницей, кружились (над чем?)над пашней, заросла (чем?)  травой, занимаются (с кем?)с сестрой, с песней, за школой, под крышей, с Петей.

  существительные в творительном падеже имеют окончание –  ой, ей.

(Есть варианты окончаний ой (-ою),  -ей (-ею). Две буквы в окончаниях.

Над, с, за, под,      

Предлог перед

 (перед сестрой, перед школой)

Мама с дочкой пошла в цирк.

За школой построили большой стадион.

Узнать, каким членом предложения будут сущ. в Т падеже.

Разбирать по членам предложения.

второстепенным членом предложения  - дополнением и обстоятельством

Наблюдать за окончаниями существительных 1 склонения в творительном падеже, узнать с какими предлогами они употребляются, каким членом предложения бывают.

Проверить, как мы усвоили тему, потренироваться

ПУУД

2 мин.

Физкультминутка

VII. Проверка усвоения темы.

7 мин.

Творческая работа.
- Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили и меня на творчество.

     К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз-трудяга с помощью падежа-работяги землю снегом покрывал… Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом.

   Над землёй кружатся пушистые снежинки. Белой  шапкой  укрылись ветви деревьев и кустарников. Макушка ели сверкает серебристой звёздочкой. Под сосной в берлоге спит косолапый медведь. Красива природа в зимней одежде!

   - Сосчитайте сколько существительных в творительном падеже вы употребили? 

Запись текста

Чтение получившихся работ. 

4

КУУД

VIII. Итог урока

1 мин.

Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.

 – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. –

Д.з – упр №83 с.41 правила        

по кластеру

IX. Рефлексия

1 мин.

– С каким настроением заканчиваем наш урок? Поставьте на полях тетради цифру, соответствующую вашему настроению.

1.  Урок полезен, всё понятно.

2.  Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.  Ещё придётся потрудиться.

4.  Да, трудно всё-таки учиться.

– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с  темой урока.

Дети выбирают строку и обозначают её на полях.

РУУД

ЛУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия об изменении имён существительных по числам, умения определять число имен существительных.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак...