Технологическая карта урока русского языка по теме: "Дательный падеж" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных" , УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_datelnyy_padezh.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Панина Ирина Викторовна
Тема раздела: Падеж имён существительных
Класс: 3 «В»
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс, УМК | Русский язык, 3 класс. УМК «Школа России» | |||
Тема урока | Дательный падеж | |||
Цель (цели) занятия/урока | Познакомить с особенностями дательного падежа. | |||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||
Задачи | формировать у учащихся представление о дательном падеже; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу. | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты) | ||
| Личностные: проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать себя, границы своего знания и незнания; вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: умение ставить цели к уроку; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; анализировать и классифицировать найденную информацию; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях. Коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; находить наиболее оптимальный алгоритм действий; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
Русский язык. 3 кл. 2-ая ч. /В.П. КанакинаВ.П., В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2021. Презентация «Дательный падеж» | Русский язык. 3 кл. 2-ая ч. /В.П. КанакинаВ.П., В.Г. Горецкий - М.: Про-свещение, 2021. Карточки с заданиями. |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация
| Самоопределение к деятельности | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Девиз: «Солнце в ладони, Солнце в груди. Ждёт нас удача Всегда впереди!» | Читают девиз урока. | Следить за правильностью ответов, | |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
| Создание условий для определения темы: наблюдение. | Презентация | Организует повторение изученного. На доске словосочетания: падает с неба, тает около осины, пришла после зимы, капает с крыши, рады весне. -О каком времени года идёт речь? Определите падеж имён существительных. Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Какое имя существительное «лишнее»? | Учащиеся работают со словосочетаниями, определяют падеж имён существительных. Составляют предложения. Дети дают ответ. Взаимная проверка выполненного задания и сообщение результатов проверки. Дети дают ответ: рады весне. Все существительные стоят в родительном падеже, а «весне» в дательном. | Учитель наблюдает за рассуждениями учащихся, просматривает работы некоторых учащихся. Взаимопроверка. |
Формулирование темы урока, постановка цели | Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний | - Ребята, посмотрите внимательно на доску, прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет? (Слова: по небу, к весне, по земле, по горке, к солнцу, к маме) - А докажите, что все эти слова стоят в дательном падеже. - Верно, а что вам помогло определить падеж? - Почему к некоторым словам задавали вопрос кому?, а к некоторым чему? - С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже? - Сколько всего предлогов в дательном падеже? - Хорошо, значит с существительными в каком падеже мы сегодня будем работать? - Так как будет звучать тема нашего урока? - А какую цель мы с вами поставим на данный урок? - Скажите, что вы уже знаете о дательном падеже? - Всё верно. Но мы с вами продолжим знакомится с дательным падежом. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Высказывают гипотезы. Формулируют тему урока. Ставят учебную задачу. | Самопроверка по образцу | |
Открытие нового (знания, способа действия)
| Работа по учебнику. | Учебник, с.46-47 | Даёт задание ученикам: выполнить задание с.46 упр.82 - По каким признакам вы определяли падеж имён существительных? Давайте составим схему по правилу с.47 - А теперь идём дальше. Найдите упр. 83. Прочтите задание. - Что вам надо сделать? - Верно, прочесть и назвать басни. Но перед этим посмотрите, у вас под предложениями написана фамилия авторам – Крылов Иван Андреевич. Посмотрите на слайд, вот так он выглядит. - Как вы думаете почему его называют баснописцем? - Кто знает, из какой басни первое предложение? (слайд с названием басни и иллюстрацией) - Басня всегда чему-то учит, чему учит эта басня? - А второе предложение из какой басни? - Верно, третье предложение из какой басни? - А чему учит эта басня? - И осталось последнее предложение, из какой оно басни? - Молодцы! А теперь найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже и поставьте к ним вопрос от выделенного слова. - Кто нашел? - Верно, кто ещё нашел? - Правильно, следующие? - А кто нашел в последнем? - Хорошо, молодцы. Теперь надо списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте к ним проверочные слова. (Самостоятельное списывание) Проверка - Проверяем, кто объяснит первое предложение? - Как узнать, что пишется суффикс ек: при изменение слова буква гласного выпадает: есть (что?) кусочек нет (чего?) кусочка Слайд - Выпадает буква гласного, значит пишем суффикс – ек. - Хорошо, а теперь найди в этом предложении имена существительные в дательном падеже и докажи. - Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. - Кто объяснит пропущенные орфограммы во втором предложении? - А теперь в этом предложении найди имена существительные в дательном падеже и докажи. - Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. - Верно, теперь объясните пропущенные орфограммы в третьем предложении. - В этом предложении кто найдет имена существительные в дательном падеже? - Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. - И кто объяснит пропущенные орфограммы в последнем предложении? - И в этом предложении давайте найдём имена существительные в дательном падеже. Кто нашёл? - Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания. Вывод: - По каким признакам мы определяем дательный падеж имён существительных? - Верно. Ребята, посмотрите над словом «подходит» стоит цифра 2. Что это значит, что надо сделать? - Кто пойдёт к доске и выполнит разбор слова по составу? - А все остальные производят разбор слова в рабочей тетради. - Верно, молодец. Выполняя данное задание, мы с вами закрепляли полученные знания по новой теме урока. И многие уже легко находят имена существительные в дательном падеже. | Выполняют упражнение. Один ученик у доски. - Падеж имён существительных мы определяли по вопросам, предлогам и окончаниям. Делают выводы. Заполняют схему. Читают, определяют задание. Ответы детей.(Его называют баснописцем потому, что он писал басни.) - Ворона и лисица. - Слон и Моська Ответы детей. - Стрекоза и Муравей - Вороне – имя сущ. в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «послал». Послал (кому?) вороне. - К дереву – имя сущ, в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «подходит». Подходит (куда?) К дереву. - По улицам – имя сущ., в Д. п. Вопрос задаётся от слова водили. Водили (по чему?) по улице. - К Муравью – имя сущ,. Д. п. Вопрос задаём от глагола ползёт. Ползёт (к кому?) к муравью. - «Вороне» в корне: непроверяемый безударный гласный звук. Словарное слово. - кусочек – в суффиксе. Непроверяемый безударный. Задаем вопрос от выделенного глагола «послал» к имени существительному: послал (кому?) вороне, значит имя существительное – вороне стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа. - «(к) дереву» -в корне слова. - проверить можно словом «дерево». Мы слышим букву «е». - Задаем вопрос от выделенного глагола «подходит» к имени существительному: подходит (к чему?) к дереву, значит имя существительное – (к) дереву стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа. - «(по) улицам» - орфограмма пропущена в корне слова. Пропущена буква «и». Улица - это словарное слово, надо запомнить. - В слове «водили» орфограмма пропущена в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать слово, в котором ударение будет падать на гласную «о» - водит. - Задаем вопрос от выделенного глагола «водили» к имени существительному: водили (по чему?) по улицам, значит имя существительное – (по) улицам стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа. - В слове «Муравью» - пропущен «ь» разделительный знак в корне слова. - в слове «ползёт» пропущена буква «о». Орфограмма пропущена в корне слова. Проверим словом – ползать. - Задаем вопрос от выделенного глагола «ползёт» к имени существительному: ползёт (к кому?) к Муравью, значит имя существительное – (к) Муравью стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа. - Дательный падеж имён существительных мы определяли по вопросу, предлогу, окончанию. - Цифра 2 означает, что данное слово надо разобрать по составу. - В слове «подходит» - ит – окончание, подход – основа слова, ход – корень, под - приставка, | Следит за высказываниями детей, помогает сделать правильные выводы. Проверка, оценка учителем |
Физкультминутка | Физкультминутка | Проводит физминутку. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что? буду Петь, – но только песня зреет. ( А.Фет) | Выполняют упражнения, показывает один учащийся. | ||
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Работа по учебнику в парах. Учиться применять правила | Учебник, с. 47 | Организует работу в парах, используя задание с.47, упр.84 - Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? - В каком еще падеже встретились имена существительные? | Работая в парах, дети записывают Выполняют задание учителя, проверяют работы своих одноклассников. | Наблюдает за работой в парах. Взаимопроверка. При проверке оценивает работу учащихся. |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. | Итоговая рефлексия учебной деятельности. Выяснить, как поняли тему урока. Оценить свою работу на уроке и своих товарищей. | - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? - Чему научились? Надеюсь вы следовали нашему девизу: «Ждёт нас удача всегда впереди!» Вы сделали вывод? Оценим свою работу. Рефлексия «Смайлик» Задание на дом. С. 47, упр.85. Правило выучить. | Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.) Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных. Дети дают ответ. Выбирают смайлик. Оценивают свою работу на уроке. | Оценивает работу учащихся на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых...
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс
Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи; 2)расширить представление учащихся о значении глагола...
Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 класс
Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 классОбразовательная программа "Школа 2100"Урок направлен на развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и ...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Дательный падеж", 3 класс
Урок подготовил: учитель начальных классов Малышенко Инна Николаевна - 3 класс МБОУ «Гимназия №5» г. Норильск, Красноярский крайУМК: Перспектива Предмет: Русс...