Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_bezud_okonch_sushchestv.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
«Правописание безударных окончаний
имен существительных
в родительном и дательном падежах»,
проведенный в 4 «Б» классе МОУ «СОШ № 101» учителем 1 квалификационной категории Дергуновой Тамарой Владимировной
в рамках единого методического дня
10 декабря 2008 года
Саратов
2008 г.
Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах
Цели урока:
- обобщать знания об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах;
- формировать навык правописания окончаний в родительном и дательном падежах;
- развивать умение сравнивать.
Ход урока
- Организационный момент.
– Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Ребята! Не смущайтесь и покажите, как вы умеете работать на уроке.
Сядьте правильно, следите за своей осанкой.
- Минута чистописания.
Несколько минут мы уделим чистописанию.
– Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила сережки.
Наконец-то, ты пришла
К нам волшебница (зима).
Написание букв
– Подберите однокоренные слова к слову зима.
– Какие слова называются однокоренными?
– Какой частью речи являются эти слова?
Разберите их по составу.
Зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка.
- Словарная работа.
Снеговик принес с собой много зимних слов.
– К какой части речи они относятся?
– Какое слово лишнее? Почему?
Ин . й, сев . р, к . ток, м . роз, св . ркает, к . ньки.
– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение.
Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.
(Проверка сигнальными карточками).
- Сообщение тему урока.
– Отгадайте загадку.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(Существительное)
– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).
– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.
– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).
– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).
радуемся после стужи радуемся стуже
сбрасывали с крыши разбрасывали по крыше
вернулся из столицы ездил по столице
– В каком падеже существительные 1 столбика? (В родительном).
– В каком падеже существительные 2 столбика? (В дательном).
– Что объединяет существительные в двух столбиках? (Безударные окончания).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания существительных в родительном и дательном падежах).
- Проверка домашнего задания.
Дома вы писали сочинение–миниатюру по теме «Зима», где употребляли существительные в родительном и дательном падежах.
Зачитывание сочинений.
Физминутка (Орлова Настя).
- Работа по теме урока (стр. 102).
– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
(Кого? Чего? Откуда? Где?)
– На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
(Кому? Чему? Где? Откуда?)
– С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
(От, до, из, без, у, для, около, в, вокруг).
– С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
(К, по).
– Перечислите окончания имен существительных в родительном падеже.
(1 скл. – и, ы; 2 скл. – а, я; 3 скл. – и).
– Перечислите окончания имен существительных в дательном падеже.
(1 скл. – е; 2 скл. – у, ю; 3 скл. – и).
– Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах? (Второстепенными).
– Как отличить существительное в родительном падеже от существительного в дательном? (По вопросу, по предлогу, окончания существительных 1 и 2 скл. разные).
Прочитайте об этом на стр. 103.
- Допишите окончания.
На доске написаны слова, сгруппированные в 3 столбика
без вьюг . до дерев . от метел .
к вьюг . по дерев . к метел .
по речк . с пол . для ел .
от речк . к пол . по ел .
для кормушк . от мороз . до ноч .
к кормушк . по мороз . к ноч .
– По какому принципу сгруппированы слова в 1 столбик?
(существительные 1 склонения).
– По какому принципу сгруппированы слова во 2 столбик?
(существительные 2 склонения).
– По какому принципу сгруппированы слова в 3 столбик?
(существительные 3 склонения).
– В каком падеже данные существительные? (В родительном и дательном).
Прочитайте правило на стр. 104 учебника.
– Прочитайте существительные 1 склонения в родительном падеже.
– Какое у них окончание? (-и).
– Прочитайте существительные 1 склонения в дательном падеже.
– Какое у них окончание? (-е).
– Прочитайте существительные 2 склонения в родительном падеже.
– Какое у них окончание? (-а, -я).
– Прочитайте существительные 2 склонения в дательном падеже.
– Какое у них окончание? (-у, -ю).
– Какое окончание у существительных 3 склонения? (-и).
Физминутка (Чалова Зарина).
- Работа с учебником.
Выполнить упр. № 197 (по вариантам).
Выборочное письмо.
1 вариант – запись словосочетаний с существительными в родительном падеже.
2 вариант – запись словосочетаний с существительными в дательном падеже.
Несколько человек работают по карточкам (Потехин, Скворцова, Никифорова, Солдатенкова, Веженков, Корольков, Добрынин).
Дописывают окончания имен существительных, указывают падеж и склонение.
Проверка выполнения упражнения № 197.
– Почему в слове по площади окончание -и, а в остальных – окончание -е?
(Существительное площадь – 3 склонения, остальные существительные – 1 склонения).
- Выполнить на стр. 104 упр. № 200 (устно).
Определить склонение и падеж выделенных существительных.
Разобрать по составы слова ( кормушку, приходили ).
Выполнить фонетический разбор слова ели1.
Ели1 – е-ли [и э л и]
[и ] – согл., зв., мяг.
[э ] – гл., ударный
[л ] – согл., зв., мяг.
[и ] – гл., безуд.
4 зв. 3 б.
Записать предложение. Выполнить синтаксический разбор.
Приходили к кормушке и зайцы. Составьте схему предложения.
Беседа по картине учебника (стр. 105). Под музыкальное сопровождение.
– Какое время года изображено на картинке?
– Кто и что изображено на ней? (Кормушка, к которой слетелись птицы).
Показ кормушки.
– Почему ребята сделали кормушки для птиц?
– Как вы думаете, хорошо ли они поступили?
– А кто из вас подкармливает птиц?
– Какие кормушки нужно делать для пернатых? Почему?
– Можно ли прибивать кормушки к деревьям?
– Что для птиц страшнее: голод или холод?
– Как можно назвать этих детей, которые сделали для птиц кормушки? (Молодцы!). Молодцы и те среди вас, кто также подкармливает птиц и делает кормушки.
10. Работа по картине «Зима» (на доске).
– Какое время года изображено на картине?
– Составьте по картине несколько предложений о зиме.
Зима.
Наступила белоснежная зима.
Деревья надели свои наряды.
Ели нахлобучили на верхушки остроконечные шапки.
Березки накинули на себя ажурные шали.
Запишите предложения.
- Домашнее задание.
Упр. № 203, слова (д), повторить правила.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Чем мы занимались? (Тема урока)
– Почему важно это знать?
- Выставление и комментирование оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Русский язык 4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...
Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...
Конспект урона на тему:Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Здесь вы найдёте конспект урока по данной теме и презентацию....
«Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.»
Открытый урок русского языка в соответствии с ФГОС...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...
Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»
Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...