Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 3 класса
Цели:
1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам
2. Развитие умения сравнивать
3. Формирование навыка правописания окончаний в родительном и дательном падежах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._padezhnye_okonchaniya.akulova.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс.
Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах».
Цели:
- Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам;
- Развитие умения сравнивать;
- Формирование навыка правописания окончаний в родительном и дательном падежах;
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Целевая установка и сообщение темы.
- Чистописание.
Труд кормит, а лень портит.
У: Еще перед какими союзами ставится запятая?
Д: - но-
У: Перед какими не ставится?
Д: - и-
- Повторение пройденного материала о склонении им. существительного.
На интерактивной доске - таблица склонений. Дети вспоминают правило, используя таблицу.
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО | |||
1 СКЛ. | М. Р. Ж. Р. | - а, - я | папа дядя мама тётя |
2 СКЛ. | М. Р. С. Р. | - - о, - е | дом сарай конь поле окно |
3 СКЛ. | Ж. Р. | ь | ночь степь |
Склонение существительного определяется по начальной форме имени существительного (ИМЕНИТ. П.) |
Устная работа с карточками. Определить род и склонение.
М | Ж | Ср | 1 | 2 | 3 |
У: петух (м.р., 2 скл), курица (ж.р., 1 скл), яйцо (ср.р, 2 скл), голубь (м.р., 2 скл), голубка (ж.р., 1 скл), гнездо (ср.р., 2 скл), суп (м.р., 2 скл), каша (ж.р., 1 скл), молоко (ср.р, 2 скл), малина (ж.р., 1 скл), яблоко (ср.р., 2 скл), виноград (м.р., 2 скл), пальто (ср.р, 2 скл), шляпа (ж.р., 1скл).
- Словарная работа.
Учитель называет словарное слово, дети проговаривают его орфографически и придумывают словосочетание. Записывают в тетрадь.
Тёплый сентябрь, белый заяц, шустрая собака, дежурный класс, известная фамилия, широкая улица, чистый город.
- На интерактивной доске таблица «Падежные окончания имён существительных». Учащиеся повторяют правило, приводят свои примеры. Далее приступают к заданию.
СХЕМА ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ | |||
ПАДЕЖ | 1 СКЛ | 2 СКЛ. | 3 СКЛ. |
И. | - а, - я | - о, - е | |
Р. | - ы, - и | - а, - я | - и |
Д. | - е, - ё | - у, - ю | - и |
В. | - у, - ю | - о, - е | |
Т. | - ой, - ей (- ёй ) | - ом, - ем (- ём ) | - ю |
П. | - е | - е | - и |
Списывание с доски с заданием. Написать окончание и доказать его правильность.
- Из рощ___ доносилось пение птиц.
- Берега речк___ заросли камышом.
- К речк___ трудно подойти.
- Хорошо прокатиться по горк___.
Объяснение детей:
- Из чего? Р.п. 1 скл. - окончание - и-
- Чего? Р. п. 1 скл. – окончание - и-
- К чему? Д.п. 1 скл. – окончание - е-
- По чему? Д.п. 1 скл. – окончание -е-
- Физкультминутка.
- Работа с учебником.
- составление из слов предложений.
- употребление предлогов.
- изменение существительных по падежам.
1. недалеко, река, ребята, от, устроили, горка.
- Недалеко от реки (1скл.Р.п.) ребята устроили горку.
2. после, школа, горка, весело, бегут, снежная, дети.
-После школы (1 скл.Р.п.) дети весело бегут на снежную горку.
3. санки, летят, горка, стрела.
- С горки (1 скл.Р.п.) санки летят стрелой.
4. хорошо, лететь, ледяной, дорожка, на, санки.
-Хорошо лететь на санках с ледяной дорожки (1 скл.Р.п.)
5. целый, река, слышны, звонкие, голоса, ребят, день.
- Целый день возле реки (1 скл.Р.п.) слышны звонкие голоса ребят.
VIII. Устная работа с карточками.
Проводится устный диктант. Дети при помощи карточек показывают,
какое надо писать окончание, устно объясняя свой выбор. -е- -и-
- шёл по лестнице 1 скл. Д.п.
- ехал по улице 1 скл. Д.п.
- сделал для бабушки 1 скл. Р.п.
- ветка черёмухи 1 скл. Р.п.
- подлетел к черёмухе 1 скл. Д.п.
- приехал от подруги 1 скл. Р.п.
- помощь подруге 1 скл. Д.п.
- пришёл из библиотеки 1 скл. Р.п.
- плыл по Волге 1 скл.Д.п.
- Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном и дательном падежах. В процессе записи, вызванный ученик, доказывает правильность написания окончаний.
- Выбрался (чаща)
- Вылетел (клетка)
- Подошёл (роща)
- Пронёсся (роща)
- Поднялся (горка)
- Вышел (деревня)
- Ехал (дорога)
- Свернул (дорога)
- Обобщение.
Подводя итог нашему уроку, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание существительных?
- Поставить вопрос к существительному и определить падеж.
- Определить склонение.
- Написать окончание.
Ещё раз повторим, всё, что вы знаете о родительном и дательном падежах.
- На какой вопрос отвечают существительные в родительном падеже?
[ Кого? Чего? ]
- Какое окончание имён существительных в 1 склонении? [ -и- -ы- ]
- Во втором склонении? [ -а- -я- ]
- В третьем склонении? [ -и- ]
- На какой вопрос отвечают существительные в дательном падеже?
[ Кому? Чему? ]
- Какие предлоги имеет дательный падеж?
[ -к- -по- ]
- Какое окончание имеет существительное в дательном падеже?
1 скл. 2 скл. 3 скл.
[ -е- ] [ -у- -ю- ] [ -и- ]
- Оценки.
- Домашнее задание (по учебнику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Русский язык 4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Конспект урона на тему:Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Здесь вы найдёте конспект урока по данной теме и презентацию....
«Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.»
Открытый урок русского языка в соответствии с ФГОС...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...
Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»
Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...