Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Русский язык  4 класс.

Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Санкт –Петербург

                                                                                        ГБОУ СОШ № 390      

                                               2012/13 уч.год

Конспект открытого урока.

Программа «Школа России».

Русский язык  4 класс.

Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»

Учитель:  Фёдорова  Юлия  Ивановна

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить правило написания безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Формировать навык правописания  окончаний в данных падежах.
  2. Продолжить обучение синтаксическому разбору предложения.
  3. Обучение морфологическому разбору имён существительных.
  4. Развитие навыков определения склонения имён существительных.
  5. Развитие навыков нахождения и классификации орфограмм. Развитие орфографической зоркости.
  6. Отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении.
  7. Развитие навыков подбора синонимов.
  8. Развитие речи учащихся, обогащение словарно – лексического запаса детей.
  9. Воспитания аккуратности, трудолюбия.
  10. Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

                        План урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Объявление темы урока. Постановка учебных задач.

     Сейчас на календаре месяц ноябрь – последний месяц осени. Закончилась  и самая красивая пора осени – золотая осень, когда все деревья радовали нас буйством красок. Недаром многие поэты и писатели, творчество которых мы изучали на уроках литературного чтения,  посвящали свои произведения именно этой красивой поре осени.

-А у какого поэта осень была любимым временем года?

- Может быть сейчас вы вспомните небольшие отрывки стихов  русских поэтов, где воспевается красота осенней природы.(выступления детей)

      Сегодня на уроке русского языка мы будем не только повторять изученные правила, развивать навыки грамотного письма, но и отправимся в  путешествие в осенний лес. Посмотрим на красоту осеннего леса. Но чтобы туда попасть мы должны будем выполнить  разные задания.

  1. Чистописание.

Сначала мы сделаем разминку. Письмо элементов букв и т.д.

  1. Повторение склонений.

Сейчас мы  с вами составим маршрут – график нашего пути. Для этого вы будете отгадывать дерево , определять  склонение данного слова. -Но сначала вспомним, какие имена сущ. относятся к 1 склонению (ко 2, к 3).

-А как определить склонение, если слово стоит в каком либо падеже?

( см. приложение –график)

Слова:     рябина,   ель, сосна, клён, берёза, дуб (учитель показывает картинки)

(составляется график)

-А как мы можем назвать лес в котором встречаются и лиственные и хвойные деревья?

Самопроверка (работа в парах)

  1. Повторение изученного.  Работа над предложением.

Мы должны прийти на лесную полянку. Для этого надо вспомнить орфограммы, составить предложение. (карточки со словами)

-В слове ПОЛЯНКА какую орфограмму вы узнаёте?

Я добавлю предлог ПО.

 - Как изменится слово, в каком падеже оно теперь стоит?

(ПО ПОЛЯНКЕ)

-Какие орфограммы добавились?

Докажите какую безударную гласную мы должны написать в окончании?

(1 скл, Д.п.)

-Назовите синоним слова полянка.  (ОПУШКА)

          - Назовите орфограммы в этом слове.

         Поставим слово в Д.п. с предлогом к. (к опушке)

          -Какая орфограмма добавилась? Докажите, какая гласная пишется в     окончании. (1 скл., Д.П.)

-Как называется место заросшее деревьями?  (лес)

- Поставьте это слово в Р.П. (леса)

- Подберите синоним к слову тропинка. (дорожка)

- Назовите орфограммы.

Я возьму глагол ВЬЁТСЯ. Назовите орфограмму в этом слове.

Осталось придумать имя прилагательное на правило правописания звонких – глухих парных согласных в корне слова.

 –Какая может быть в лесу дорожка? (узкая)

-Составьте предложение из полученных слов.

Запись.

 По полянке вьётся узкая тропинка к опушке леса.

-Какое это предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов?

- Синтаксический разбор предложения.

  1. Морфологический разбор слова.

По полянке ( по чему? где?) – имя сущ.

Н.Ф. – полянка

Пост.пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.

Непост. пр.: в ед.ч., в Д.п.

по полянке – обст. места

  1. Мы выполнили задания и пришли на полянку. Сейчас нам надо отдохнуть.

                Физкультминутка.

Одолела нас дремота,                                                     Руки подняли и покачали -

Шевельнуться неохота.        Это деревья в лесу.

Ну- ка, делайте со мною        Руки согнули, кисти встряхнули -

Упражнение такое:        Ветер сбивает росу.

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

  1. Закрепление навыков правописания безударных окончаний имён существительных в Р.п. и Д.п.

Мы пришли на лесную полянку и сейчас будем собирать грибы.

(Работа по учебнику. стр.103, упр.197.)

У нас будут необычные грибы, а грибы – окончания. Нужно правильно определить падеж, склонение у имён существительных,  выбрать нужное окончание- только тогда гриб можно будет положить в корзинку.

   ( на доске грибы –окончания, две корзинки с надписями  -Р.п, Д.п)

Дети записывают в тетрадь словосочетания с упражнения.

Рос у опушки 1 скл., Р.п.

подошли к опушке 1 скл.,Д.п.

ветка черёмухи  -1 скл. Р.п.

подлетел к черёмухе – 1 скл., Д.п.

бежал по дороге – 1 скл., Д.п.

по краям дороги – 1 скл., Р.п

в конце площади – 3 скл., Р.п

ехал по площади – 3 скл. , Д.п.

Алгоритм ответа:   н.ф.

                                   склонение

                                   вопрос

                                   падеж

                                   окончание

Вывод:  -Какие окончания  в Д.п, в Р.п?

              Почему в Д.п  мы встречаем окончание Е и И?

  1. Самостоятельная работа.

Дети выбирают себе карточку по сложности и выполняют задания в тетради.

( см. приложение)

  1. Подведение итогов урока.

Мы повторили….

Мне понравилось…

Мне было трудно….

11. Домашнее задание.

     

 

 

       

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах".Тупицына Т.А....

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных. Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепи...