Чистописание: ( Учитель уделяет внимание тому, как правильно сидят ученики при письме, под каким наклоном лежат тетради, как ученики держат ручки, вспоминают о правильном наклоне головы при письме.….) -Рассмотрите элементы букв .Какое слово «зашифровано»? (Перенос) -Запишите . -Сравни, написанное тобой слово, с образцом записи этого слова на доске . -Оцени свою работу, нарисовав кружок соответствующего цвета на полях ,напротив выполненной работы (красный, зеленый , синий). - Оценивая свою работу , обрати внимание : - На сколько правильно ты написал буквы и их соединения. -Над чем тебе еще необходимо поработать. -Не забудь обратить внимание на наклон букв , их высоту ,ширину…. -Сделай для себя выводы. (Сегодня я молодец…) ( Я старался, но у меня пока еще не все получилось...) (Я должен потренироваться дома…) Повторение и постановка учебной задачи: -Предлагает вспомнить и обобщить уже известную информацию -Произнесите слово, которое вы записали ,по слогам. - Послушайте сколько в этом слове слогов? -Докажите. -Проверьте себя, прочитав запись на слайде. Слайд№2
|
-На доске написаны элементы букв .Соединив их ,ученики записывают получившееся слово( ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, под руководством учителя ВСПОМИНАЮТ О ВЕРХНИХ И НИЖНИХ СОЕДИНЕНИЯХ, наклоне букв…).Сравнивают слово с написанным ,но закрытым пока, образцом записи слова на доске.) -читают зашифрованное слово(Перенос) -Записывают в рабочих тетрадях.
-Сравнивают с образцом написания -Оценивают самостоятельно свою работу, вспоминая нормы оценки, рисуют условные обозначения оценки.
-Доказывают, вспоминая правило (В слове 3 гласных звука, поэтому 3 слога. Знаем правило-«Сколько в слове гласных – столько и слогов)… -Читают запись на слайде, проверяя свои знания. Слайд№2
|
Наблюдение над языковым материалом: -Сегодня мы будем наблюдать за тем, как надо правильно переносить слова. Вспомним о том, что мы уже знаем о правилах переноса из программы 1 класса. Познакомимся, с новым для вас, случаем переноса слов. - Внимательно послушайте текст. Постарайтесь услышать, какое слово , в этом рассказе, оказалось «лишним». Докажите, почему? ( Читая слово «паук», учитель выделяет его голосом, разделяя его на слоги. ) Шёл ёж… Вдруг, кто-то - шмыг… Зверь не зверь. -Ты кто? -Паук. -Паук?! Кыш! -Как так кыш! -А вот так - кыш, и все тут!… Паук не был смел… Шмыг в щель!. - Кто услышал, какое слово, в этом рассказе ,оказалось «лишним»?(Паук) -Почему? Докажите. (текст выводится на экран) -Какие из слов мы сможем разделить для переноса -Почему? Докажите.
-Проверьте, правы ли вы Слайд№3.
А остальные слова мы можем разделить для переноса? -Почему? Слайд №4 - Приведите свои примеры слов, которые нельзя перенести .(Дети приводят свои примеры ,доказывая, ПОЧЕМУ…)
СЛАЙД № 5 (Найди слова, которые нельзя перенести)
-Молодцы .Вы вспомнили правило переноса слов с которым познакомились в 1 классе. -Сегодня мы продолжаем знакомиться с правилами переноса слов. - Внимательно послушайте стихотворение: Учитель читает стихотворение ,четко проговаривая ,где это необходимо, слова по слогам. Дети слушают: Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва , я перенес- е-два И получил за это два. Укол , я перенес - у-кол. И получил за это кол. Опять , я перенес - о-пятъ Теперь, наверно будет пять? -Объясните, как ученик пытался перенести слова? Какими, полученными уже знаниями ,он воспользовался ?Объясните друг-другу в парах. Докажите свой ответ. . - Правильно ли мальчик оценил свой ответ? Как бы вы оценили ответ мальчика? -Докажите, почему?
-Посмотрите на слайд .Прочтите выделенные слова. СЛАЙД№6
-Назовите слова, которые перенести нельзя . Обратите внимание, из скольки слогов они состоят. -Догадайтесь ,а почему одну букву оставлять на строке нельзя? Прочтите слова, которые получается, если одну букву оставить на строке. - Сохраняется ли смысл слов ? Сделайте вывод из своих наблюдений.
А есть ли слово в стихотворении, которое можно было бы разделить для переноса и перенести.?.
-А как правильно перенести слово- едва ?В чем заключалась ошибка мальчика? -Какой вывод можно сделать?
РАБОТА НАД ФОРМУЛИРОВКОЙ ПРАВИЛА. -Откройте учебник. (с.63).Давайте узнаем о чем говорится в правиле, которое написано для вас на этой странице учебника .Проверим себя, правы ли мы были, делая выводы после наблюдения . -Прочтите правило.
(Текст правила ,который написан в учебнике): Нельзя переносить слова, состоящие из одного слога :мост ,клен; слог из одной буквы: улей, идем , Юлия. -Расскажите ,о чем говорится в правиле? -Как можно назвать новую орфограмму ? -Есть ли у этой орфограммы характерные признаки?
-А что вы должны уметь ,чтобы правильно перенести слово? -А кто помнит, при помощи какого знака обозначается перенос слова? - Давайте проверим, правы ли вы …В толковом словаре, который я принесла вам сегодня на урок , вот что говорится об обозначении переноса(Учитель показывает детям толковый словарь, читает текст, который затем выводится на экран ,в виде слайда.) СЛАЙД№7
УПРАЖНЕНИЯ В ОБНАРУЖЕНИИ ОРФОГРАММЫ: (Звуковое и зрительное восприятие) На экране:СЛАЙД№8 -Как вы понимаете эти слова? - Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?
-Найдите ,что общего в этих словах.
-Есть ли слово, которое нельзя отнести к этой группе? -Почему?
Физминутка Слово делится на части- Ах, какое это счастье! Может каждый граммотей Делать слово из частей… На экране СЛАЙД№9(тренажёр) -Посмотрите на экран . Слоги перепутали свои места. Помогите каждому слогу найти свое место в слове. Составьте правильно слова. :(после того ,как дети составили слова - на экране слоги «встают» на свои места на слайде) (НА ПРУ ЖИ ШИ НЫ МА) -Запишите их в тетрадь в два столбика. -Из скольких слогов состоят эти слова?
-А теперь, разделите эти слова для переноса .(На экране учитель показывает ,разные варианты переноса слов.) Пру-жина ма-шина Пружи-на маши-на -Сколько способов переноса у этих слов? -Придумайте свои слова, где бы было несколько способов переноса.. -От слова ёж образуйте однокоренные слова, которые можно разделить для переноса. -Чем интересны эти слова? Из скольких слогов они состоят?
.-А сколько способов переноса? (На экране показаны слова и вариант переноса ).
-Как вы видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом. Какой вывод вы сделаете?
СЛАЙД №10 |
-Слушают текст
-Паук
-Потому что в этом слове - два слога, а в остальных словах слог только один.
Только слово паук. - Потому что мы в первом классе познакомились с правилом, в котором говорится о том, что слова можно переносить с одной строки на другую только по слогам. …читают текст слайда Слайд№3.
-Нет. -Они состоят только из одного слога. (читают текст слайда ,проверяя сказанное) Слайд №4
-Дети читают слова ,объясняют, почему перенести их нельзя.
-Мальчик уже знает, что слова нужно переносить по слогам. Он делил слово , для того что бы его перенести - на слоги
- « Пять» за этот ответ , поставить нельзя. - Мальчик знал, что для того, чтобы перенести слово, его нужно поделить на слоги, но он забыл о том, что одну букву, нельзя оставлять на предыдущей строке и нельзя переносить на другую строку.
-Читают слова на слайде .Слова у-кол и о-пять состоят из двух слогов, на слоги мы их поделить можем, но перенести эти слова нельзя . В первом слоге этих слов мы слышим, при делении слова на слоги ,только один звук и записываем его при помощи одной буквы. А одну букву на строке оставлять нельзя.
- (два ,кол, пять) . Дети предполагают (пытаются догадаться) : - Решают: Нет . Смысл слов становится другой. Получаются совсем другие слова. Наверно, поэтому и нельзя оставлять букву одну на строке и переносить на другую строку.
-слово едва перенести можно.
- Мальчик не правильно поделил слово на слоги . Слог не должен быть разорван. (ед-ва) -Самостоятельно приходят к выводу: -Все слова, можно делить на слоги ,но не все слова можно разделить для переноса. -Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги. И помнить о том, что нельзя переносить слова , состоящие из одного слога, где слог записан при помощи одной буквы.
- Дети знакомятся с правилом:
-Учащиеся рассказывают содержание правила своими словами. -Перенос слова. -Характерных признаков мы не наблюдали, но мы сможем понять что орфограмма присутствует в слове потому, что сталкиваемся с проблемой выбора , когда записываем слово, а места на строке не хватает .( Можно перенести слово ,используя несколько способов переноса ,т .к . в слове может быть несколько слогов) Для того, что бы правильно перенести слово, мы должны уметь пользоваться рядом правил видеть признаки других орфограмм ,с которыми встречаемся при переносе слова , которые помогут нам правильно выполнить перенос. Уметь выбирать и объяснять ,почему так поступаем в данной ситуации.
-Дети объясняют ,что должны уметь различать гласные и согласные звуки, уметь делить слово на слоги…
- Черточка, похожая на тире.
-Мы должны знать свой родной язык. Учиться видеть и различать орфограммы в словах, научиться писать без ошибок. Это поможет нам в жизни стать образованными и культурными людьми.
-Слова: язык, родной, дружи.
-Все слова состоят из двух слогов.
-Слово язык. -Его нельзя разделить для переноса. (Доказывают, почему)
(учащиеся выполняют физические упражнения, которые показывает учитель, читая стихотворение)
- Дети составляют слова (ПРУЖИНА,МАШИНА)
-Записывают в рабочую тетрадь. -Из трёх.
-У этих слов два способа переноса. (Су-мочка, звёз-дочка, ба-бочка, ка-питан…) - Ежата, ежиха, ежовый, ежонок, ёжики. - Из трёх.
-Только один.
- -Не всегда количество слогов совпадает с количеством способов переноса слов . Нужно быть очень внимательными и уметь правильно пользоваться правилами переноса.
-Читают текст слайда СЛАЙД №10
|