Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Федорова Светлана Фаридовна

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.

Урок разработан учителем начальных классов -Федоровой Светланой Фаридовной.Средняя школа №58. г.Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.russkiy_yazyk_2_klass.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Технологическая карта  открытого урока

                                                                                             Русский язык

                                                          (Л.Н. Зеленина Т.Е. Хохлова)

                                                                                   2 класс  

УМК «Школа России»

                                                                                      Тема урока: Перенос слов

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                   Разработала:

                                                                                                                              учитель начальных классов ,средней школы № 58

                                                                                                                                                 Приморского района, г.Санкт -Петербурга

                                                                                                                                            Федорова Светлана Фаридовна

             

  Технологическая карта урока

Русский язык

(Л.Н. Зеленина Т.Е. Хохлова)

                                                                                                           2 класс  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

Тема

Перенос слов.

Задачи

1.Формировать мотивацию для включения  учащихся в учебную деятельность

2.Учить делить слова  для переноса.

3.Закрепить знания учащихся о правилах деления слов на слоги.

4.Формировать умения обнаруживать орфограмму в словах , опираясь на ее признаки.

5. Формировать понятие « орфограмма».

6.Обогащение и уточнение словаря учащихся.

7.Развитие  самооценки учащихся.

Планируемые результаты

Предметные

-Делить слова для переноса

-Переносить слова с одной строки на другую по правилу.

-Писать слова,   предложения, применяя, где необходимо, правила переноса слов.

Метапредметные

-Понимать и принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя.

   -Планировать действия на уроке.

   -Выполнять задания по аналогии

    -Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы)

   -Оценивать правильность своей работы

   -Распределять время при выполнении заданий

Личностные

-Проявлять интерес к русскому языку.

-Выявлять причины затруднений и пути их преодолений.

-Осозновать значимость личных качеств для успешности решения учебной задачи.

Межпредметные связи:  Чтение «Работа над выразительностью речи при чтении»

 

Ресурсы урока

Рабочая тетрадь . Учебник – Русский язык  Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова,2 класс. Демонстрационный материал- электронная презентация. Раздаточный материал- карточки с учебными заданиями.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Мотивация познавательной деятельности

- организационный момент: 

Что на парте в беспорядке?

Есть ли ручки и тетрадки?

Приготовил ли дневник?

Оцени - ТЫ УЧЕНИК?

-Создание проблемной ситуации:

-Учитель предлагает прочесть тему урока на слайде.

-Подумайте, о чем бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

-О чем бы вам  хотелось  спросить, читая  название темы урока?

 (Учащиеся задают вопросы, которые учителем редактируются и  кратко записываются на доске ,  в виде плана урока. В конце урока ,при подведении итогов, удобно вернуться к этому плану и поэтапно вспомнить , о чем же на сегодняшнем уроке дети узнали, и  на все ли свои вопросы они получили ответы… Оставшиеся, без ответов вопросы, можно обыграть ,как создавшуюся проблемную ситуацию, создаваемую  для поиска информации самостоятельно , для дальнейшего использования полученных новых  знаний   на следующем уроке.  )

 План урока:

1.Для чего нужно переносить слова?

2.Как  переносить?

3.Как правильно называется орфограмма?

4.Все ли слова можно переносить?

5.Что  должны знать  и уметь?

6.Как обозначают перенос слова  ?

7.Какие правила переноса существуют?

 

 

-Проверяют готовность рабочего места .

-На  слайде читают тему урока( Слайд№1)

Задают вопросы, которые их интересуют, касающиеся темы урока. Совместно с учителем строят план работы урока.

1.Для чего нужно переносить слова?

2.Как  переносить?

3.Как правильно называется орфограмма?

4.Все ли слова можно переносить?

5.Что  должны знать  и уметь?

6.Как обозначают перенос слова  ?

7.Какие правила переноса существуют

                                                                                                                Актуализация необходимых знаний

Чистописание:

( Учитель уделяет внимание тому, как правильно сидят ученики при письме, под каким наклоном лежат тетради, как ученики держат ручки, вспоминают о правильном  наклоне головы при письме.….)

-Рассмотрите  элементы букв .Какое слово «зашифровано»? (Перенос)

-Запишите .

-Сравни, написанное тобой слово, с образцом записи  этого слова  на доске .

 -Оцени свою работу, нарисовав кружок соответствующего цвета на полях ,напротив выполненной работы (красный, зеленый  , синий).

 - Оценивая свою работу , обрати внимание :

- На сколько правильно ты написал буквы и их соединения.

 -Над чем тебе  еще необходимо поработать.

-Не забудь обратить внимание на наклон букв  , их высоту ,ширину….

-Сделай для себя выводы. (Сегодня я  молодец…) ( Я старался, но у меня пока еще не все получилось...) (Я должен потренироваться   дома…)

Повторение и постановка учебной задачи:

 -Предлагает  вспомнить и обобщить уже известную информацию

 -Произнесите  слово, которое вы записали ,по слогам.

- Послушайте сколько в этом слове слогов?

-Докажите.

 

-Проверьте себя, прочитав запись на слайде. Слайд№2

 

 

 

 -На доске написаны элементы букв .Соединив их ,ученики записывают получившееся  слово( ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, под руководством  учителя ВСПОМИНАЮТ О  ВЕРХНИХ И НИЖНИХ СОЕДИНЕНИЯХ, наклоне букв…).Сравнивают слово с написанным ,но  закрытым пока, образцом записи слова  на доске.)

 -читают зашифрованное слово(Перенос)

-Записывают в рабочих тетрадях.

-Сравнивают с образцом написания

-Оценивают самостоятельно свою работу, вспоминая нормы оценки, рисуют условные обозначения оценки.

-Доказывают, вспоминая правило (В слове 3 гласных звука, поэтому 3 слога. Знаем правило-«Сколько в слове гласных  – столько и слогов)…

-Читают запись на слайде, проверяя свои знания. Слайд№2

                                                                                                      Организация познавательной деятельности

Наблюдение над языковым материалом:

 -Сегодня мы будем наблюдать за тем, как  надо правильно   переносить слова.  Вспомним о том, что мы уже знаем о правилах переноса из программы 1 класса. Познакомимся, с новым для вас, случаем  переноса слов.

- Внимательно послушайте  текст. Постарайтесь услышать, какое слово , в этом рассказе, оказалось   «лишним».   Докажите, почему? ( Читая  слово  «паук», учитель  выделяет  его  голосом, разделяя его на слоги.  )

Шёл ёж…

 Вдруг, кто-то  - шмыг…

  Зверь не зверь.

-Ты кто?

-Паук.

-Паук?!  Кыш!

-Как так кыш!

-А вот так - кыш, и все  тут!…

Паук не был смел…

Шмыг в  щель!.

- Кто услышал, какое   слово, в этом рассказе ,оказалось «лишним»?(Паук)

-Почему? Докажите.

(текст выводится на экран)

-Какие из слов мы сможем  разделить для переноса

-Почему? Докажите.

-Проверьте, правы ли вы

Слайд№3.

А остальные слова мы можем разделить для переноса?

-Почему?

  Слайд №4

-  Приведите  свои примеры слов, которые нельзя перенести .(Дети приводят свои  примеры ,доказывая, ПОЧЕМУ…)

СЛАЙД № 5 (Найди  слова, которые нельзя перенести)

-Молодцы .Вы вспомнили правило переноса слов с которым познакомились в 1 классе.

-Сегодня мы продолжаем знакомиться с правилами переноса слов.

- Внимательно послушайте стихотворение:

Учитель читает  стихотворение ,четко проговаривая ,где это необходимо, слова по слогам. Дети слушают:

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва       ,   я перенес-         е-два

И получил за это два.

Укол     ,  я перенес -         у-кол.

И получил за это кол.

Опять    , я перенес -         о-пятъ

Теперь,   наверно будет пять?

 

-Объясните, как ученик пытался перенести слова?  Какими, полученными уже   знаниями ,он воспользовался ?Объясните друг-другу в парах. Докажите свой ответ.

.

- Правильно ли мальчик оценил свой ответ?   Как бы вы оценили ответ мальчика?

-Докажите, почему?

-Посмотрите на слайд .Прочтите  выделенные  слова. СЛАЙД№6

-Назовите слова, которые перенести  нельзя . Обратите внимание, из  скольки  слогов они состоят.

 

-Догадайтесь ,а почему одну букву оставлять на строке нельзя? Прочтите слова, которые получается, если одну букву оставить на строке.

- Сохраняется ли смысл слов ? Сделайте вывод из своих наблюдений.

 

А есть ли слово  в  стихотворении,  которое  можно  было бы разделить для переноса и перенести.?.

-А как правильно перенести слово- едва ?В чем заключалась ошибка мальчика?

-Какой вывод можно  сделать?

 

РАБОТА НАД ФОРМУЛИРОВКОЙ ПРАВИЛА.

-Откройте учебник. (с.63).Давайте узнаем о чем говорится в правиле, которое  написано для вас на  этой странице учебника .Проверим себя, правы ли мы были,  делая выводы после наблюдения .

-Прочтите правило.

 (Текст правила ,который написан в учебнике):

Нельзя переносить слова, состоящие  из одного слога :мост ,клен;

слог из одной буквы: улей, идем , Юлия

-Расскажите ,о чем говорится в правиле?

 -Как можно назвать новую орфограмму ?

-Есть ли у этой орфограммы характерные признаки?

-А что вы должны  уметь ,чтобы правильно перенести слово?

 

-А кто помнит, при помощи какого знака  обозначается перенос  слова?  

- Давайте проверим, правы ли вы …В толковом словаре, который я принесла вам сегодня на урок , вот что говорится об обозначении переноса(Учитель показывает детям толковый словарь,  читает текст, который затем выводится на экран ,в виде слайда.) СЛАЙД№7

  УПРАЖНЕНИЯ В ОБНАРУЖЕНИИ ОРФОГРАММЫ:

(Звуковое и зрительное восприятие)

 На экране:СЛАЙД№8

-Как вы понимаете эти слова?

 

- Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

-Найдите ,что  общего в этих словах.

-Есть ли слово, которое  нельзя отнести к этой группе?

-Почему?

 

Физминутка  

 Слово делится на части-

Ах, какое это счастье!

Может каждый граммотей

Делать слово из частей…

 

На экране  СЛАЙД№9(тренажёр)

-Посмотрите на экран . Слоги перепутали свои места. Помогите  каждому слогу  найти свое место в слове. Составьте правильно  слова. :(после того ,как дети составили слова - на экране слоги «встают» на свои места на слайде) (НА    ПРУ     ЖИ        ШИ   НЫ    МА)

 -Запишите их в тетрадь в два столбика.

-Из скольких   слогов состоят   эти слова?

-А теперь,      разделите   эти слова  для переноса .(На экране учитель показывает ,разные варианты переноса слов.)

Пру-жина        ма-шина

Пружи-на        маши-на

-Сколько способов переноса  у этих слов?

-Придумайте свои слова, где бы было несколько способов переноса..

-От слова ёж образуйте однокоренные слова, которые можно разделить для переноса.

-Чем интересны эти слова? Из скольких слогов они состоят?

.-А сколько способов переноса?

(На экране показаны  слова и вариант  переноса ).

-Как вы  видите, слово состоит  из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом. Какой вывод вы сделаете?

 

 

СЛАЙД №10

 

 

-Слушают текст

-Паук

-Потому что в этом слове - два слога,   а в остальных словах слог только один.

Только слово паук.

-  Потому что  мы в первом классе познакомились с   правилом, в котором говорится   о том, что слова  можно переносить с одной строки на другую только  по слогам.

…читают текст слайда

Слайд№3.

-Нет.

-Они состоят только  из одного слога.

(читают текст слайда ,проверяя  сказанное) Слайд №4

-Дети читают  слова ,объясняют, почему перенести их нельзя.

-Мальчик  уже знает, что слова нужно переносить по слогам. Он делил слово , для того что бы  его перенести  -  на слоги

- « Пять» за этот ответ , поставить нельзя.

- Мальчик знал, что для того, чтобы перенести слово, его нужно поделить на слоги, но он забыл  о том,   что одну букву, нельзя оставлять  на предыдущей  строке  и нельзя   переносить на другую  строку.  

-Читают слова на слайде

.Слова  у-кол  и  о-пять   состоят из двух слогов, на слоги мы их поделить можем, но перенести  эти слова нельзя . В первом слоге этих слов  мы слышим, при делении слова на слоги ,только один звук и записываем его при помощи одной буквы. А одну букву на строке оставлять нельзя.

- (два ,кол, пять) .

Дети предполагают (пытаются догадаться) :

 - Решают: Нет . Смысл слов становится другой. Получаются совсем другие слова. Наверно, поэтому и нельзя оставлять букву одну на строке и переносить на другую строку.

-слово едва перенести можно.

- Мальчик  не правильно поделил слово на слоги . Слог  не должен быть разорван.  (ед-ва)

-Самостоятельно приходят к выводу:

 -Все слова, можно делить на слоги ,но не все слова можно  разделить для переноса.

-Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги. И помнить о том, что нельзя переносить  слова , состоящие из одного слога, где слог записан при помощи    одной буквы.

- Дети знакомятся с правилом:

-Учащиеся  рассказывают содержание  правила своими словами.

 -Перенос слова.

-Характерных  признаков мы  не наблюдали, но  мы сможем понять что  орфограмма присутствует в слове потому, что сталкиваемся с проблемой выбора , когда записываем  слово, а места на строке не хватает .( Можно перенести слово ,используя несколько способов переноса ,т .к . в слове может быть несколько слогов)  Для того, что бы правильно перенести слово, мы должны уметь пользоваться    рядом  правил видеть признаки других  орфограмм ,с которыми  встречаемся при переносе слова  , которые помогут нам правильно выполнить перенос. Уметь выбирать и объяснять ,почему так поступаем   в данной ситуации.

-Дети объясняют ,что должны  уметь различать гласные и согласные звуки, уметь делить слово на слоги…

- Черточка, похожая  на тире.

-Мы должны знать свой родной язык. Учиться  видеть и  различать орфограммы в словах, научиться  писать без ошибок. Это поможет нам в жизни стать образованными и культурными людьми.

-Слова: язык, родной, дружи.

-Все слова состоят из двух слогов.

-Слово язык.

-Его нельзя разделить для переноса.

(Доказывают, почему)

  (учащиеся выполняют  физические  упражнения, которые показывает учитель, читая стихотворение)

- Дети составляют слова (ПРУЖИНА,МАШИНА)

-Записывают в рабочую тетрадь.

-Из трёх.

-У этих  слов   два способа переноса.

(Су-мочка, звёз-дочка, ба-бочка, ка-питан…)

- Ежата, ежиха, ежовый, ежонок, ёжики.

-

Из трёх.

-Только один.

-

-Не всегда  количество слогов совпадает с количеством способов переноса слов . Нужно быть очень внимательными и уметь правильно  пользоваться правилами переноса.

-Читают текст слайда СЛАЙД №10

                                                                                             Диагностика планируемых результатов                        

-Работа по книге тестов

Письменно   выполняют тест. Выявляют, обсуждают с учителем  допущенные ошибки и пути их устранения.

                                                                                                                Подведение итогов

-Вспомните ,о чем мы сегодня на уроке говорили ,что нового узнали?

-С какой орфограммой познакомились?

-На все ли вопросы ,которые вас интересовали в начале урока, мы с вами смогли  найти ответ?

 

Учащиеся  возвращаются к вопросам, записанным учителем на доске в начале урока в виде плана .Отвечая на вопросы ,учащиеся вспоминают  то, чему они учились на уроке.

1.Для чего нужно переносить слова?

2.Как  переносить?

3.Как правильно называется орфограмма?

4.Все ли слова можно переносить?

5.Что  должны знать  и уметь?

6.Как обозначают перенос слова  ?

7.Какие правила переноса существуют?

Отвечая на вопрос №7  , учащиеся начинают задумываться и рассуждать  о том, что, возможно, в русском языке, существуют еще какие-то правила переноса слов. Возникает проблемная ситуация. Учитель  предлагает  учащимся  заняться дома  поиском информации и постараться найти  интересные и полезные сведения ,которые можно отнести к орфограмме «ПЕРЕНОС СЛОВ».

                                                                   Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику

                                                                                     Домашнее задание:

( с.62,  № 112 -  Списать загадку . Выделенные слова разделить черточками для переноса )

Задавая домашнее задание, учитель предлагает учащимся  прочитать задания к упражнению. Разбирает  те части упражнения  ,где учащиеся могут столкнуться с трудностями.  Отвечает на возникшие  вопросы учащихся.

                                                                       Дополнительное творческое задание: 

заняться дома  поиском информации и постараться найти  интересные и полезные сведения ,которые можно использовать при изучении  к орфограммы «ПЕРЕНОС СЛОВ».

                                                                                                         Самоанализ

Заканчивая урок, учитель просит вспомнить , подумать и  объективно оценить каждого свою работу на уроке.(Старался, активно и внимательно работал, отвечал на вопросы четко ,полным предложением, в тетради писал ,соблюдая правила каллиграфии….)(Старался, но не все сегодня получилось….)(Пока у меня не получается так, как должно быть…)

Учащиеся самостоятельно делают вывод. Дают себе совет .В конце классной работы ,на полях  ,  рисуют кружок соответствующего цвета(красный, зеленый, синий),самостоятельно,объективно оценивая свои достижения.

Достижения

Сложности

Предложения

-Поняли, для чего нужно переносить слова.

-Научились правильно переносить слова.

-Узнали,  как правильно называется орфограмма.

-Узнали ,что не все слова можно переносить.

-Узнали условное обозначение ,используемое при переносе слов

Узнали, что существует не одно правило переноса слов.

Нужно помнить о том, что не все слова ,которые можно разделить на слоги , можно переносить.

-Дома потренироваться в переносе слов, для того, что бы не допускать ошибок.

Материал к уроку: «Перенос слов»:

Слайд№1

Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Например:

Лист,    коа,     деео.

Слайд № - 2

         ПЕРЕНОС СЛОВА

 Слайд№3

Как слова делятся для переноса?

Делить слова для переноса можно только по слогам.

Слайд №4

Какие слова переносить нельзя?

Слова, состоящие из одного слога.

Например:  мел ,нос.

 

СЛАЙД№  5

Найди  слова, которые нельзя перенести.

Утро,  торт,   труба,   крот,   работа , прыгуны ,   спорт ,        выставка ,  ураган ,  сосны ,  лисица ,  лист ,  волк ,  брусника

СЛАЙД №6

Едва         - я перенес-       е-два

 

Укол     -  я перенес -      у-кол

     

Опять    - я перенес -     о-пятъ

СЛАЙД №7

 толковый словарь:

ПЕРЕНОС ОБОЗНАЧАЕТСЯ 
знаком, в виде чёрточки, которая ставится в месте разделения слова (в конце строки)  при перенесении второй его части на другую строку . (  -  )

 

 

СЛАЙД№8

Язык родной    -  дружи со мной.

 

СЛАЙД№9

НА    ПРУ     ЖИ        ШИ   НЫ    МА

 

 

 

 

СЛАЙД №10

 

                     ЗАПОМНИ!

1.  Слог разрывать нельзя.

2.    Слова из одного слога не переносятся.

3.    Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке

4. Деление слов на слоги и перенос слов   могут не совпадать.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»

УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных н...