Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_klass_onokorennye_slova_tehn._karta.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока.
07.10.2015г.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Школа: ГБОУ ООШ с.Муранка
Учитель: Пожалустина Лариса Ивановна
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока | Однокоренные слова. Обобщение знаний. | ||
Цель урока | Научить детей находить в родственных словах общую часть (корень слова); на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - признаки родственных слов; уметь: - выбирать из предложенных слов родственные слова; - использовать различные методы (наблюдение, сравнение), - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - использовать знаково - символичные средства представления информации; - работать в парах, слушать собеседника и вести диалог. | ||
Основные понятия | Однокоренные слова, корень слова. | ||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство | ||
Тип урока | Закрепление и обобщение знаний | ||
Технологии | Технология проблемного обучения, коллективная форма работы (работа в парах), ИКТ, игровая технология. | ||
Оборудование | ПК, интерактивная доска, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, презентация, рисунок берёзки, тетрадь по чистописанию. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | Приветствие. - Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. -Поздоровайтесь с гостями, а себя проверьте сами, всё на месте, всё в порядке, если да, то смело в путь, знанья новые нас ждут, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
3. Минутка чистописания. Актуализация знаний. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение цели урока. | 1. Пальчиковая гимнастика. (Карандаш-горка) 2.Работа в тетрадях по чистописанию. - Посмотрите, какую букву будем прописывать? б бе бр берё…ка берёзовый березняк - Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк? | Разминают пальчики для письма. Будем прописывать букву б. Это имя существительное, прилагательное, имя существительное. |
3.Работа по теме урока. | Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. | - Как можно назвать все эти слова? - Почему? - Самое главное у всех этих слов одно значение. - Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Что будем повторять? - Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова. - Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали. - Выделим в этих словах корень. - А кто мне напомнит, что является символом России? Какое дерево? - Да, Россию, многие поэты сравнивают с берёзой. - А что такое Родина? - Эти все слова - Родина, родственники, родные - какими являются? -Правильно, однокоренными, иногда их называют родственными. - Потому что у них у всех один и тот же корень. - Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61. | Однокоренные В этих словах общая часть слова - корень Речь сегодня на уроке пойдёт о однокоренных словах. Дети читают слова. Берёзка, берёзовый, березняк. Символом России является – Берёза. - Однокоренными. Там, где родились, где живут наши родственники, т.е. откуда пошёл наш род. Читают правило. |
4.Физкультминутка для глаз. |
| - Молодцы, прежде чем перейти к выполнению задания, подготовим наши глазки. | |
5. Закрепление. | Личностные УУД: самоопределение
Познавательные УУД: обобщение и классификация по признакам Регулятивные УУД: знаково-символические | - Ребята, давайте немного поиграем, вам необходимо собрать слова по семьям. Ведь семья – это наш род, т. е. корень, откуда мы растём. - Играть будем по рядам, с каждого ряда нужен 1 человек, который выбирает свой корень и подберёт к нему однокоренные слова. - А вы ребята, болельщики, но не как на уроке физкультуры, а поддерживаете своих товарищей молча. - Кто быстрее и правильнее справится, те слова мы и запишем в тетрадь. -сад-, -сол-, -звон- - Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. - Запишем слова из одной группы. Выделим корень. | Дети собирают слова по группам. Дети записывают слова одной из групп. Сад, садовник, садовый. |
6. Работа по учебнику. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: структурирование знаний. Регулятивные УУД: знаково-символические | - Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 108, на странице 61. - Прочитайте, что необходимо сделать. Дети, найдите однокоренные слова. - Запишите в рабочей тетради. - Подберите однокоренные слова с этим же корнем. - Разберём слово грибник по составу, что для этого нужно сделать. Вспомнить алгоритм. 1.подобрать несколько однокоренных слов, выделить общую часть (корень). 2.выделить окончание. 3.выделить основу слова. 4. выделить приставку, если есть, потом суффикс, в нашем слове . -Почему эти слова однокоренные? - А теперь составьте предложение со словом грибник. Что такое предложение? - Найдите грамматическую основу предложения. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. | Дети читают упражнение 108. -Нужно найти однокоренные слова. Грибы, грибной. Записывают в рабочую тетрадь слова. Упражнение 108. Грибы, грибной. Дети подбирают однокоренные слова. Грибочек, грибок, грибник. Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски. Дети вспоминают алгоритм разбора слова по составу. Эти слова обозначают одно значение. Дети составляют предложение. Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В лесу грибник собирает грибы. |
7. Физкультминутка. |
| -Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно. - Поработали на славу, отдохнём немного мы. | |
8.Работа по парам. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. | - А теперь ребята, поработаем в парах. Найдите упражнение 111 на странице 62. -Прочитайте, что необходимо сделать. Опрос 4 пары. - Назовите слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите эти слова. - Устно, подберите к этим словам, однокоренные слова. - Молодцы, как же можно назвать слова, записанные в первом столбике: гусь, гусёнок, гусята? Кем они приходятся друг другу? Кого не хватает? -Как относятся люди в семье? -Давайте составим предложение со словосочетанием гусиная семья. - Скажите, а можно ли наш класс, назвать одной семьёй? Мы дружные? - Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться. | Читают задание. - Нужно найти лишнее слово в каждом столбике. Проверяют по эталону (по образцу). -В первом столбике -гусеница, во втором –водитель, в третьем – быстрый, в четвёртом –ножка. Гусеница – гусеничный, водитель – водительский, быстрый – быстренько, ножка – ноженька. – Это всё одна семья. - Относятся хорошо, любят друг друга, берегут, дружат. Записывают предложение. По лугу шагала гусиная семья. -Да. Мы тоже дружные. |
9. Домашнее задание. |
| - Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать. Д/м, с.62, упр.110 | Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник. |
10. Итог урока. Рефлексия. |
Коммуникативные УУД: формирование умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: смыслообразование | - Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья. - Какие слова называются однокоренными? - Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было? - Вспомните, о чём мы с вами говорили в самом начале урока? - В память о нашем уроке, о вашей отличной работе, я хочу вам подарить берёзку, которую вы раскрасите на внеурочном занятии. | - Это те слова, которые образовались от одного и того же слова. - Мы говорили о Родине, о берёзе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Открытый урок по русскому языку: "Однокоренные слова. Обобщение знаний".
Урок с применением современных технологий с использованием ИКТ....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема урокаУпражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....