Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Маадыр-оол Шораана Анатольевна

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

        Класс: 3 «а»

        Тема урока: Имя прилагательное

        Тип урока: урок усвоения новых знаний

        Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как часть речи.

        Задачи урока:

        Образовательные:

  1. Формировать умение определять имя прилагательное;
  2. Развивать умение распознавать прилагательное среди других частей речи.

Развивающие:

  1. Развивать концентрацию внимания в процессе выполнения самостоятельных заданий;
  2. Развивать зрительную

        Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах, группах;
  2. Воспитывать любовь к Родине

         Планируемые результаты обучающихся:

 Предметные: 

  • находить имя прилагательное;
  • выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать учебную задачу в течение урока;
  • отвечать на итоговые вопросы;

познавательные:        

  • понимать содержание текста;
  • самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
  • находить прилагательные в тексте, определять их значение;
  • развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

коммуникативные:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • уметь излагать свои мысли в устной форме;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия.  

Личностные:

  • развивать мотивацию к учебной деятельности;
  • формировать уважительного отношения к иному мнению;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками, уметь не создавать конфликтов;
  • способность к самооценке.

Оборудование: проектор, карточки с текстами, словами, раздаточный материал.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающее, тестовые технологии, личностно-ориентированная, технология критического мышления, технология сотрудничества

Технологическая карта урока русского языка

Этапы урока

Время

мин

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

ФОУД

Методы и приемы работы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шораана Анатольевна. Мы вместе проживем один урок русского языка. Сегодня нас ждут открытия. Какими они будут  большими или маленькими у каждого они будут своим. А чтобы настроиться на урок, мы проведем интересную разминку, чтобы разбудить наш мозг.

Нейропсихологическая тренировка (упражнение для развития межполушарного взаимодействия): упражнение «Ухо - нос - хлопок».

 

Ф

Словесный

Приветствие учителя.

Настраиваются на работу.

Выполняют разминку

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

К:формирование  умения слушать и слышать.

  1. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Самооценивание учащихся

Работа в парах

Кластер «Имя существительное»

8 мин

-Ребята, скоро в нашей стране какой праздник отмечаем?

- Кто такой защитник Отечества?  

-Например, как Мерген Очур-оолович Донгак. Вы знаете, ребята, кто он?

-Вы хотите стать как он защитниками нашей страны? Какими качествами должен обладать защитник?

- Молодец, ребята. Сегодня на уроке мы отработаем эти качества.

Запись даты в тетрадях.

- Первое качество, которое мы будем отрабатывать - аккуратность и грамотность. Для этого проводим чистописание.

Отечество (на доске)

- Что такое Отечество?

- Назовите синоним к слову Отечество.

- Что вы заметили? Одинаково ли произношение и написание этого слова?

- Какие орфограммы вы заметили?

- Можно ли подобрать проверочные слова к данной орфограмме?

-Значит, какое это слово?

- Кто составит предложение со словом Отечество.

- Запишите в тетрадях слово Отечество и предложение, которое мы составили.

У вас на партах лежат лист оценивания:  оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас получилось аккуратно и без ошибок;

- зеленым – если у вас есть исправление или 1 – 2 ошибки;

- красным – если у вас более двух ошибок.

Читаем следующее качество. (Сообразительность).

На доске карточки со словами: страна, защитники, Отечества, армия, смелые, огромная, военные.

- Ребята, перед вами конвертик со словами. Достаньте слова и разделите их на две группы.

Проверка на доске.

Страна

Защитники

Отечество

Армия

Отважный

Военная

Смелые

-Молодцы. Вы очень внимательные.

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас нет ошибок,

- зеленым – если у вас 1 – 2 ошибки,

- красным – если у вас более двух ошибок

- По какому признаку вы определили слова в первую группу?

- Молодцы. Докажите.

- Давайте составим кластер по теме Имя существительное.

 -Какие признаки имен существительных вы знаете?

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если вы все знаете об именем существительном;

- зеленым – если вы знаете, но есть небольшие затруднения;

- красным – если вам надо поработать над этой темой.

Ф И

П

Беседа

Словарная работа

Самооценка

Классификация

Кластер

23 февраля - День защитника Отечества

Это человек, который защищает свою Родину, Отечество от врагов

Участник специальной военной операции - Герой России.

Сильный, смелый, умный, храбрый и т.д.

Записывают число, классная работа.

Читают слово «Отечество»

Отвечают на вопросы.

Выясняют значение слова «Отечество»

Подбирают синонимы.

Словарная работа со словом «Отечество»

Составляют предложение, записывают в тетрадях.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

Распределяют слова на две группы. (Имена существительные, имена прилагательные)

Один ученик работает на доске.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

Доказывают своё мнение.

Один ученик работает на доске.

По ходу ответов на доске появляется кластер.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

П: выдвижение гипотез, их обсуждение;

Р: составление плана и последовательности действий.

К: слушать и понимать речь учителя.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Р: умение осуществлять самоконтроль и самооценку

П: умение делать выводы в результате совместной работы

П: умение представлять информацию в виде схемы

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Постановка учебной задачи урока

Работа с текстом

5 мин

- Внимательность защитникам необходимо. Согласны? Теперь поработаем над нашим вниманием.

- Обратимся ко второй группе слов. Прочитайте.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Посмотрите на экран. У вас на партах тоже есть текст.

         Россия - моя Родина. Это страна. В России поля и реки, леса, горы. Наша страна. Я люблю свою Родину.

Россия - моя Родина. Это огромная страна. В России широкие поля и реки, красивые леса, высокие горы. Наша страна дружная. Я люблю свою Родину.

-О чем был первый текст? А второй?

- Чем же они отличаются?

- Понятно ли в первом предложении, какие реки, поля, леса и горы?

- А во втором предложении?

- Назовите имена прилагательные.

- Догадались, какая тема нашего урока?

- Какие цели поставим на этом уроке?

Вспомнить, что такое имя прилагательное

Узнать роль прилагательных в речи

Повторить информацию об имени прилагательном

Работать старательно, внимательно, дружно и .т.д.

Ф

Проблемная ситуация

Отвечают на вопросы учителя.

Работают словами второй группы.

Один ученик читает громко, остальные про себя.

Сравнивают тексты.

Находят отличие.

Вывод: Имена прилагательные употребляем в речи, чтобы сделать нашу речь более выразительной, интересной, богатой.

Определяют тему и цели урока.

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

П: постановка и решение проблемы;

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Работа с текстом

7 мин

а) Продолжение работы с текстом

- С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

- Ребята, как вы думаете, почему эту часть речи назвали именем прилагательным. К чему прилагается эта часть речи?

«Прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

- К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? (К именам существительным)

- Почему именно с именами существительными связаны имена прилагательные, а не с другой частью речи?

- Выпишите с текста «Родина» имена прилагательные с именами существительными, которые они связаны.

Огромная страна, широкие поля и реки, красивые леса, высокие горы, дружная страна.

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас нет ошибок;

- зеленым – если у вас 1 – 2 ошибки;

- красным – если у вас более двух ошибок;

Физкультминутка

- Все встали. Немножко отдохнем.

- Я буду называть прилагательные, а вы показываете руками: высокий, низкий, широкий, узкий, большой.

- А теперь покажите ногами: длинный; короткий, круглый, квадратный.

Ф

И

Словесный,

Практический

Отвечают на вопросы.

Сформулируют значение названия части речи «имя прилагательное»

Вывод: Имя прилагательное обозначает признак предмета, поэтому всегда «прилагается» к имени существительному.

Выписывают с текста им. прил. с именами существительными.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

Выполняют упражнения.

  1. Первичная проверка понимания

Работа в группах

Работа с учебником.

7 мин

- Находчивость никому не мешает. Следующее качество «находчивость».

- Давайте повторим правила работы в группе.

1 группа. Подобрать к именам существительным подходящее имя прилагательное обозначающее признак предмета по цвету, весу и запаху.

2 группа. Подобрать к именам существительным подходящее имя прилагательное обозначающее признак предмета по температуре, вкусу и размеру.

3 группа. Подобрать к именам существительным подходящее имя прилагательное обозначающее признак предмета по звуку, настроению и величине.

- Готовы? Выйдите с каждой группы по одному представителю.

- Какие могут быть признаки предметов?

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас нет ошибок,

- зеленым – если у вас 1 – 2 ошибки,

- красным – если у вас более двух ошибок

- Следующее качество - самостоятельность.

Упражнение 110, с. 64

Проверка

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас нет ошибок;

- зеленым – если у вас 1 – 2 ошибки;

- красным – если у вас более двух ошибок

Г

И

Работа с карточками

Практический

Работают в группе.

Защищают свою работу.

Вывод: признаки предметов могут быть: по цвету, вкусу, величине, размеру и .т.д.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

Прочитают задания к упражнению. Работают в тетрадях.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

К:

- умение работать в группах;

- участвовать в коллективном обсуждении.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств и их обоснований;

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

  1. Закрепление

Тестирование

3 мин

- Защитник должен уметь быстро решать трудные задачи. Последнее качество - решительность.

- Сейчас мы с вами проводим тестирование, чтобы проверить ваши знания по этой теме. Для этого мы используем пликерс.

  1. Имя прилагательное - это:

а) часть речи

б) часть слова

в) член предложения

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? какие?

в) что делать? что сделать?

  1. Имена прилагательные обозначают:

а) предмет

б) действие предмета

в) признак предмета

  1. Прилагательные в предложении связаны по смыслу:

а) с глаголами

б) с именами существительными

  1. В каком варианте даны подходящие прилагательные к данному предмету на картинке:

а) смелый, отважный, радостный

б) вкусный, аккуратный, квадратный

в) красный, сладкий, теплый

Оцените свою работу, закрасив звездочку:

- желтым цветом - если у вас нет ошибок;

- зеленым – если у вас 1 – 2 ошибки;

- красным – если у вас более двух ошибок

Ф

И

Тест (пликерс)

Читают вопросы и поднимают правильный ответ.

Оценочная деятельность в листах самооценки.

П: находить ответы на вопросы,

используя раннее изученную информацию;

умение ориентироваться в своей системе

 знаний.

Р: осуществлять контроль результатов

 ранее полученных знаний

VII.Информация о домашнем задании

1 мин

Сочинять и записать поздравление (папе, брату, другу и.т.д.) ко Дню защитника Отечества, используя имена прилагательные.

Записывают домашнее задание

  1. Итог урока

Рефлексия

3 мин

- Что узнали на уроке? Какую часть речи повторили?

- Что вам понравилось?

- Над какими качествами мы поработали на уроке?

- Закрасьте звездочку на обратной стороне лист оценивания:

- желтым цветом, если вам все было понятно и интересно.

- зеленым, если вам было понятно, но есть затруднения;

- красным, если вам было трудно и скучно.

 - Спасибо за урок!

Ф

И

Лист оценивания «Звездочка»

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урокаУпражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....