Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Борисова Светлана Вячеславовна

УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями) Цель урока: научиться отличать имена существительные от других частей речи. Задачи : уточнить отличительные признаки имени существительного; Научиться доказывать, что данная часть речи является именем существительным. Планируемые результаты Познавательные УУД: -отличать имена существительные от других частей речи; -находить ответы на вопросы в тексте, использовать свой жизненный опыт; -делать обобщение; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; -осуществлять самоконтроль; - самооценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка; Личностные УУД: -определять правила работы в паре; -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Моисеевка

 

 

 

 

Технологическая карта урока

по русскому языку в 3  классе

Тема «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»

 

 

 

                                                                                                      Подготовила:

учитель начальных классов

Борисова Светлана Вячеславовна

 

с. Моисеевка, 2023год.

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: научиться отличать имена существительные от других частей речи.

Задачи : уточнить отличительные признаки имени существительного;

Научиться доказывать, что данная часть речи является  именем существительным.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

-отличать имена существительные от других частей речи;

-находить ответы на вопросы в тексте, использовать свой жизненный опыт;

-делать обобщение;

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-осуществлять самоконтроль;

- самооценку  своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка;

Личностные УУД:

-определять правила работы в паре;

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Средства обучения : учебник « Русский язык»  3 класс, авторы В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, часть 2;  учебные принадлежности,  компьютер, презентация, толковый словарь,  карточки, лист самооценки  « Оценим свои достижения»

Формы работы на уроке:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах

  Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый

Мы урок начать готовы!

А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с таблицей. Она называется «Оценим свои достижения»

После каждого выполненного задания, вы будете оценивать свою работу.

Зелёный кружочек- задание выполнено хорошо.

Жёлтый кружочек- задание выполнено с недочётами.

Красный кружочек- задание выполнить не удалось.

 Готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать,

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи

1 . Чистописание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

Цель: актуализация  знаний.

1. Запишите число, классная работа.

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо.

Придумать ассоциативный  образ , связанный со словарным словом.

Воробей  - во-воздух

Корова – ко –корм

Ворона –во – ворон

Собака – со –хвост

Запишите слова.

1. -Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должна быть приставка?

- В слове жильё пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [б] и [п] парными согласными?

-В слове ягода первый звук [й]?

- Слова вредный  и полезный – антонимы?

- Суффикс  стоит после корня?

- Мы всё  знаем об имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

Ваши  мнения разделились. А хотите проверить кто прав?

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Прыгать, самолёт, зелёный, летит, желтеть, чёрный, небо, ворона.

Один ученик работает у доски , класс пишет в тетради.

Самолёт, небо, ворона.)

Найдите  в толковом словаре лексическое значение слова самолёт

Оцените свою работу.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо.

Записывают словарные слова.

Играть.

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Да

Нет.

Дети выписывают слова.

Ученик задаёт вопросы , записывает имена существительные.

Находят в толковом словаре слово самолёт.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

Личностные: 

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала

3.Постановка проблемы (2-3 мин)

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.

Из того, что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока : Имя существительное : общее значение, вопросы, употребление в речи.

Цель урока ?

Чему будем учиться?

Формулируют тему урока, цель урока.

1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Познавательные:

- формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 - Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

 

4. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)

Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков

1. Мы начинаем  изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.

Откройте учебники с. 7

Прочитаем,  чему будем учиться.

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в парах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая пара получает лист, на котором стихотворение  и алгоритм выполнения исследования:

а) подчеркните только имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в) сделайте вывод

Снег да снежные узоры,

В поле — вьюги разговоры,

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки...

Вечер — бабушкины сказки...

Вот она — зима!

Оцените свою работу.

Давайте сформулируем общее правило.

- А теперь прочитаем  в учебнике правило  с. 8

1.Слушать друг друга

2.уметь уступать

3.Уметь договариваться

Дети вспоминают правило

Дети работают

Проверка по эталону

Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?

Обозначают предмет

 Читают правило.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Познавательные:

- развивать умение выдвигать гипотезу; искать и выделять необходимую информацию;

Регулятивные:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; самооценку.

Физминутка

 (3 мин)

          Подвижная  физ.минутка

Дети выполняют подвижную физминутку.

Первичное закрепление нового материала (7-8 мин)

Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Из учебника «Русский язык»

С. 9  упр. 9

-Прочитаем слова.

-Докажите, что это имена существительные.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО?

- Слово доброта разобрать по составу.

Оцените свою работу.

Следующее задание:

С. 9  упр. 11. Устно.

- Прочитайте задание.

-Какие слова называются многозначными?

Объясните лексическое значение слов по толковому словарю.

-Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.

- Почеркните грамматическую основу предложения.

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть вид транспорта, качество человека, животные, растения.  

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Дети составляют предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.

Выборочно читают предложения и называют грамматическую основу.

регулятивные:

-работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно, выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

 ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию;

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

 -определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – средний  уровень, желтая – низкий  уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Красная карточка:

Качества человека - общительность, искренность ,красота, вежливость, надёжность, широта.

Географические названия - река, Иркутск,  лес, Россия, Моисеевка, деревня, Байкал, Ангара.

Зелёная  карточка:

Зерновые культуры -  овёс, ромашки, рожь, пшеница,  ячмень, перо, рожь, васильки.

Профессии -  ученик, продавец, маляр, почтальон, учитель, продавец, инженер, студент, строитель.

Жёлтая  карточка:

Игрушки - ручка, тетрадь, телевизор, кукла, машинка, лыжи, кубики, паровозик.

Мебель-стол, одеяло, кровать, подушка,  компьютер, шкаф, телевизор, кресло.

Проверка со слайда.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности?

Оцените свою работу.

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону

Познавательные:

-формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Регулятивные:

-самоконтроль, самооценка.

Личностные:

-формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель:  организовать рефлексию и самооценку учениками учебной  деятельности.

Оцените свою работу.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются отметки.

Самооценка деятельности

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Подведение итога  урока (2-3 мин)

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.

Личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание (2-3 мин)

Комментируется дом. задание.

Предлагает выполнить по выбору:

- Стр.9 упр.10

- Стр.10 упр. 13

- Стр.10 упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»).

Регулятивные:

-самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные:

-донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной  речи.

 Личностные:

- самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации : Борисова Светлана Вячеславовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Моисеевка 2023 г Урок русского языка в 3 классе

Слайд 2

Тема урока Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи .

Слайд 3

Самооценка Задание выполнено хорошо . Задание выполнено с недочётами. Задание выполнить не удалось

Слайд 4

Во робей - во - в о здух Ко рова – ко – к о рм Во рона – во – в о рон Со бака – со – хв о ст

Слайд 5

Прыгать, самолёт, зелёный, летит, желтеть, чёрный, небо, ворона . Самолёт, небо, ворона .

Слайд 6

С А М

Слайд 7

Снег да снежные узоры , В поле — вьюги разговоры , Холод , полутьма ... День — коньки , гора , салазки ... Вечер — бабушкины сказки ... Вот она — зима!

Слайд 8

Качества человека- общительность, искренность , вежливость , надёжность. Географические названия- Иркутск , Россия , Моисеевка, Байкал , Ангара. Зерновые культуры- овёс, рожь , пшеница, ячмень, рожь. Профессии - продавец , маляр, почтальон, учитель, продавец, инженер, строитель. Игрушки - кукла , машинка, кубики , паровозик . Мебель - стол , кровать , шкаф , кресло .

Слайд 9

РЕФЛЕКСИЯ В чем были ваши трудности ? Что для этого нужно сделать?

Слайд 10

Спасибо всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2класс по теме: "Части речи"

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС...

Техноголическая карта урока по русскому языку 2 класс тема: Прямое и переносное значение слова. УМК "Школа России"

Предлагаю технологическую карту урока во 2 классе по русскому языку. Тема урока:Прямое и переносное значение слова. Этот урок разработан по УМК "Школа России", учебник Канакиной. Урок опробован и пока...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России

представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи», (Школа России, 3 класс).

Тема урока: «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди друг...