Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к блоку «Как устроен наш язык») - Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка) - Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка. |
Объясняют собственное понимание высказывания.
|
Мотивация к учебной деятельности.
|
II.Проверка домашнего задания
| Откройте тетради. Прочитайте получившийся текст. Что значит «влажные» листья?(мокрые) Аромат?(запах) Как можно назвать эти пары слов?(это синонимы.)
| Отвечают на вопросы.
Читают задание, называют умение, необходимое для его выполнения.
Оценивают выполнение задания по выбранному критерию.
Ставят учебную задачу урока.
Читают задания, определяют умения, необходимые для его выполнения. Проверяют, оценивают на шкалах по выбранным критериям.
Определяют вопросы, на которые предстоит ответить в процессе изучения темы. Планируют свою деятельность.
Сравнивают синонимы и антонимы по предложенным позициям. Наблюдают, делают выводы.
Формулируют определение антонимов. Сравнивают его с определением в учебнике.
Тренируются в подборе антонимов с помощью интерактивного упражнения, созданного с помощью мультимедий-ного редактора Clicker 5.
Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют по эталону, оценивают на шкалах.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. |
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. |
III.Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
III. Постановка темы и целей урока
IV. Знакомство с правилом
V. Составление алгоритма действий.
Физминутка
Первичное закреплениес комментированием во внешней речи.
Физминутка для глаз.
Самостоятельная работа с последующейсамопроверкой по эталону.
Подведение итогов. Рефлексия.
| - Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). - Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, что нужно уметь для его выполнения? (Уметь находить синонимы.) - Молодцы! Соедините линиями синонимы.
- Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.) - Оцените себя на шкале. - Обратите внимание на пару слов, которая осталась.
- Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.)
- Ну, тогда принимаемся за дело. Я предлагаю вам взять карточку и выполнить следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова)
Дети работают в парах.
- Итак, как называются эти слова? - А где мы можем узнать, что такое антонимы?( В словаре, в учебнике.) Откройте учебник с 62, урок 107. Какова тема нашего урока?( Слова- антонимы.) Исходя из темы, как вы думаете какие тайны мы будем открывать? (Узнаем, какие слова так называют. Научимся находить антонимы.) Найдите ключик на с 62. Он поможет нам открыть тайну и научит нас правильно находить антонимы. Прочитайте правило про себя. Что важно помнить?( Важно помнить, что антонимы- это противоположные по смыслу слова и они отвечают на один вопрос.)
Алгоритм: - это противоположные по смыслу слова
- они отвечают на один вопрос.
-Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. - выполнение упражнения 2 (стр. 63) устно (работа в парах)
- выполнение упражнения 3 (стр. 63) с использованием мультимедийного редактора «Clicker 5» (индивидуально на компьютере)
-Молодцы, вы отлично справились с заданием. После работы на компьютере мы должны позаботиться о наших глазах и выполнить упражнения, которые помогут им отдохнуть.
-В конце нашего урока самостоятельная работа. -Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи).
мороз – ( ) смелый – ( ) смеяться – ( ) радость- ( ) помогать – ( ) низкий - ( )
|
Эталон для самопроверки.
мороз - жара (сущ.) смелый – трусливый (прил.) смеяться – плакать (гл.) радость- грусть (сущ.) помогать – мешать (гл.) низкий - высокий (прил.)
|
Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям. - Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - На какой вопрос мы ответили? - Как вы думаете, почему в самостоятельной работе вы должны были определить часть речи? - На какой вопрос мы должны будем ответить на следующем уроке? - А сейчас я прошу вас открыть Мac-Bookи и ответить на опрос к сегодняшнему уроку.
Опрос. Проанализируй результат своей работы на уроке.
- я понял (а), что такое антонимы
- я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе
другому человеку - я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе
Обсуждение результатов опроса. - Молодцы. - Спасибо за урок.
|
|
тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье |
тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье |
|
|
IV.Постановка учебной задачи.
| - Проверим, что у вас получилось. Все ли слова соединили?(Нет) Если нет ошибок, поставьте себе «5», если 1-2 ош-«4», если 3 ош-«3» - Обратите внимание на пару слов, которая осталась. (смелый- трусливый) - Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить? (Узнать, как называются эти слова.)
| Ставят учебную задачу урока.
| Умение принимать и сохранять учебную задачу.
|
V.Открытие нового знания.
| - Ну, тогда принимаемся за дело. Отступите строку для оценки. Запишите число. Кл работа. Отступите строку для названия темы. Физмин для рук Спишите данные слова в столбик. Подчеркните вставленные буквы. з…бежал счас..ливый б…льной т…шина Как проверяли? Вставьте подчеркнутые буквы в клетки. Какое получилось слово? Оцените свою работу. |
| Узнают новое слово, закрепляют изученное |
|
VI. Постановка темы и целей урока
| - Итак, как называются эти слова? - А где мы можем узнать, что такое антонимы?( В словаре, в учебнике.) Откройте учебник с 62, урок 107. Какова тема нашего урока?( Слова- антонимы.)Запишите тему Исходя из темы, как вы думаете какие тайны мы будем открывать? (Узнаем, какие слова так называют. Научимся находить антонимы, использовать их в речи)
|
|
|
VII. Знакомство с правилом
| Найдите ключик на с 62. Он поможет нам открыть тайну и научит нас правильно находить антонимы. Прочитайте правило про себя. Что важно помнить?( Важно помнить, что антонимы- это противоположные по смыслу слова и они отвечают на один вопрос.)
|
|
|
VIII. Составление алгоритма действий.
| Алгоритм: - это противоположные по смыслу слова
- они отвечают на один вопрос.
| Составляют алгоритм |
|
IХ.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
| Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. 1.Подберём антонимы к записанным словам(по1ч к доске) 2.Выполнение упражнения 2 (стр. 63) устно (работа в парах)
| Тренируются в подборе антонимов |
|
Х.Самостоятельная работа с последую-щей взаимопровер-кой по эталону.
| Потренировались? Готовы проверить свои знания и умения? 1.Выполнение упражнения 3 (стр. 63)- самостоятельно Физминутка 2.Взаимопроверка по эталону. 3.Оцените свою работу | Тренируются в подборе антонимов |
|
ХI. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы | Вы научились подбирать антонимы. А где они встречаются? - Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? 1 гр. Запишите антонимы, которые встречаются на уроках математики. (Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.) 2 гр. Запишите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира. (Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.) 3 гр. Запишите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры. (Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно) 4 гр. Подчеркните антонимы в пословицах. (Знай больше, а говори меньше. Ученье – свет, а неученье – тьма) 5 гр. Подчеркните антонимы в отрывках из басен и стихов. М. Дудин Тары-бары Тары-бары Растабары. Сказки старые не стары. Новые не старятся, Старые – останутся. И Крылов Лебедь, Щука и Рак. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Да только воз и ныне там. 6 гр. Подчеркните антонимы в загадках. Днём спит, Ночью летает, И прохожих пугает. (Сова) | Работают в группах |
|
| В полотняной стране По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) - Назовите антонимы.
|
|
|
ХII.Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте. | «Для чего в речи нужны антонимы?» Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: 1. Слон большой, а мышка маленькая. 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3.Работать трудно, а отдыхать легко. - Зачем же нужны антонимы? Вывод: делают нашу речь более яркой и выразительной. | Играют в игру «Дополни фразу»
Делают вывод |
|
ХIII.На дом | С 63 № 4, пр. с 62 | Записывают задание. |
|
Х IV.Рефлексия | Подведите итог своей работы. Какие задачи ставили? Кто легко находил антонимы? Кто ещё не уверен в своих знаниях? Что нужно сделать? | Оценивают свою работу Ставят перед собой цели. |
|