Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными".
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2Е КЛАССЕ
Филиппова Елена Николаевна учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №10» г.Реутов |
УМК | Школа России |
Тема урока | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными |
Тип урока | Получение новых знаний |
Цель урока | Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке. Вспомнить, в чем особенность мягкого знака. Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине. |
Задачи урока |
|
Планируемые | Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила; овладевают умением проверять написанное. |
Личностные результаты: Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра- Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают | |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемный |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Средства обучения | компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для парной работы. |
Оборудование | Орфографический словарь. |
Литература | учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; mailto:festival@1september.ru; info@pedsovet.su; Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Методические разработки к урокам. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — (Школа России); Канакина В. П., Щёголева Г. С. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 кл.: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2005.; Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, начинается урок. Смело, четко говорим и тихонечко сидим. -Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Загадка: Тройка-тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица. Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром. (Зима) У: Наконец-то мы можем сказать, что пришла зима. - Что же это за тройка прилетела? -К нам Зима пришла в гости не одна, а со своими верными слугами, зимними месяцами. Отгадайте, о каком месяце идёт речь: Открываем календарь, Начинается ….. (январь) Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт-Мы встречаем Новый год. (Декабрь) Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега, То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Что скажи за месяц это? (февраль) А в каком порядке они идут по календарю? -Произнесите последний звук в этих словах? Какой он? Как обозначить мягкость согласного звука на письме? -Сформулируйте тему урока. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Какую роль играет мягкий знак в словах? | Читают название Мягкий знак- показатель мягкости. Писать слова с ь в середине и в конце слова. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
III. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | -Кто догадался, какую букву будем писать? Вспомним написание. Письмо в воздухе. ь ь сь нь рь ль ть декабрь январь февраль - Сколько в слове декабрь букв? Звуков? Почему? Какой вывод можем сделать, что же мы узнали? | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк |
IV. Усвоение новых знаний. Мягкий знак влияет на смысл слова. | - Прочитаем, как говорится об этом в учебнике Чтение правила в учебнике. С 124. Включить проектор. - Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов: Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак! -Какую еще роль играет ь? Вывод: мягкий знак влияет на смысл слова. - Приведите примеры слов, когда появление мягкого знака меняет смысл слова. (мел-мель, угол-уголь) В печи тлеет уголь. Игра «Исправь ошибки» (от Незнайки) Я ель орехи. Ел - хвойное дерево. Угол свалили в уголь сарая. -Что ещё нового мы сегодня узнали? -Можно ли пропускать ь в словах? | Меняется значение слова | ||
Физкультминутка | ||||
V. Словарная работа. | Фронтальная. Словесный. Беседа | 1. Зиме захотелось поиграть в снежки первым декабрьским снегом, а они попали в слова. Давайте с помощью вееров с гласными вставим пропущенные буквы: Словарь: п . льто , м. дведь, .ктябрь, учит . льница, в . р . бей, т . традь, м.льчик. -Что это за слова? Какие слова относятся к словарным? Как узнать их написание? - Какое слово лишнее? Почему? Запишите слова в тетрадь по вариантам: 1в.-с ь на конце, 2в. – с ь в середине слова. (Два человека у доски) Проверка по образцу. Какой же вывод мы можем сделать? Где может встречается мягкий знак с словах? Оцените себя !,+,- | Зачитывают записи, отвечают на вопросы Подчеркнуть ь и букву, мягкость которой он обозначает. Назовите согласный звук. | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления |
VI. Мягкий знак в конце и в середине слова перед согласными. | Работа в парах. | Зима – волшебница. Мы тоже побудем в роли волшебников. Давайте поиграем .Спрячьте ь так, чтобы он стоял в середине слова. Запишите ещё 2 слова с Ь в середине слова. (Карточка) Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -… Проверка. Оцените себя !, +, - – Что произошло? Что общего? Где стоит «ь» в первом случае? Во втором? Что обозначает «ь»? Это орфограмма? Читаем правило учебник с.125 | ||
VII Закрепление. Перенос слов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Чтение, беседа, письмо | -с.126 упр.206 . Подберите к каждому слову однокоренное. (устно) – Какое слово с мягким знаком нельзя перенести? Почему? (Вспоминаем правила переноса) -Спишите только те слова, в которых ь в середине слова, разделяя эти слова с помощью тире для переноса. -Что же происходит с «ь» при переносе? Что же ещё нового мы узнали? | -ь остается на 1 строке, нельзя отделять от предыдущего слога. | |
VIII Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
| Читают. Рассказывают о своих впечатлениях. – Маль-чишек, – Нельзя перенести слово льдом, так как оно состоит из 1-го слога | Рассказывают о своих впечатлениях о прочитанном. Применяют правила переноса слов с мягким знаком. Устанавливают причинно-следственные связи. |
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Я сегодня узнал… Было интересно… Мне было … Я понял, что… Я научился… Мне захотелось… | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Заканчивают предло- | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗИМА
Декабрь Январь Февраль
Угол-уголь Банка-банька
Я е л орехи. Ел ь - хвойное дерево. Угол ь свалили в уго л сарая.
П..льто, м...дведь, ..ктябрь, учит..льница, в..р..бей, т..традь, м..льчик.
П а льто, м е дведь, о ктябрь, учит е льница, в о р о бей, т е традь, м а льчик.
Работа в паре Запиши слова с «ь» в середине слова Конь-...,зверь-…., пень-…., уголь-….,окунь-…
Кон ь -кон ь ки, звер ь -звер ь ки, пен ь -пен ь ки, ден ь -ден ь ки, угол ь - угол ь ки.
Молодцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными"
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными....
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....
Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".
Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....
Тема: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
Цель урока : Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме....
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Цели: - совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.УУД:Регулятивные: - учиться принимать у...
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.Тип урока: закрепление знаний.Оборудование: проектор, компьютер.Раздаточный материал: карточкиЦель: в со...
Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным". Построен на основе технологии опережающего обучения....