Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_dek-tekh_karta.doc | 88 КБ |
5_dekabrya.ppt | 543.5 КБ |
zadanie_dlya_grupp.docx | 11.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г.Топки
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Костенко Лариса Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Топки-2014
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова».
1.ФИО | Костенко Лариса Владимировна |
2.Место работы | МБОУ «СОШ №8» г.Топки |
3.Должность | Учитель начальных классов |
4.Предмет | Русский язык |
5.Класс | 3 |
6.Тема и номер урока в теме | Тема: «Орфография» Урок №51 |
7.Базовый учебник (УМК) | УМК «Перспективная начальная школа» учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. |
8.Актуальность материалов | Изучение данной темы способствует орфографической зоркости, развивает умение разбирать слова по составу. Формируются умения, связанные с информационной культурой |
9.Учебные цели и задачи | Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н. |
10.Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Предметные: Знать правило правописания слов с удвоенной согласной в корне слова и на стыках морфем. Уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму. Определять грамматические признаки имен существительных Метапредметные: Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать, планировать свое действие, определять тему, цель урока. Уметь ориентироваться в учебнике, в обратном словаре, работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
11.Тип урока | Урок открытия новых знаний |
12.Формы работы учащихся | Фронтальная работа, работа в парах, группах |
13.Необходимое техническое оборудование | компьютер,экран, доска |
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Используемые ресурсы | Длительность этапа | |
I этап. Организационный момент Цель – мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Дети включаются в урок. Личностные. | Вовлечение детей в учебный процесс. Я в это время надеваю шляпу | I этап. Организационный момент - Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся им и посмотрим друг на друга с улыбкой. Пожелаем всем удачи и успехов. -Садитесь. -Покажите с каким настроением вы начинаете учебный день. - Девиз нашего урока: Чтоб сегодня наш урок всем пошел ребятам впрок, постарайтесь все понять, слушать, думать и вникать. -Откройте тетради, запишите дату. -Вижу, вы улыбаетесь! Я смешная или какая- то необычная? -Я очень люблю наряжаться. А вы любите? (вызвать 3-х человек и переодеть) -Корни русского языка тоже любят наряжаться, присоединять к себе другие части слова. В этом вы убедитесь на уроке. - Сегодня нас ждет еще одно новое открытие. Но прежде, чем узнать что-то новое, необходимо проверить знания, изученные на прошлых уроках. | Слайд Слайд | 5 минут | |
11 этап. Повторение изученного. Цель- повторить словарные слова с удвоенной согласной | Контролировать правильность выполнения упражнения | Организовать фронтальную работу. Обеспечить контроль выполнения заданий. | -Я буду называть вам значения слов, а вы запишите их и подчеркните орфограмму. 1) Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей) 2) Шестой день недели. ( суббота) 3) Человек, который совершает поездку на каком-либо транспорте. (пассажир) 4) Дорога покрытая асфальтом. ( шоссе) -Поменяйтесь в паре тетрадями. - Проверяем по слайду. -Покажите сигнальной карточкой, как справился ваш сосед. -В чем особенность этих слов? - В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? -Что такое корень? -Находим в словах корень. - Можно ли проверить написание удвоенной согласной? | Слайд слайд | ||
I11 этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с орфограммой «Удвоенная согласная на границе частей слова». | Строят рассуждения. Классифицируют слова, написание которых можно объяснить изученным правилом. Регулятивные, познавательные,коммуникативные. Контролировать правильность выполнения упражнения. | Организовать практическую исследовательскую деятельность по изучению новой орфограммы. Организовать работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением заданий. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Если в слове приставка-вытягиваем руки вперед, если суффикс- ладошки соединяем над головой и приседаем. | 111 этап. Изучение нового материала.
Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. К дому дорога никогда не бывает длинной. -Кто нас ждет дома? (родители, близкие люди) -Замечаем ли мы пройденный путь при возвращении домой из леса, например? -Назовите слова с удвоенной согласной. Запишите его. Проверим: а это та же орфограмма. Разберем слово по составу. -Предположите, откуда появились две буквы рядом. -Как можно сформулировать тему урока? - Какие цели поставим перед собой? 2) Работа со словами - На экране слова: Песенник, пенный, сонник, диванный, витаминный, обезьянник. - Что общего у слов? -Запишите слова в 2 столбика. - По какому признаку распределим по группам? ( сущ. и прил.) - Работаем в парах. -Проверяем. -Покажите сигнал, как вы справились. -Устно составьте с прилагательными словосочетания. ( пенный напиток, диванная подушка, витаминный сок) Попробуйте определить, почему в словах пишется удвоенная буква согласного Н? -Какое задание надо выполнить? ( разбор по составу) - Самостоятельно разберите слова. - Проверяем. -Покажите сигнал, как справились с заданием. - Какая часть слова присоединилась к корню? (суффикс НИК) -Какой частью речи являются слова? (сущ.) -Суффикс НИК обозначает место, в котором что-то собрано. - Как получилось, что в слове удвоенная согласная НН? - Как вы думаете это орфограмма? Почему? - Как будет называться эта орфограмма? - Кто попробует сформулировать правило: в каких случаях в словах пишется удвоенная буква НН? Физкультминутка. Пригород Грибок Переход Забег Тетрадочка Зимушка снежинка | слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд | 10 минут 2 мин | |
1V этап. Первичное закрепление. Цель- формировать умение писать правильно слова с удвоенной согласной. Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок. | Устанавливать наличие определенных орфограмм. Формулирование собственного мнения и позиции. Познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Контролировать правильность выполнения упражнения. | Организовать работу в группах. Обеспечить контроль выполнения заданий. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | 1V этап. Первичное закрепление
-Откройте учебник на стр.131 упр.125. -Прочитайте стихотворение самостоятельно. -Прочитаем выразительно вслух. - Как рисунок помогает передать содержание стихотворения? - Какие слова характеризуют ночь? (сонная, темная, синяя, лунная) - Найдите слова с удвоенной согласной НН? - В слове утреннюю суффикс ЕНН. Особенности этого суффикса будете изучать в 5 классе. - Еще раз правило: когда и где пишется удвоенная согласная?
- Поработаем в группах. Внимательно прочитайте задание. Выберите командира. Время на работу 2 мин. - Проверяем. Выходит командир 1 группы. Внимательно слушайте. -Проверяем по слайду. Какой вывод сделает о своей работе группа. - | слайд учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. слайд слайд | 5 минут 4 мин | |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Давать оценку своей работе. Регулятивные | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке. | -Назовите ключевые слова урока. -Закончите предложения. -Покажите настроение. -Спасибо. | слайд | 3минуты |
Самоанализ урока по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (3класс) .
1.Характеристика урока.
Урок русского языка по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» проводился после зимних каникул. Я считаю, что тема данного урока для ребят была не сложная. Так как дети имеют хорошие знания по разбору слов по составу. Многие ребята уже умеют формулировать проблемы, ставить цели. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Мною был выбран тип урока –урок открытия нового знания.
Опираясь на требования к современному уроку, структура урока была запланирована следующим образом:
а) Организационный момент способствовал возникновению внутренней потребности включения учащихся в деятельность.
б) На этапе повторения темы было отведено время на проверку знаний и умений по теме «Части слова» с помощью теста.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Эту мотивацию ребята получают на этапе - актуализация знаний. В результате работы с пословицей перед ребятами возникает проблема. Дети затрудняются объяснить правописание слов с удвоенной согласной на границе частей слова.
На главном этапе урока идет построение проекта выхода из ситуации. Ребята формулируют шаги, которые необходимо сделать для объяснения новой орфограммы.
Ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему. Такая работа учит детей мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы.
На этапе первичного закрепления изученной темы использовались упражнения из учебника, обратный словарь. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону способствовала ситуации успеха выявлению ошибок, их причину. Была организована работа в парах. Это способствует взаимообучению, взаимоконтролю.
Я считаю, что на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на познание учебного материала. Цели урока были достигнуты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1 задание Подчеркните существительные, в которых удвоенная согласная нн стоит на границе корня и суффикса. Троллейбус, сонник, осенний, аллея, обезьянник, экранный, бассейн, осинник, каменный, группа, рябинник, блинный, класс, малинник, бетонный, троллейбус. |
2 задание Подчеркните прилагательные, в которых удвоенная согласная нн стоит на границе корня и суффикса. Троллейбус, сонник, осенний, аллея, обезьянник, экранный, бассейн, осинник, каменный, группа, рябинник, блинный, класс, малинник, бетонный, троллейбус. |
3 задание Подчеркните словарные слова, в которых удвоенная согласная стоит в корне слова. Троллейбус, сонник, осенний, аллея, обезьянник, экранный, бассейн, осинник, каменный, группа, рябинник, блинный, класс, малинник, бетонный, троллейбус. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Урок для 2 класса "Школа 2100" .Есть презентация к уроку....
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...
Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"
Урок русского языка "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку, УМК "ПНШ" "«Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков»", 3 класс
Конспект урока по русскому языку...
Комментарии
Спасибо, коллега, за
Спасибо, коллега, за интересный материал!