Открытый урок русского языка. Тема: "Душа слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Слепова Екатерина Юрьевна

 

Открытый урок русского языка в 3-б классе.

Тема: "Душа слова"

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Психологический настрой учащихся к деятельности.

 

Учитель: - Каждое утро солнышко встаёт, чтобы дарить людям своё тепло и ласку. Давайте и мы настроимся на хороший урок.

  • Медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно "перенесите" солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась "звёздочка". - Сказали: "Любовь", звёздочка увеличилась. - "Здоровье" - стала ещё больше. "Добро" - стала, как солнышко большое. -Оно несёт тепло всем, кто рядом. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Тихо сели.

 

2.Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну , она находится недалеко от нас. В этой стране мы встретим много преград, если мы все вместе преодолеем их, то сдадим экзамен на звание достойных жителей этой страны.

 

Девиз нашего путешествия: "Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет".

 

Когда вместе с тобой друзья и действуют они сообща, то можно победить самого сильного врага и преодолеть невероятные препятствия.

Лахнова Эльвира нам расскажет , что нам надо еще взять в наше путешествие.

 

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

 

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"

                                                        Э. Асадов

 

Что нам надо взять ?( слово).Тема нашего «урока-путешествия» – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.

Учитель: Предлагаю отправиться в путешествие с песней "Дорогою добра".

 

3.«Открытие» нового знания.

Запишите в тетради (дневник-путешественника)сегодняшнее число.

Учитель: Не успели начать наше путешествие как появилась мрачная картина? Кругом подозрительная тишина. Вы видите вокруг тучи. Наша задача разогнать эти тучи , чтобы не пошел дождь. Давайте сделаем доброе дело: составим пословицы о доброте.

image

Учитель: Вот мы и разогнали тучи и появилось солнышко яркое солнышко! Вы сделали доброе дело.

Доброе слово и кошке приятно.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

    Какие чаще всего ,в пословице,встречаются слова?( доброе, добро)

     Доброта: Что означает это слово?

    (Ребята объясняют, как они понимают это слово).

       

      Работа со словарем.

      По определению Сергея Ожегова, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

      - Какие качества определяют доброту? Попробуйте составить сложные прилагательные, используя слова.

      Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

        • добро и дело (добродетельный);

        • добро и душа (добродушный);

        • добро и желать (доброжелательный);

        • добро и порядок (добропорядочный);

        • добро и сердце (добросердечный);

        • добро и совесть (добросовестный).

      - А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?

      - Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

      - Запишем слова синонимы:

      Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота.

      - Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

      - Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)

      • Запишите антоним: Доброта – злоба.

      Стихотворение о добре и зле прочитает нам Бабина Софья.

       

       Добро и зло творить всегда 

      Во власти всех людей.
      Но зло творится без труда.
      Добро - творить трудней.
      Рождает зверя зверь
      Рождает птица птицу.
      От доброго - добро,
      От злого - зло родится.

      5. Физминутка:

      Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться ,что нас мы не сможем попасть в город?

      Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо — топните.

      • Поздороваться при встрече?

      • Толкнуть, не извиниться?

      • Помочь подняться упавшему?

      • Поднять упавшую вещь?

      • Не встать, обращаясь к учителю?

      • Взять билет в автобусе?

      • Не уступить старшему место в транспорте?

      • Не заметить недовольство мамы?

       

      6.. Первичное закрепление

      Фонетика

      Отправимся дальше. Нам преграждает путь фонетика. Что это? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.). Она пропустит нас жальше если мы свами сделаем звуко-буквенный анализ.

      Один ученик работает у доски.

       

      Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.

      Д – [д] – согласный звонкий, твердый.

      О – [а] – гласный, безударный.

      Б – [б] – согласный звонкий, твердый.

      Р – [р] – согласный сонорный, твердый.

      О – [а] – гласный ударный.

      Т – [т] – согласный глухой, твердый.

      А – [а] – гласный ударный.

      ______________________

      7 букв, 7 звуков

       

      Вторая преграда.Орфография

      -Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.)

      -Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?

      -( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.)

      - “Доброта” - ударение падает на III слог;

      - Безударные гласные в I и II слогах;

      - Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;

      - Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.

       

      Третья преграда .Словообразование

      Что такое словообразование?

      (Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.)

      -Напомните мне, из чего могут состоять слова? (Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.)

       

      - Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА”? Разберём слово «ДОБРОТА» по составу. (У доски один ученик).

      (Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова. Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.)

      - Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).

       

      Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)

      - Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову.

      Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта".

      -добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

       

      7.Закрепление изученного материала.

      Сейчас в этой стране стоит засохшее дерево.

      Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

      Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

       

      В каком же мы попали город? (Доброта)

      Если хочешь в этом городе остаться

      Помни, что добрый человек:

      - не наступит, а уступит;

      - не захватит, а отдаст;

      - не кулак покажет, а протянет ладонь;

      - не спрячет, а поделится;

      - не закричит, а выслушает.

      - не разорвет, а склеит.

      • Всего вам доброго!

       

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"

      Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".  Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы  обучения:·...

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

      Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

      Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

      Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....

      Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс

      Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....

      Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

      Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

      Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".

      Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог"....