Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта

открытого урока русского языка.

 

Тема урока:

«Слова - антонимы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2_klass.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ЛАДА»

Г.О. ТОЛЬЯТТИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта

открытого урока русского языка.

Тема урока:

«Слова - антонимы».

Тип урока: изучение нового материала.

Дата проведения:

                                           22.11.2016г.

 Учитель начальных классов:

 Сурудина А.П.

Класс: 2 «А»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2 «А»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели урока

Образовательные: формировать у учеников понятие об антонимах, умение различать синонимы и антонимы; развивать умение распознавать антонимы в тексте, подбирать их к заданным словам, выражать их с помощью мысли и чувства в общении: расширять словарный запас.

Развивающие: развивать навык применения приобретенных знаний и умений в повседневной жизни,  развивать умение совершать коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, прививать умение оценивать свои достижения в учебной деятельности, степень ее успешности.

Технологии, методы, приемы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

 Антонимы.        

Планируемые результаты

Предметные:

- знакомство обучающихся со словами - антонимами, формирование знаний о роли антонимов в речи, умение находить антонимы в тексте, обогащение словарного запаса;

Личностные:

- формирование способности к самооценке на основе критерия успешной деятельности, мотивации к учебной деятельности, умения сотрудничать в группе;

Метапредметные:

- формирование умения оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; (регулятивные)

- систематизация материала, изученного на предыдущих уроках, развитие умения использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; (познавательные)

- формирование умения слушать собеседника, формировать собственное мнение и позицию, полно и точно выражать свои мысли. (коммуникативные)

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Книгопечатная продукция: «Русский язык 2 класс»   Л.Ф.Климанова,  Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива», словарь синонимов, антонимов и омонимов.

Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Экранно- звуковые пособия: презентация в Power Point

 

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

           (самоопределение) к                учебной деятельности

УУД:

- умение мобилизовать свои силы для работы ( р.)

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им ( к.)

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Читают стихотворение, повторяют правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно пользоваться этими правилами

  1. Актуализация знаний

Предметные:

– находить слова- синонимы.

УУД:

– оценивать результаты

 работы (р.);

– моделировать, классифицировать,

указывая на основание

классификации (п.);

– слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии

с нормами родного языка (к.)

Словарная работа

Слайд 1 со словами

-Запишите словарные слова: Ученик, скоро, товарищ, мечта, ребята.

- Проверьте правильность написания слов.

- Что общего у записанных вами слов?

- Подберите к записанным словам синонимы.

- Что вы знаете о синонимах?

Чем отличаются синонимы друг от друга? Какова их роль?

Учащихся записывают словарные слова под диктовку.

Учащиеся выполняют проверку в парах, сверяясь со слайдом презентации.

  1. Открытие новых знаний. Постановка целей урока.

Предметные:

– находить слова- антонимы,

отвечать на вопросы, пользуясь научным стилем речи; находить примеры слов, опираясь на свой речевой опыт.

УУД:

– определять границу знания/незнания (л.);

– контролировать и оценивать свои действия (р.);

– формулировать учебную

 задачу (п.);

– полно и точно выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи (к.)

Слайд 2

- Ребята, рассмотрите рисунки на слайде. Сравните их.

-Запишите слова парами в столбик.

- Какие по значению слова вы написали?

- Можно ли их назвать синонимами?

Как же мы можем назвать слова с противоположным значением?

- Слушайте подсказку. Название таких слов произошло от древнегреческих слов анти-против и онима- имя.

- Вернемся к словам, которые вы записали.

- На какой вопрос отвечают слова в паре?

- Сформулируйте правило о том, какие слова называются антонимами.

- Какова тема сегодняшнего урока русского языка?

Что можно узнать об антонимах? Поставьте перед собой цели урока, продолжив фразы.

Опираясь на картинки презентации, учащиеся подбирают к словам антонимы:

чистый-грязный;

легкий-тяжелый:

большой-маленький.

Формулируют правило об антонимах.

Ставят цели урока и продолжают фразы:

  • Мы будем учиться…
  • Мы будем развивать…
  • Мы будем воспитывать…
  1. Этап усвоения новых знаний.

Предметные:

– умение работать со словарем; строить высказывания в научном стиле.

УУД:

– применять методы информационного поиска;

 (п.);

– формировать собственное мнение и позицию, полно и точно выражать свои мысли (к.)

Слайд 3

Игра

 « Наоборот»

- Проверим, ка вы поняли, что такое антонимы. А поможет в этом игра

 « Наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!

- Молодцы, а для чего в речи нужны антонимы?

- Сделайте вывод о роли антонимов в нашей речи.

-Когда трудно определить значение слов, что может помочь?

-Спишите предложения. Подчеркните антонимы. Проверьте правильность выполнения задания.

Дети продолжают стихотворные строки.

Работа в парах. ( по учебнику)

  1. Физминутка.

Выполняют  двигательную физминутку

  1. Первичное закрепление.

Предметные:

- формирование знаний о роли антонимов в речи, умение находить антонимы в тексте, обогащение словарного запаса;

УУД:

– уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера

сделанных ошибок (р.);

– моделировать признаки понятия (п.);

– сотрудничать

с учителем и одноклассниками

по решению учебной задачи; владеть диалогической формой

речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка (к.)

- Как вы думаете на каких уроках можно использовать антонимы, кроме уроков русского языка?

-Предлагаю каждой группе вспомнить и записать антонимы, которые встречаются на разных уроках.

1 группа – математика.

2 группа – окружающий мир.

3 группа – физическая культура.

4 группа – музыка.

5 группа – изобразительное искусство.

Дети распределяются

в группы и выполняют

задание.

После завершения

работы дети представляют свои результаты всему классу.

Дети совместно с учителем анализируют слова, выбирают те из них, на которые они будут

опираться при составлении

общих моделей.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметные:

– формирование знаний о роли антонимов в речи, умение находить антонимы в речи.

УУД:

– подводить под понятие;

классифицировать по заданному основанию; логически рассуждать (п.);

– точно и доказательно

выражать свои мысли (к.)

- К приведенным словам подберите антонимы, запишите их. Если вы сделаете правильно, то из первых букв подобранных вами слов получится ключевое слово.

АНТОНИМ

Открывают учебник

и читают задание,

выполняют упражнение 225

самостоятельно.

Организуется коллективная проверка

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

– умение подбирать слова-антонимы.

УУД:

– оценивать свои

достижения (л.);

– полно и точно

выражать свои мысли( к.)

– Подведем итоги урока.

– Сегодня на уроке вы узнали много нового о словах нашего языка.

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям или друзьям?

- Какое задание вам показалось наиболее трудным?

-А какое – самым интересным?

-Выскажите свое мнение об уроке.  выберите одно из предложенных фраз, продолжите фразу.

–А теперь вам предстоит оценить свою работу.

  • Урок мне не понравился…
  • Урок мне понравился…
  • Мне было сложно…
  • Хочу отметить работу своих товарищей …

Парад смайликов.

Урок прошел легко – веселый смайлик.

Урок прошел сложно –грустный смайлик.

  1. Домашнее задание.

- Самостоятельно выберите то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. При желании можно выполнить оба задания.

  • Выполнить по учебнику упражнение 229:
  • Творческое задание. Найти произведения фольклора, в которых используются антонимы.

Выбор задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Устаревшие слова"(2 класс, УМК "Начальная школа 21 века").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений об устаревших словах, умения распознавать устаревшие слова в тексте.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опреде...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения пере...

Технологическая карта урока русского языка тема «Связь слов в словосочетании. Примыкание.»

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о типе связи слов «примыкание» в словосочетании. Задачи урокаПланируемые результат...