Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог". | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема: Слово и слог.
Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.
Задачи:
- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;
- научить выделять слоги в словах;
- активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
пополнить кругозор детей сведениями о жизни пчёл; через игру развивать познавательные способности и интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
На уроке мы сидим
Не шумим и не кричим.
Руки тихо поднимаем
Если спросят — отвечаем.
Мы хороший, дружный класс!
Все получится у нас!
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.
Чистописание.
Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании:
«Эта буква широка и похожа на жука»
Сегодня мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Ж, ж. Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(поочередно массируются все пальчики сначала на одной, затем на другой руке).
Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ж, ж чередуя их до конца строки.
- Сегодня на уроке у нас необычный гость.
(на доску прикрепляется изображение пчелы Майи)
Вы узнали нашу гостью?
Пчела Майя – героиня мультфильма, а вот настоящую пчелу вы видите на этой фотографии.
(на доску вывешивается фотография пчелы)
К какой группе животных относится пчела?
Почему?
Какой звук издаёт пчела? ( [ж] )
Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)
Актуализация знаний.
- Прочитайте: жираф, ужи, ежи, жкех, жук, живот, животное.
- Какая запись лишняя? (жкех)
- Почему? (не является словом)
- Почему это сочетание букв не является словом? (не имеет значения)
- Вывод: сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение. Запишите в тетрадь только слова.
- А теперь какое слово лишнее?
- Жук. Почему? (Потому что остальные слова со слогом жи). Убираю лишнее слово.
- А теперь какое слово лишнее? ( животное) Почему?
Если дети затрудняются, читаю медленно по слогам, подчеркивая кивком головы каждый слог.
- Что мы сделали, чтобы найти лишнее слово? Разделили слова на слоги. Значит, что мы будем делать на уроке? Кто догадался, какую тему мы будем сегодня учить?
Сообщение темы урока.
- Мы будем учиться разделять слова на слоги.
У каждого человека есть семья – это самые близкие, родные люди. Пчёлы тоже живут семьями. Пчелиная семья большая, дружная и очень трудолюбивая. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, проветривают домик, охраняют его от врагов; кормят личинок; собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок.
Как же они понимают друг друга? Как вы думаете?
Общаются пчёлы с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар (нектар — это сладкий сок, выделяемый цветками), пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко, в каком направлении надо лететь. А по запаху, исходящему от пчелы, другие пчёлы определяют, какой цветок нужно искать.
Итак, пчёлам понять друг друга помогает танец, а как мы с вами общаемся друг с другом? ( с помощью речи)
Какая бывает речь? (устная и письменная?)
Из чего состоит речь? (из предложений)
А из чего состоят предложения? (из слов)
Пчела Майя прилетела к нам не просто так, а за помощью. Злая фея заколдовала все её любимые цветы. Она сказала, что расколдовать их смогут только самые умные и трудолюбивые дети. Поможем Майе? Чтобы расколдовать цветы, нужно выполнить задания, с каждым правильно выполненным заданием ведёрко Майи будет наполняться вкусным цветочным нектаром. Итак, вы готовы?
Первое задание
Мы с вами полетели с Майей и сели как раз на первый заколдованный цветок. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Золотым был молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова!
(демонстрируется изображение одуванчика)
Из чего состоят слова? (из букв)
Прочитайте записи на доске:
Е Л Т О
На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)
Назовите буквы гласных звуков? Согласные?
Составьте слово из этих букв. (лето)
Назовите следующие буквы
В С Н
Что это за буквы? (согласные)
Составьте слово.
А сейчас я добавлю ещё две буквы. Назовите их
Е А
Что это за буквы? (гласные)
Попробуйте составить слово теперь. (весна)
Почему не получилось составить слово в первый раз? (не было гласных)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: без гласных нельзя образовать слово.
Объяснение новой темы:
- В записанных в тетради словах подчеркните буквы гласных звуков.
А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных? (чтобы определить сколько слогов).
Наше правило-стихотворение:
Сколько в слове гласных –
Столько же слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Работа с учебником.
- Прочитайте правило на странице 32.
- Упражнение 2 стр 32 (устно). Приведите примеры слов с 1 слогом, с 2мя слогами, с 3мя слогами.
Закрепление.
- Разделите записанные в тетради слова на слоги: жираф, ужи, ежи, живот, животное.
Вывод: в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук
Молодцы, вы справились с этим заданием, и в ведёрко Майи добавился нектар.
Второе задание
А сейчас Майя подлетает к следующему цветку (демонстрируется картинка с изображением красного клевера). Что это за цветок? Это кормовая трава.
Задание: раздели слова на слоги, сделать первые слоги вторыми. Получатся новые слова:
камыш, навес, насос, рады.
Третье задание
Следующий заколдованный цветок вы узнаете, отгадав загадку:
Вот звоночек – синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(изображение колокольчика)
Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить спортивные упражнения, а ведь у нас урок русского языка, а не физкультуры. Как же нам быть? (физкультминутка)
Тогда давайте превратимся в маленьких пчёлок (физкультминутка):
Утром пчёлки все проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – полетели
И за парты дружно сели.
Выход найден, и мы приступаем к снятию заклятья (физкультминутка).
Молодцы, не удался фее её злой замысел. А Майя получает ещё 1 порцию нектара.
Четвёртое задание
А вот и следующий цветок. (изображение медуницы)
Как он называется, вы узнаете из моего стихотворения:
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет медуница!
Как называется растение?
Чтобы расколдовать медуницу нужно из каждого слова взять 2ые слоги и составить новые слова:
змея, рама _____________
пуговица, молоток, лава __________________
Молодцы, цветок расколдован, Майя получает ещё одну порцию нектара
Пятое задание
Пчёлы собирают нектар не только с цветков травянистых растений, но и с цветков некоторых деревьев. Вот одно из них (изображение липы). Кто знает как оно называется? (липа)
Чтобы расколдовать цветы липы нужно разгадать ребусы.
Молодцы, цветы липы расколдованы, и Майя собирает очередную порцию нектара.
Шестое задание
Следующий заколдованный цветок вы, наверное, хорошо знаете, цветёт он в мае, цветки издают очень приятный аромат, а вот ягоды этого растения очень ядовиты, поэтому их рвать и тем более есть нельзя. Это ландыш.
А что такое улей? ( домик, где живут пчёлы)
Прочитайте слова (на доске закрепляются карточки со словами)
в живут пчёлы улье
Составьте предложение из данных слов.
Седьмое задание
Если верить названию этого растения, его очень любят мыши (изображение мышиного горошка). Кто-нибудь видел это растение? Как оно называется?
Чтобы расколдовать мышиный горошек, запишите в тетрадь только первые буквы слов-названий животных, которых я вам показываю:
(Изображение медведя, ёжика, дятла)
Какое слово можно составить из этих букв? (мёд)
Мёд – вкусный и полезный продукт, который «делают» пчёлы. Кто из вас пробовал мёд? Часто мёд едят при простуде, гриппе, некоторых других заболеваниях. Мёд укрепляет организм человека, поэтому его полезно есть и здоровым людям.
Скажите, а для кого пчёлы «делают» мёд?
Мёд пчёлы собирают прежде всего для себя, а не для людей. Так они делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки. Пчёл разводят именно из-за этого вкусного и полезного продукта, но люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть.
Ну вот, ребята, мы и расколдовали все цветы, у Майи полное ведёрко нектара, и она очень хочет вам что-то сказать. (переворачиваются карточки в ведёрке, дети читают слово спасибо).
4. Майе пора возвращаться домой, а мы с вами подводим итог урока в виде игры «Продолжи предложение»:
- Предложения состоят из ______________.
- Слово состоит из ____________.
- Слово нельзя составить без ____________ букв.
- Сколько в слове гласных, столько и ____________.
Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке трудились как пчёлки, а сейчас пришла пора немного отдохнуть, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)
Задачи:закрепить знания о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах; ...
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...
Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс
Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...
Открытый урок русского языка в 1 классе на тему "Деление слов на слоги"
УМК "Школа России"...
1 класс. Рабочий лист для урока русского языка "Деление слов на слоги. Ударение"
Данный учебный материал будет полезен учителям начальных классов....
Открытый урок русского языка во 2 «А» классе. Тема: Буква Ё в начале слова или слога. Контрольное списывание.
Открытый урок русского языка во 2 «А» классе.Тема: Буква Ё в начале слова или слога. Контрольное списывание....