Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Солдатова Елена Ивановна

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова". 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

·        Проблемный

·        Исследовательский

·        Информационно-коммуникативный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложные слова».

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

  1. Проблемный
  2. Исследовательский
  3. Информационно-коммуникативный

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  Microsoft Excel.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: Презентация урока с музыкальным сопровождением,  учебник  «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой  Издательство «Просвещение», Москва 2003г.,  панно «Гора успеха», плакат «План исследований».

учащихся  – «Лист исследований», фигурки альпинистов.

                                                         Ход урока.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием индивидуальных компьютеров.

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

II. Чистописание.

1) Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

  1.  Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

  1. Пальцы делают зарядку,

         Чтобы меньше уставать.

         А потом они в тетрадке

        Будут буковки писать.

        (Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Буквенный диктант.

Внимательно слушайте задание. Вы будете записывать только  строчные буквы один раз, в строчку, через запятую. Пишем буквы красиво, аккуратно.

  1. Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук  [в]  слове окно (о).
  2. Запишите букву, которой обозначен звук  [ы ] в слове цирк (и),
    какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь).
  3.  Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове враги (а)
  4. Запишите букву, которая обозначает парный согласный звук в слове завод(д).

Сравните своё написание с доской.(о ,и, ь, а, д) 

- Назовите буквы, в написании которых есть элемент "овал". (Элемент "овал" есть в написании букв о, д, а, .)

- Составьте цепочку из данных букв и запишите её в тетради. (Самостоятельно составляют цепочки из букв.)

- Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке? ( Дети объясняют  написанные  закономерности. Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д)

- Подчеркните удачно написанные буквы.

-Вспомните и запишите слова, из которых взяли эти буквы. (окно, враги, цирк,)

-Допишите строку словами, в которых есть буквы о, а, д.(вода, дорога, дрова)

- Составьте предложение так, чтобы в каждом слове была гласная буква о.(Мимо школы проехал автобус)

III. Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».(слайд 2  )

-  Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать  очередное  научное открытие.

- Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг  другу)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться  самостоятельно мыслить.

- Результаты исследований будем вносить в «Лист исследований». Объектом наших исследований будут сложные слова.

- А работать будем по плану. (На доске появляется «План исследований») (слайд 3)

План исследований.

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
  3. Какую роль играют сложные слова в речи?
  4. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?
  5. Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».

IV.Изучение  нового  материала.

1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд  3 )

-нос-,  -н-,    -ок-, -рог-,  с-, варит,  -ик-,  -ы, -а,  -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что  здесь  лишнее?   (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) 

Давайте  выполним  это  задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 5).

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте  сложить основы слов: сам и варит. (самовар) (слайд 56).

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) (слайд 7).

-Давайте зафиксируем это  открытие  в «Листах исследований» (см. «Приложение», пункт № 1)

2) Исследование № 2.Соединительная  гласная  в  сложных  словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это,   вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах  самовар и носорог корни.( сам,    вар,    нос,    рог  )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. (слайд  8 )

-Отметим это в  «Листах исследований». (см. «Приложение», пункт №2)

-Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?(сам+летит. пыль+сосёт, каша+варит, сам+катит) (слайд  9)

Запишите слова самолёт и пылесос, выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)

-Исследуйте  слова: спортзал, стенгазета. (слайд 10) Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)

 -Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)

3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».( см. «Приложение», пункт №3)

        Психологическая пауза. (Слайд 11 с музыкальным сопровождением --Ф.Дюваль «Баллада»)

- А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку.

(Под спокойную музыку   дети сидят,  закрыв глаза)

4) Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

 -Итак, что же  такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о. е  и без  них)

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92

- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная  е, а когда о.)

- Посмотрите на следующие слова. (слайд 12 ) Какое задание вы можете предложить выполнить?  (Образовать сложные слова)                  

                     Сам      ловит

                     Рыба      летает

                     Вода      молоть

                     Кофе      сосёт

                     Пыль      падает

(самолёт, рыболов, водопад, кофемолка, пылесос)

- Запишем  эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная  е? (после мягкой основы)

- После какой основы пишется соединительная гласная  о? (после твёрдой основы)

 - Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.( Соединительная гласная  о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)

-Проверим.(слайд 13)  

                                     

                                            Соединительные гласные

                                  О                                                      Е

               После твёрдой основы               После мягкой основы

- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!

Физминутка 

(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)

III. Закрепление изученного.

1)Творческий  мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».

-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)

- Сегодня  к изученным орфограммам добавляется ещё одна  – «Соедини-тельная гласная  в сложных словах». Когда пишется соединительная  гласная  е,  а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда  и какую соединительную  гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.

   Твёрдая основа      О

    Мягкая основа     Е

Варианты схем:

                   

                                 О

                               

                                  Е

   

(Учащиеся самостоятельно  составляют схему)

Защита мини-проектов.

                                    Разминка для глаз. (слайд 14-16  )

2) Игра «Исследователи-лингвисты»

- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов  лучше справится с заданием.

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.

Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад,  овощ…вод,  пчел…вод,  скал…лаз.

 (Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).  (слайд 17-18)

3) Тест «Сложные слова». 

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  основ;    б) сложением приставок

   

 2) Соединительная гласная е пишется после…

         а) твёрдой основы;      б) мягкой основы

   

 3) соединительная гласная о пишется после…

         а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

 

  4) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

 

  5) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 

 6) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

IV. Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты наших исследований, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)

V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору  учащихся ) 

-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче.  Кто желает, тот может выполнить оба задания.

Образуйте сложные слова по образцу:

Красная грудка – (какая?) красногрудая

Яркая голова - _________________________

Длинные ноги -  ________________________

Короткий хвост -   _____________________

Пёстрые крылья -   _____________________

По воде плавает -  _________________________

Из ряда слов выписать сложные слова:

Ледокол,  снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,  земляника,  самолёт,  утконос,  стенгазета,  вездеход.

VI. Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.

VІІ. Рефлексия.

 - В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно  своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

- Молодцы! Спасибо  всем  за  урок!  (слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Урок русского языка "Образование сложных слов"

Урок 42 Тема: Образование сложных слов. Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. Форма работы учащихся: фронтальная,...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Сложные слова. Образование сложных слов....