Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения:
· Проблемный
· Исследовательский
· Информационно-коммуникативный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razrabotka_uroka_rus.yazyka_v_3_kl.po_teme_Slozhnye_slova.doc | 114.5 КБ |
Prezentaciya_uroka__russkogo_yazyka_v_3_klasse.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложные слова».
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения:
- Проблемный
- Исследовательский
- Информационно-коммуникативный
Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: Презентация урока с музыкальным сопровождением, учебник «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой Издательство «Просвещение», Москва 2003г., панно «Гора успеха», плакат «План исследований».
учащихся – «Лист исследований», фигурки альпинистов.
Ход урока.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием индивидуальных компьютеров.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
II. Чистописание.
1) Разминка для рук.
-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)
- Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
(Дети массируют кисти рук)
- Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
2) Буквенный диктант.
Внимательно слушайте задание. Вы будете записывать только строчные буквы один раз, в строчку, через запятую. Пишем буквы красиво, аккуратно.
- Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук [в] слове окно (о).
- Запишите букву, которой обозначен звук [ы ] в слове цирк (и),
какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь). - Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове враги (а)
- Запишите букву, которая обозначает парный согласный звук в слове завод(д).
Сравните своё написание с доской.(о ,и, ь, а, д)
- Назовите буквы, в написании которых есть элемент "овал". (Элемент "овал" есть в написании букв о, д, а, .)
- Составьте цепочку из данных букв и запишите её в тетради. (Самостоятельно составляют цепочки из букв.)
- Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке? ( Дети объясняют написанные закономерности. Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д)
- Подчеркните удачно написанные буквы.
-Вспомните и запишите слова, из которых взяли эти буквы. (окно, враги, цирк,)
-Допишите строку словами, в которых есть буквы о, а, д.(вода, дорога, дрова)
- Составьте предложение так, чтобы в каждом слове была гласная буква о.(Мимо школы проехал автобус)
III. Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».(слайд 2 )
- Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие.
- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)
- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
- Результаты исследований будем вносить в «Лист исследований». Объектом наших исследований будут сложные слова.
- А работать будем по плану. (На доске появляется «План исследований») (слайд 3)
План исследований.
- Как образуются сложные слова?
- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
- Какую роль играют сложные слова в речи?
- Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?
- Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».
IV.Изучение нового материала.
1) Исследование №1. Образование сложных слов.
- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)
- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
На доске появляется запись: (слайд 3 )
-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)
- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)
- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)
Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)
- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)
- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)
-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)
-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)
Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 5).
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) (слайд 56).
-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) (слайд 7).
-Давайте зафиксируем это открытие в «Листах исследований» (см. «Приложение», пункт № 1)
2) Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. (слайд 8 )
-Отметим это в «Листах исследований». (см. «Приложение», пункт №2)
-Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?(сам+летит. пыль+сосёт, каша+варит, сам+катит) (слайд 9)
Запишите слова самолёт и пылесос, выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)
- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)
-Исследуйте слова: спортзал, стенгазета. (слайд 10) Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)
-Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)
3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)
-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».( см. «Приложение», пункт №3)
Психологическая пауза. (Слайд 11 с музыкальным сопровождением --Ф.Дюваль «Баллада»)
- А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку.
(Под спокойную музыку дети сидят, закрыв глаза)
4) Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)
- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92
- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».
5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.
-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная е, а когда о.)
- Посмотрите на следующие слова. (слайд 12 ) Какое задание вы можете предложить выполнить? (Образовать сложные слова)
Сам ловит
Рыба летает
Вода молоть
Кофе сосёт
Пыль падает
(самолёт, рыболов, водопад, кофемолка, пылесос)
- Запишем эти слова и выделим в них корни.
- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)
- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)
- После какой основы пишется соединительная гласная о? (после твёрдой основы)
- Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.( Соединительная гласная о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)
-Проверим.(слайд 13)
Соединительные гласные
О Е
После твёрдой основы После мягкой основы
- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!
Физминутка
(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)
III. Закрепление изученного.
1)Творческий мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».
-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)
- Сегодня к изученным орфограммам добавляется ещё одна – «Соедини-тельная гласная в сложных словах». Когда пишется соединительная гласная е, а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда и какую соединительную гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.
Твёрдая основа О
Мягкая основа Е
Варианты схем:
О
Е
(Учащиеся самостоятельно составляют схему)
Защита мини-проектов.
Разминка для глаз. (слайд 14-16 )
2) Игра «Исследователи-лингвисты»
- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.
- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)
- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов лучше справится с заданием.
-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение.
Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз.
(Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу). (слайд 17-18)
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.
- Сложные слова образованы …
а) сложением основ; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная е пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
3) соединительная гласная о пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
4) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
5) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
6) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
IV. Обобщение
- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)
V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
Образуйте сложные слова по образцу:
Красная грудка – (какая?) красногрудая
Яркая голова - _________________________
Длинные ноги - ________________________
Короткий хвост - _____________________
Пёстрые крылья - _____________________
По воде плавает - _________________________
Из ряда слов выписать сложные слова:
Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.
VI. Итог урока.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.
VІІ. Рефлексия.
- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).
- Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд 20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Урок русского языка "Образование сложных слов"
Урок 42 Тема: Образование сложных слов. Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. Форма работы учащихся: фронтальная,...
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:- опре...
Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Сложные слова. Образование сложных слов....