Открытый урок . Русский язык 1 класс."Слова , отвечающие на вопросы:какой? какая? какое?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Сценарий открытого урока по русскому языку 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2016.docx | 31.21 КБ |
11.zip | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Учитель Мельня в.А
Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Тип урока: урок изученного нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Цели:
- проанализировать ситуацию описания внешности;
- познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
- развивать навык каллиграфического письма;
Планируемые результаты образования:
Предметные: научаться решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, вопросы к словам. выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями описания внешности; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные - усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме. находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия. контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.
Оборудование: иллюстрация с изображением Мамонтёнка из м/ф «Мама для мамонтёнка»; аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка»; опорный сигнал к уроку; Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана –Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления описания внешности Мамонтёнка; презентация; карточка – опора для проведения самооценки.
1.Мотвация к учебной деятельности.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!...
- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.
Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание
Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка»
У. Узнали песенку? Из какого она мультфильма?
- Кто главный герой мультфильма? (на доске появляется иллюстрация мамонтёнка)
- Сегодня на уроке Мамонтёнок будет учиться вместе с вами. И он хочет посмотреть как красиво мы пишем.
- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Подсказка: в слове «мамонтёнок» ударение падает на эту букву.(ё) А вторая буква очень похожа по написанию на неё.(е).
-Дайте характеристику этим звукам.
-Что изменилось на второй строчке?
Е ,Ё
- Когда используем на письме заглавную букву? Напишите эту строчку.
Подготовка руки к письму.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём.
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
РТ с 30 упр 2.
3.Постановка проблемы.
У. Чем был занят мамонтёнок в мультфильме?
У. Что делал мамонтёнок, чтобы быстрее найти маму?
- Как вы думаете, таким способом можно найти маму?
- Давайте поможем мамонтёнку найти маму.
- А как поступают люди в такой ситуации? Давайте выясним это, используя упражнение нашего учебника на с. 34 – 35 № 1.
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова
У. Что случилось на вокзале?
- Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму? Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника.
Чтение детьми информации в учебнике.
У. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему?
(Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.)
У. В подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление.
У. Ребята, нам тоже надо дать объявление, чтобы мама мамонтёнка смогла найти его. Как же нам составить описание внешности мамонтёнка? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Ребята, тема нашего урока «Описание внешности» (вывешиваю слова к опорному сигналу)
4.Поиск решения проблемы.
У. Вернёмся к описанию внешности мальчика данному в объявлении.
Учитель читает ещё раз текст объявления.
У. Какие предметы описали? (одежду и возраст мальчика)
5.Первичное закрепление.
- Ребята, давайте закрепим то, что мы узнали. Обратимся к нашему учебнику, упр. 2 на с. 35. Прочитайте задание.
- Найдите Вову, Антона, Гришу.
- Догадайтесь, как зовут мальчика, который рассказал о себе так. Рома прочитай.
- Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон)
- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие волосы)
- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
- Что добавим к нашему сигналу в разделе «Как составить описание внешности?» (рост)
- Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона?
- Какие волосы у мальчика?
- Какие у него глаза?
- Что я сейчас повторила несколько раз? (вопрос «какой?»)
- Да, ребята, слова, которые отвечают на вопрос «какой?» и «какие?»
. Как вы думаете, ребята, это все слова, которые помогают нам описать внешность?
- Где мы можем найти ответ?
- Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике.
Чтение сведений по языку с. 36
Опорный сигнал дополняется вопросами «какая?», «какое?»
а) Выборочное списывание.
У. Вернёмся к описанию внешности Антона, перечитайте его ещё раз самостоятельно.
- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и запишем их в тетрадь.
- Прочитайте первое слово, запишите его в тетрадь с красной строки, с большой буквы, диктуйте по слогам, чётко проговаривайте так как написано. И т.д.
Сколько раз
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков
-В гости с пустыми руками не принято ходить и Мамонтёнок принес вам корзину. Что в ней?
- Давайте будем доставать по одному фрукту и называть его признаки.
«Подбери и запиши подходящие слова» (упр. 4)
Банан какой? Желтый, вкусный
Виноград какой? Чёрный, мелкий
Дыня какая? Ароматная, спелая
Груша какая? Зелёная, сочная
- Яблоко какое? Выберите слова признаки из стихотворения:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
- Какое? – спелое, красное, сладкое, хрусткое, гладкое.
Что в корзине? Фрукты.
- Какой вопрос зададим, чтобы назвать общий признак фруктов? (какие?)
- Какие слова мы называли, обозначающие предмет?
Яблоко
Банан
Груша
Фрукты
- Какой вопрос зададим к этим словам? что К какой части речи они относятся? существительное Что обозначают?
- Какие вопросы мы задавали, чтобы назвать признак предмета?
- К какой группе относятся эти слова, что обозначают? прилагательное
- Когда задаем вопрос: какие?
Игра «Кто это?»
Я буду называть слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, а вы попробуйте определить слово-предмет.
- бурый, мохнатый, косолапый
- серый, хищный, злой
- косой, быстрый, трусливый
- рыжая, хитрая, ловкая
-Что помогло определить предмет?
-Какое открытие мы сделали?
б) Работа в группах. Составление описания внешности мамонтёнка.
У. Ребята, вы не забыли, что мы должны помочь мамонтёнку найти маму. Давайте составим объявление с описанием внешности мамонтёнка.
Слайд:
Объявление.
Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.
(на слайде их нет, раздаю для работы в группе) Слова – подсказки: большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
У. Посмотрите ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова?
- Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности?
- Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы делитесь на группы, получаете текст объявления и дополняете его словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», они есть у вас на карточке.
Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп.
У. Молодцы ребята! Как вы думаете, когда мама услышит это объявление, она поймёт, что это её сынок ищет свою маму?
- А я вам желаю, чтобы вы никогда не расставались со своими мамочками, берегли их и во всём им помогали. (убираю экран)
Итог урока. (опорный сигнал)
У. С чем познакомились на уроке?
- Что мы можем указать в описании внешности?
- Какие слова помогут нам в описании внешности?
Рефлексия
- Какое у вас настроение после работы на уроке?
- Выберите облачко, которое соответствует вашему настроению (веселое, грустное, злое).
- А Дружок с вами не прощается, он говорит: До свидания.
Объявление.
Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.
Объявление.
Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.
Объявление.
Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Слова – подсказки:
большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.
Подписи к слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа с.Усатово Открытый урок по теме: Слова , отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Подготовила: учитель начальных классов Мельня В.А
Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. гос ть дру г товарищ
ФИЗМИНУТКА
Банан ж ё лтый, спелый, сла д кий
Яблоко Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю какое? Красное, спелое, сла д кое, хрус т кое, гла д кое
Груша какая? ар о матная, со чн ая, п о лезная
Фрукты какие? спелые, све жи е
Имя существительное Имя прилагательное Обозначает предмет Обозначает признак предмета Банан Груша Яблоко Фрукты что? какой? какая? какое? какие? сладкий сочная круглое спелые
Игра : «Кто это?» бурый, мохнатый, косолапый серый, хищный, злой косой, быстрый, трусливый рыжая, хитрая, ловкая
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Объявление . Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок . У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик . Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________. Слова – подсказки : большие , маленький , длинный , густой , короткий , симпатичный .
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Объявление. Потерялся совсем маленький Мамонтёнок. У него большие уши , длинный нос-хобот и короткий хвостик. Он весь покрыт густой шерстью . И очень-очень симпатичный .
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга
Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...
Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)
Задачи:закрепить знания о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах; ...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...
Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...