Конспект урока «Однородные подлежащие и сказуемые»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Степанова Елена Юрьевна

Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был  проведен в 3классе по УМК "Школа 2100". Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода. Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

На уроке использовалось мультимедийное оборудование для демонстрации некоторых заданий учащимся. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Технологическая карта урока

Учитель:  Степанова Елена Юрьевна

Предмет: Русский язык     Класс 3«Б»

Тема:  «Однородные подлежащие и сказуемые».

Тип урока: открытие нового знания.

Тема

Однородные подлежащие и сказуемые.

Цели

Познакомить с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами.

Основное содержание темы, термины и понятия

Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные.

Развитие УУД на уроке

Предметные:

  • Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
  • Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
  • Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

УУД:

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать алгоритм  действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану в парах и группах;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
  • учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

  • уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения;
  • уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми;
  • учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • уметь проверять правильность написания слов и предложений,
  • воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Межпредметные связи:

литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

- основные

  • Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х - ч.   2   /   Р.Н.   Бунеев,   Е.В.   Бунеева,   О.В.   Пронина.   -  Изд.   5-е,   переработанное   -  М.:   Баласс;   Издательство  Школьный  дом,   2013.   -  208   с. ил.  (Образовательная система «Школа 2100».)
  • Толковый словарь (учебник)
  • Орфографический словарик (учебник)

- дополнительные

  1. Презентация по теме урока.

2)      Проектор, экран, ноутбук.

  1. Материалы для выполнения самостоятельной  работы, алгоритм самооценки, иллюстрации.
  2. Электронная физкультминутка  учитель русского языка и литературы Мичуринской средней школы Тихонова Надежда Андреевна (источник http://www.rusedu.ru/)

Организация пространства

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Аннотация

Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был  проведен в 3классе по УМК "Школа 2100". Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода. Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

На уроке использовалось мультимедийное оборудование для демонстрации некоторых заданий учащимся. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока.                                                                                                                                    В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель:
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

-  Я рада вновь видеть ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- А каким бы вы хотели видеть наш урок? С каким настроением вы его начинаете?? Просигнальте мне, пожалуйста

- Успехов всем и удачи!

Подготовка класса к работе

Учащиеся поднимают карточку «настроение» в виде личика

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные  УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели:

 - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  1. Языковая разминка

  1. Работам по карточке в парах
  2. Проверка

Карточка

  1. Вставить пропущенные буквы
  2. Выписать первое предложение, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать части речи, составить схему предложения, дать характеристику предложения.

 Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы.

     Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что за  в..сну нужно его благ..д..рить.  По д..роге он и сне..  растапливает, д..ревья и травы в..дой поит.

А к веч..ру  ручеёк замолк, зал..денел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось.

- Чему радовались звери и птицы?

- Кто же на самом деле весну делает?

  1. Работа с учебником

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 158

- Кого держит Афанасий?

- Какие все эти щенки?

- Какое отношение имеет рисунок к теме раздела?

- Как это понять «однородные члены»?

Работа в парах. Записать число и вид работы

« классная работа»

-     Щенков.

-    Одной породы, они похожи друг на друга, одинаковые.

-    Читают название раздела.

-    Похожие, одинаковые.

  Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В предложениях есть одинаковые члены предложения.)

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков

  1. Постановка учебной задачи

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Какие же члены предложения могут быть однородными?

- Как их найти в предложении?

- Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока и записывают на доске

Регулятивные  УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД:  постановка вопросов.

Познавательные УУД:

  • общеучебные – самостоятельное  выделение  и формулирование познавательной цели,
  • логические - формулирование проблемы
  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания.

  1. Наблюдение и беседа

  • Упр. 423 стр. 158

- Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы.

- В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?

- Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение слова однородный.

- Чем отличаются второе и третье предложения от первого?

- Чем отличается второе предложение от третьего?

- Прочитайте четвертое предложение.

 - Подчеркните главные члены предложения.

- Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими?

- Как при чтении произносятся однородные члены предложения?

- Как на письме они разделяются?

- А соединяются?

- Какой вывод мы можем сделать?

  • Упр. 424 с. 159

- Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы.

- Сравните предложения. Чем они отличаются?

- В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?

  • Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными?
  • Как при чтении произносятся однородные члены предложения?
  • Как на письме они разделяются?
  • А соединяются?

- Какой вывод можно сделать?

Самостоятельная работа.

Ученики выдвигают гипотезы.

Работа со словарём.

- С интонацией перечисления.

- Запятой.

Союзом и, интонацией.

Самостоятельная работа.

Ученики выдвигают гипотезы.

Сказуемые

С интонацией перечисления.

Запятой

Интонацией, союзом и.

Регулятивные  УУД: 

планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД:

моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: 

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Слайды № 3,4

  • В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом.
  • В предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем
  • Такие подлежащие и сказуемые называются однородными
  • Однородные подлежащие и сказуемые соединяются при помощи интонации, союзом и  или только с помощью интонации перечисления

  1. Чтение определения в рамке на с.159

- Сравним свой вывод с учебником.

- Как на схемах обозначаются однородные подлежащие и сказуемые?

- В круге обозначение.

  1. Первичное закрепление.

А) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Б) Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Слайд № 9

Физкультминутка  для глаз. Слайды № 5,6, 7

  1. Работа в группах по карточке.
  • Прочитать предложение.
  • Подчеркнуть грамматическую основу.
  • Дать характеристику предложения.
  • Составить графическую схему предложения и изобразить ее с помощью ребят из своей группы.

  1. Проверка.   Слайд № 8

Выполни тест:

  1. Найди и отметь предложение с однородными членами:

  • Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
  • В мае зацветают в лесу душистые ландыши.
  • Букет состоял из красных тюльпанов.

2. В каком предложении есть однородные подлежащие:

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Труд украшает человека.

  • Пожелтели клёны, берёзы.

3. В каком предложении есть однородные сказуемые:

  • Дождик вымочит, солнце высушит.

  • Зимой солнце светит, но не греет.

  • Мороз заковал озёра, реки.

Выполнение физкультминутки.

Работа в группах.

Индивидуально.

Регулятивные  УУД: 

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД:

  • общеучебные

– умение структурировать знания,

 – выбор наиболее эффективных способов решения задач,

–  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

– рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные УУД:    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  1. Словарная работа

Цели:

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

Слайд № 10

- Сегодня мы запоминаем написание слова фамилия.

  1. Определим его значение.
  2. Запишем однокоренные слова.

- Придумайте предложения к схемам:

[      и      =].

[ _        ,         ].  

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд № 11

Слайд № 12

-  Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?

- Поведем итог нашего урока.  Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

-  О чем вы узнали? Вам было трудно?  - Давайте  посмотрим на слайд №  11 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке  задачами?»  В картах личного контроля  вы должны закрасить 2 верхних  кружочка.  Перед вами  сигнальная карта. (Объясняю схему) Кто закрасил оба кружка красным? Один красным? У кого есть синие кружочки? Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках. Остальные кружки закрасим также  на следующих уроках, так как будем продолжать  изучать тему «Однородные члены предложения».

– С каким настроением вы заканчиваете урок?       - Просигнальте, пожалуйста.

- Благодарю вас за работу на уроке.

- Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые.

- Умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения.

Дети поднимают карточку «настроение» в виде личика.

Коммуникативные УУД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:  рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

Дидактический материал

Карточка № 1

  1. Вставить пропущенные буквы.
  2. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать характеристику.

Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы.

Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что за в..сну нужно его благ..д..рить. По д..роге он и сне..  растапливает, д..ревья и травы в..дой поит.

А к веч..ру  ручеёк замолк, заледенел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось.

Карточка № 2

Задания:         1. Прочитать предложение.   Радовались звери и птицы. 

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

Карточка № 3

Задания:         1. Прочитать предложение.         Ручей побежал, зажурчал. 

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

  Карточка № 4

Задания:         1. Прочитать предложение.       А к вечеру ручеёк замолк, заледенел.

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

Карта личного контроля учащегося

  1. Знание признаков однородных членов

предложения                                                        

  1.  Умение находить однородные члены

      в тексте        

  1. Умение употреблять однородные члены

в своей речи.

  1.  Знание правил постановки знаков

препинания при однородных членах  

                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ» Автор: Степанова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 48 » г. Волгограда

Слайд 3

Какие члены предложения могут быть однородными? при одном сказуемом несколько подлежащих при одном подлежащем несколько сказуемых однородные члены предложения

Слайд 4

Однородные члены предложения: отвечают на один вопрос; произносятся с интонацией перечисления. __ = - однородные подлежащие - однородные сказуемые

Слайд 5

проверка работы 1 группа [ и ] . 2 группа 3 группа [ , ] . [ , ] .

Слайд 6

Выполни тест: 1. Найди и отметь предложение с однородными членами: Снег пропитался водой, отяжелел и осел. В мае зацветают в лесу душистые ландыши. Букет состоял из красных тюльпанов. 2. В каком предложении есть однородные подлежащие: Терпение и труд всё перетрут. Труд украшает человека. Пожелтели клёны, берёзы. 3. В каком предложении есть однородные сказуемые: Дождик вымочит, солнце высушит. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз заковал озёра, реки.

Слайд 7

придумайте предложения к схемам [ , ] . [ и ] .

Слайд 8

Карта личного контроля учащегося Знание признаков однородных членов предложения Умение находить однородные члены в тексте Умение употреблять однородные члены в своей речи. Знание правил постановки знаков препинания при однородных членах

Слайд 9

Благодарю всех за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...

Конспект урока по русскому языку «Однородные подлежащие и сказуемые» 3 класс

Место урока в системе уроков:Тип урока: открытие нового знанияВид урока: урок- исследованиеЦель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности  нахождению в предложен...

Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....

Конспект урока по русскому языку 3 класс Однородные подлежащие и сказуемые.

Тема урока: Однородные подле­жащие и сказуемые.Цель урока: познакомить с особенностями однородных членов предложения и постановкой запятой между ними.Задачи урока: - развивать умение правильно вы...

Конспект урока русского языка 4 класс "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок объяснения нового "Однородные подлежащие и сказуемые" по дате совпал с "Днем матери", поэтому на уроке использован материал о самом близком и дорогом нам человеке - маме....