Урок русского языка по теме: "Обозначаем мягость согласных звуков" 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Федорова Ирина Алексеевна

Урок для 1 класса УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное образовательное учреждение

«Дедовичская средняя

общеобразовательная школа №2»

                                       ДЕДОВИЧИ

                                     Апрель 2013г

Цель: совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твёрдости-мягкости согласных.

Планируемые результаты:

предметные:

  • обучающиеся научаться обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами  по   алгоритму

личностные:

  • обучающиеся будут учиться проявлять учебно-познавательный интерес к  

      новому учебному материалу;

  • учиться понимать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные – Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работата по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использование знако-символических средств для правил обозначения мягкости согласных звуков ;
  • умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составление алгоритма выхода из затруднения под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.1-2 мин
  1. Приветствие детей и гостей.
  2. Проверка готовности к уроку (Слайд 2)

- Что нам пригодиться для хорошей работы на уроке?(всё необходимое на парте, внимательность, старание, трудолюбие)

- Проверьте, готовы ли вы начать урок. Все ли учебные принадлежности у вас на парте. (по слайду)

- Глазки наши на уроке не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки не просто слушают, а всё слышат. Не допускайте, чтобы ваши язычки забегали вперёд мысли.

- Мы умные, мы дружные, мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, всё у нас получится! Тихонечко садитесь!

-   Как всегда с нами на уроке будут работать дошкольник Антон и наш иностранный друг Ник.

     2. Актуализация знаний. Минутка чистописания. 4-5 мин

1) Чистописание. (Слайд 3)

- Найдите среди данных слов слова с мягкими согласными

                 руки  мама лисята сестра  плакса  

- Молодцы! Среди выделенных вами слов найдите трёхсложное слово.

- Назовите в нём мягкие согласные.

- Запишите в тетрадь ряд из этих букв и продолжите его

лс  Лс сл Сл лс…

- Отметьте наиболее красивые соединения.

- Поменяйтесь тетрадями и с помощью простого карандаша полечите  

   буквы соседа, написанные неправильно.

  1. Актуализация знаний

- Сколько букв в русском алфавите?

- Зачем нужны буквы?

- Чем звук отличается от буквы?

- На вопрос «Как работают буквы?» Антон ответил так: «Одни обозначают согласные звуки, а другие – гласные. Вот и всё.» Прав ли Антон? Почему вы так думаете?

3. Мотивация. Прогнозирование темы и целей урока. 4-5 мин. (Слайд 4)

    - Наш иностранный друг Ник сказал слово [л'уд'и] и написал первую букву л. Ещё раз послушал себя и приписал букву у. Получится ли у мальчика слово, которое он задумал?

    - Правильно ли Ник услышал первый гласный звук?

    - А верно ли выбрал букву?

    - В чем же его ошибка?

    - Предположите, какова тема сегодняшнего урока. («Обозначаем мягкость согласных звуков») (Слайд 5)

    - Зачем нужно изучать эту тему?

    - Какие же цели перед собой поставим? (учиться слушать и распознавать звуки, выбирать правильную букву для их обозначения)

физминутка

4. Открытие нового знания. 7-8 мин.

     1) Работа в парах по карточкам. (Слайд 6)

    - Ребята, чтобы помочь нашему иностранному другу, давайте проведём исследование.

    - Перед вами карточки. Прочитайте слова, записанные транскрипцией

                                              [флаг'и] - [фл'аг'и]

         - Пользуясь рисунком, скажите, что такое фляги.

- Вы сейчас в парах посовещаетесь и ответите на вопросы:

1)Чем отличаются эти слова друг от друга по произношению?

2) Где пара слов записана верно?

Флаги – флаги

Флаги – фляги

Обсуждение полученных результатов исследования.

- Молодцы, ребята.

- Запишите в тетрадь эти слова правильно.

2)Составление алгоритма – плана выхода из затруднения. (Слайд 7)

- Давайте уточним, чего о работе букв не знал наш иностранный друг.

Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных. Одни указывают на твёрдость, другие – на мягкость согласного.

- Составим план действий, которым можно пользоваться для обозначения мягкости согласных звуков

1. Послушать согласный звук.

2. Определить твёрдый он или мягкий.

3. Слышим твёрдый согласный – после него на месте гласного напишем буквы а  о  у  э  ы. Слышим мягкий согласный – после него на месте гласного звука напишем буквы  я  ё  ю  е  и.

- Вот теперь запишите слово, которое не получилось у Ника.

- Какое задание дадим простому карандашу?

- Подчеркните буквы гласных, которыми показана мягкость согласных звуков.

      5. Первичное закрепление. 4-5 мин. 

         - Заполним таблицу с комментированием. (Слайд 8)

         - Какими буквами обозначим гласный звук? (Звук [а] после твёрдого  

         согласного обозначим буквой а, после мягкого – буквой я. …)

        

           Упр. 116, с. 73

          - В каких случаях данное правило не работает? Почему? (Слайд 9)

          - О чем напоминают нам данные записи? Расскажите об опасностях      

             письма Антону и Нику.

      6. Применение новых знаний. Самостоятельная работа с  

         самопроверкой по эталону.4-5 мин. (Слайд 10)

          Упр. 112, с 71.

      7. Рефлексия деятельности 2-3 мин. (Слайд 11, 12, 13)

          - Какое открытие мы сегодня сделали?

          - Для чего нам понадобилось это правило?

        - Как нам удалось открыть правило?

        - Оцените себя с помощью таблицы.

          - Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

План - конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.Цель: повторить и обобщить знания о словах с удвоенными согласными.Задачи:1) Систематизирование знаний о словах с удвоенными согласными.2) Расширение кр...

Конспект урока русского языка "Понятие об удвоенных буквах согласных" 3 класс

Урок русского языка.Класс: 3Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.Тема: Понятие об удвоенных буквах согласныхЦель:  – развитие умений...

Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного» (3 класс)

Тема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о происхождении и оттенках значения слов с удвоенной согласн...

Урок русского языка в ТДМ "Правописание удвоенных согласных", 3 класс.

Урок разработан в ТДМ. Учащиеся знакомятся со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса. Алгоритм выполнения разбора слова по составу помогает сознательному вос...