Конспект урока русского языка "Понятие об удвоенных буквах согласных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка.
Класс: 3
Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.
Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных
Цель:
– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_udvoen_sogl.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Класс: 3
Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.
Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных
Цель:
– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа. – Можно ли, идя назад, прийти вперёд или наоборот? Так случилось в стихотворении О. Григорьева (с. 56). Прочитайте это стихотворение. – Назовите слова с орфограммой-буквой согласного в корне. – Прочитайте на с. 55–56 слова, написание которых надо запомнить. – Поставьте к словам вопросы (куда? когда?), выпишите их в два столбика. – Составьте с любым словом предложение и запишите его. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. | – Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. 1. Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный... (класс) 2. Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. У меня, наверно... (грипп) 3. Вдоль дороги по бокам Липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут... (аллея) – Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? (сс пп лл) – О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? (Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. Работа по учебнику. Наблюдение. 1. Упр. 56. Выполняется устно по заданию. – Что такое удвоенная буква согласного? (Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.) 2. Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? (Дети высказывают предположения.) Упр. 57. – Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма. – Что можно сказать? (Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.) Сделайте вывод. (Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.) Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного. 3. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного? – Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Подобрать однокоренные слова.) – Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете? (Классный, одноклассники.) В какой части слова находится удвоенная буква сс? (В корне.) Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова. Результаты поиска записываются с комментированием. Образец записи: Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша. Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.) Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного. Прочитайте правило на с. 58. – Что нового из него вы узнали? (Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.) – Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного? (Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.) – Всегда ли можно так переносить слова? (Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.) – Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него? | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1. Диктант «Плюс – минус». Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – . Ванна, грамм, грипп, касса. Кросс, сумма, тонна, масса. На слайде (доске) учителем заранее сделана запись: + – – + – + + + Ученики сравнивают свою запись с записью на доске. 2. Самостоятельная работа. Упр. 59 – развивается умение находить в словах орфограмму-удвоенную букву согласного и обозначать её на письме. Взаимопроверка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы. (С + С = СС) – Проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему? – Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | Упр. 1 и 2, с. 68. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....
Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...
Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"
Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...
Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...
Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного» (3 класс)
Тема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о происхождении и оттенках значения слов с удвоенной согласн...