Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для повторения материала о написании слов с удвоенной буквой согласной, создание условий для формирования умения правильного употребления в речи слов «оба» и «обе».

Задачи урока

Дидактические:

  • повторить правило написания слов с удвоенной буквой согласной;
  • учить правильно употреблять слова «оба» и «обе»;
  • учить выделять чередования гласного звука с нулевым звуком.

Развивающие:

  • развивать устную речь и логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

Оборудование: учебник «Русский язык» (Чуракова Н. А.), 4 класс, 1 часть; рабочая тетрадь «Русский язык» (Байкова Т.А.), 4 класс, 1 часть; рабочая презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.
  • Вспомните правила посадки за партой, положение тетради, ручки.

3.Организует минутку чистописания.

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа (представлены на слайде).
  • Начнём мы с минутки чистописания. Запишите несколько слов «а[т]-тракцион; а[т]-тестат; а[с]-систент; а[к]-кумулятор; а[п]-пликация; а[п]-лодировать.» каллиграфически правильно с начала строки с большой буквы, обратите внимание на орфограмму в корне.
  • Ребята, а в чём особенность данных слов?

  • Вспомните, почему в этих словах употребляется удвоенная буква согласного.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

3.Проводят работу над словомами.

Записывают

- Они иноязычны, а также пишутся с удвоенной согласной в корне.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Словесный: повторение лексических сведений, проблемная ситуация

Практический: упражнение

1.Проверяет знания учеников по теме

  • Верно, молодцы. Вы уже начинали изучать эту тему, сегодня мы подробнее её разберём.
  • Взгляните на слайд.  Вам необходимо записать пары слов. Выделите в словах  корни.
  • Стрелками покажите, какое слово в каждой паре дало жизнь другому.
  • Укажите, какой гласный звук в корне слова  чередуется с нулевым звуком в каждой паре.

2. Работает с учебником, ставит проблемную ситуацию.

  • Сейчас с вами поработаем с учебником, открывайте упражнение №15.
  • Прочитайте пары слов. К разным ли склонениям относятся слова в парах?
  • Спишите пары слов столбиком.
  • В скобках после каждого существительного ставьте цифру склонения. Дополните столбик другими родственными существительными, такими, чтобы они относились к разным склонениям. Используйте для этого слова ель, площадь, нить.
  • Рядом с каждой парой слов напишите эти же слова в форме Д. п., ед. ч.
  • Выделите окончания.
  • Во всех словах, выделенных цветом, Миша написал одинаковые окончания в форме Д. п., ед. ч.

  • В каких случаях Миша ошибся? Почему?
  • Миша мог неправильно

написать все слова 1-го

склонения. И тогда это можно

объяснить тем, что он не знает

правил написания

существительных 1-го

склонения и ориентируется на

не очень ясный звук, близкий к

[и], который он слышит на конце этих слов. Но, скорее

всего, Миша знает, как пишутся

существительные 1-го

склонения в Д. п., но забыл, как

пишутся существительные 3-го

склонения.

  • Взгляните на слайд, нам что-то хочет рассказать одноклассник Миши – Петя.

-Ты, Миша, в обеих случаях ошибся.

-Петя, во-первых не в обеих, а в обоих. А во-вторых, он ошибся 3 раза, а не 2.

-Это ещё почему в обоих, а не в обеих?

  • Ребята, а вы как думаете, почему?

1. Учащиеся выделяют корень в

каждой паре слов  

и проводят стрелки от первого слова

ко второму  

в каждой паре

осёл/ – осл/ик; козёл/

– козл/ик;  

ковёр/ – ковр/ик.

– В каждой паре есть чередование

[о]/[-]

2. Учащиеся определяют

склонение существительных в

каждой паре слов, ставят все

слова в форму Д. п., ед. ч.:

Предполагаемые ответы детей.

-  заяц (II) – зайчишка (I); Д. п. зайцу – зайчишке; мышь (III) – мышка (I); Д. п. мыши – мышке; сын (II) – сынишка (I); Д. п. сыну – сынишке; скатерть (III) – скатёрка (I); Д. п. скатерти – скатёрке; шоколад (II) – шоколадка (I); Д. п. шоколаду – шоколадке; кровать (III) – кроватка (I); Д. п. кровати – кроватке; ель (III) – ёлка (I); Д. п. ели – ёлке; площадь (III) – площадка (I); Д. п. площади – площадке; нить (III) – нитка (I); Д. п. нити – нитке.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

учебник

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: работа с деформированным планом

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
  • Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Какие цели мы перед собой поставим?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

  • Давайте составим план нашего сегодняшнего урока. Взгляните на экран, вы видите план, но он перепутан. Помогите восстановить верную последовательность.

План

  1. Составим алгоритм правильного употребления слов «оба» и «обе».
  2. Повторим, как правильно писать слова с удвоенной буквой согласной.
  3. Выполним упражнения, с помощью которых научимся правильно употреблять слова «оба» и «обе».
  • Отлично, молодцы.

1.Формулируют тему урока.

- Употребление в речи слов «оба», «обе».

2.Формулируют цель урока.

- Повторить правило употребления слов с удвоенной буквой согласного, научиться правильно употреблять слова «оба», «обе».

3. Составляют план урока.

План

1. Повторим, как правильно писать слова с удвоенной буквой согласной.

2. Составим алгоритм правильного употребления слов «оба» и «обе».

3. Выполним упражнения, с помощью которых научимся правильно употреблять слова «оба» и «обе».

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: беседа, рассказ

Объясняет новый материал.

  • Предположите, в каких случаях употребляется слова «оба» и «обе».
  • Давайте изучим таблицу падежных склонений слов оба и обе.
  • На что нужно обратить внимание?

  • Верно, а на что именно? На склонение?

  • Хорошо, с  именами существительными какого рода используется слово «оба»?

  • А слово «обе»?
  • Ребята, так от чего зависит правильное употребление числительных «оба» и «обе».

  • Рассмотрите таблицу падежных склонений. Обратите внимание на формы В. п. – разные для одушевленных и неодушевленных существительных.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы детей.

- На существительное, стоящее рядом с этими словами.

- Нет, на род имени существительного

-Мужского и среднего

-Женского рода

- Правильное употребление

числительных оба и обе зависит

не от принадлежности

связанных с ними

существительных к

определенному склонению, а от

того, какого рода эти

существительные.

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

Презентация

Учебник

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Все встаём. Повторяйте движения.

Громко тикают часы (Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. 
(Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.) 
В школу нам пора идти,
(Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. 
(Наклоны головы вправо-влево.)
Мы учебники собрали, 
(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
Тик-так, тик-так. 
(Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
В школу дружно зашагали, 
(Ходьба на месте.)
Тик-так, тик-так. 
(Наклоны головы.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Работа в парах

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

  1. Организует работу в парах.

  • Сейчас мы с вами поработаем в парах.

  • Сейчас каждой паре я раздам карточки, вам необходимо закрыть учебники и написать, с какими существительными употребляются слова «оба» и «обе» и как они изменяются по падежам.
  • Итак, приступайте.
  • Давайте проверим, что у вас получилось.

  • Молодцы, с какими существительными  сочетаются слова оба, обе?

  1. Работают в парах.

- Слово «оба» сочетается с

существительными мужского и

среднего рода и имеет основу

обо, а слово «обе» – с

существительными женского

рода.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Словесный: объяснение

Практический: упражнения

  1. Организует самостоятельную работу.

  • Сейчас каждый поработает самостоятельно, посмотрите на упражнение 16 в учебнике.
  • Приступайте к выполнению.
  • Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь тетрадями с соседом и сравните с тем, что получилось.

- Обеими руками, обоих мальчиков, обеих девочек, оба окна, обе двери, обеих ленточек, обоим щенкам, обоим котятам, обеих канареек, обоих попугаев, обе чашки, оба стакана, обеих сестёр, обоих двоюродных братьев, оба тополя, обе берёзы.

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Организует блиц-опрос по теме.

  • Отличная работа, а теперь, чтоб ещё раз закрепить наши знания по теме, у нас будет небольшой блиц-опрос.
  • Обратите внимание на экран, выберите верный вариант написания.

Обеих аппаратах – обоих аппаратах,  в обеих аппетитных пирогах – в обоих аппетитных пирогах, подарок обоим ассистенткам – подарок обеим ассистенткам,  обеими аккумуляторами – обоими аккумуляторами, обоих атестатов – обеих аттестатов.

  • Объясните свой выбор.

- Обоих аппаратах, обоих аппетитных пирогах, обеим ассистенткам, обоими аккумуляторами, тут нет правильного варианта ответа.

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
2.Проводит работу по самооценке.

  • Подведём итог нашего урока.

  • Какая тема у нас сегодня была?

 

  • Какая цель сегодняшнего урока?

  •   Мы достигли цели?
  • Какие возникали трудности?

  • Ребята, вы сегодня отлично поработали. На экране вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то поднимите руку те, у кого человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то поднимите руку те, у кого  человечек на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Употребление в речи слов «оба» и «обе».

- Научиться правильно употреблять слова «оба» и «обе».

- Да

Предполагаемые ответы детей

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое погода?" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое погода?" по УМК "Перспективная школа". К данному уроку прилагается Презентация.  ...

Технологическая карта урока математики по теме "Группировка слагаемых. Скобки", 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта содержит цель и задачи урока математики в 1 классе по теме "Группировка слагаемых. Скобки", отвечающие требованиям современного урока в свете ФГОС. В карте определена структура у...

Технологическая карта урока математики «Квадратный метр и квадратный сантиметр» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: создание условий для формирования установки соотношения между квадратным метром и квадратным сантиметромЗадачи урокаДидактические:Научить устанавливать соотношение между квадратным м...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с лексическим значением слова;2. ...

Технологическая карта урока технологии «Работа с волокнистыми материалами (нитки)» (3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

Цель урока: создание условий по формированию умений изготавливать аппликацию из резаных нитей.Задачи урокаДидактические:1.     Расширить представление о волокнистых материалах и сп...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного» (3 класс)

Тема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о происхождении и оттенках значения слов с удвоенной согласн...