Урок русского языка в ТДМ "Правописание удвоенных согласных", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок разработан в ТДМ. Учащиеся знакомятся со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса. Алгоритм выполнения разбора слова по составу помогает сознательному воспроизведению удвоенной согласной на стыке. На примере словобразовательного анализа слов с основой на -Н и суффиксами -Н и -НИК учащиеся понимают почему в них пишется удвоенная буква Н.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Земцова Ольга Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 3»,
г. Братск
УМК Школа России
Класс 3
Предмет русский язык (по учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Тема урока: Правописание слов с удвоенными согласными.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Цель урока | Создать условия для успешного ознакомления учащимися со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; познакомить с алгоритмом выполнения разбора слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и суффиксами –Н и -НИК помочь понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н. |
Задачи урока | Образовательная : уточнение представлений обучающихся о словообразовании. Развивающая: развитие логического мышления, грамотной речи; умения сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля. Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах. |
Универсальные учебные действия(УУД), формируемые на учебном занятии | Личностные. Самостоятельное определение высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Регулятивные. Организация рабочего места; определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям; соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Познавательные. Обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; умение работать с алгоритмом; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные. Построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование терминологии в устной и письменной речи. Работа с информацией: анализирование текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей. Умение участвовать в совместной деятельности: Понимание цели совместной деятельности; умение обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата. Осуществление взаимоконтроля в совместной деятельности, умение оценивать свой вклад в общее дело; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
-Урок русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.
Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрывать секреты слов.
Урок открытия нового знания. Эталоны Что я не знаю? Сам найду способ.
1.1 Мотивация к учебной деятельности.
Минутка чистописания с с л л ж ж п п м м
-А где живут буквы близнецы? ( в словах с удвоенными согласными)
- Кто мне назовёт тему урока? (Правописание слов с удвоенным согласным)
Слайд Правописание слов с удвоенными согласными
Слайд.
Суббота, кассир, классная, касса, субботний, второклассник, кассовый(чек), класс.
Задание: Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?
Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
Слайд Проверка.
Суббота касса класс
Субботний кассовый классная
Субботник кассир второклассник
-Понаблюдайте, в какой части слова находится орфограмма.?
- Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной? ( Нет, надо запомнить)- А если не запомнили? (Обращаемся к словарю)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в
самостоятельной работе.
-Ребята, мы с вами изучали эту тему? (да)
- Где открытие нового? Почему мы начали урок с уже изученной темы? (урок открытия начинается с повторения)
-Как думаете, что я вам предложу сделать дальше?. (Пробное действие) _ Для чего выполняем пробное действие? (чтобы понять чего мы не знаем)
- Предлагаю вашему вниманию слова:
ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА
- Что их объединяет?
- Узнаёте ли вы их, как слова с удвоенной буквой согласного в корне, написание которых надо запомнить?
3. Выявление места и причины затруднения.
Слайд 1.
Кто считает, что орф. удв.согл в корне и её написание надо запомнить?
2. А может эти слова подчиняются другому правилу? Кто так думает?
- Кто-то может обосновать свой ответ? Что у нас возникло? (затруднение)
- А это значит, что мы на пороге открытия.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Уточните цель своей деятельности.
Слайд. Дети: (уточнить место орфограммы в слове; узнать какому правилу подчиняется)
- Предлагайте, что будем делать?
(Разберем слова по составу)
-Для чего это надо делать? (чтобы увидеть как в них образовалась буква удвоенного согласного)
-Для чего нам нужно видеть, как образовалась данная орфограмма?
(Чтобы правильно записывать слова).
Слайд План
- Вспомним алгоритм разбора слов по составу. (Дети рассказывают)
Слайд. Памятка на экране.
Ученики работают в паре.
Слайд . ПРОВЕРКА разбора слов.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед.)
Будет жить в нем старый гном.(Приседают)
4. Реализация проекта выхода из затруднения.
- Какую цель ставили перед собой в начале этого задания?( увидеть как в них образовались удвоенные согласные)
-Кто может объяснить, каким образом появилась орф. удв.согл.?
- Какие способы образования слов вы знаете? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный)
- Как это знание может помочь нам в открытии нового?
Ответы детей
Вывод: Слово образуется при помощи морфем (частей) Они стыкуются, как вагончики в поезде.
На стыке частей слова образуется удвоенная согласная, если одна морфема заканчивается согласной, а другая ею начинается.
- Давайте уточним тему нашего урока.
Слайд Правописание слов с удвоенными согласными на стыке частей слова.
- Чего нам не хватает, чтобы ответы были увереннее? (алгоритма, эталона, образца, правила)
Слайд. Работа в группах. Вспомним правила работы в группе.
- У вас карточки с шагами алгоритма. Что вы должны сделать? (расположить в правильном порядке)
Проверка результата работы групп (Ответственные подходят за алгоритмом . Группы проверяют правильность своей работы с алгоритмом).
Алгоритм определения места орфограммы удв.согл. в слове.
приставку(если есть), суффикс (если есть)
а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какая цель вами достигнута? (Мы построили алгоритм определения удвоенной согласной в слове.)
- Какую ещё вы ставили перед собой цель? (Научиться правильно записывать слова с удвоенной согласной, находящейся на стыке частей слова)
- Что надо сделать, чтобы и эта цель была достигнута? (Надо потренироваться.)
Слова: РАССКАЗ МАЛИННИК МАШИННЫЙ
Работаем у доски.
(Дети поясняют: удвоенная согласная на стыке приставки и корня .. Смотрят на алгоритм разбора.)
Вывод о нахождении места орфограммы дети за партами пишут на планшете
значками
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
СОННЫЙ ЛИМОННИК
- Включение в систему знаний и повторение.
Упр. 235 с. 122.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель вы ставили перед собой? (увидеть как в них образовалась буква удвоенного согласного, правильно писать слова с этой орфограммой).
- Каков результат вашей учебной деятельности?
Рефлексия: Покажите довольны ли вы собой? (Учащиеся показывают это с помощью большого пальца руки.)
Домашнее задание: Упр. 26 с. 122.
Предварительный просмотр:
План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. | План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. |
План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. | План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. |
План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. | План 1. Разобрать слово по составу. 2. Уточнить место орфограммы в основе слова. 3. Определить, как образовались удвоенные согласные. 4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой. |
Шаги алгоритма
приставку(если есть), суффикс (если есть)
слова: ,
а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. | Шаги алгоритма
приставку(если есть), суффикс (если есть)
слова: ,
а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. |
Шаги алгоритма
приставку(если есть), суффикс (если есть)
слова: ,
а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. | Шаги алгоритма
приставку(если есть), суффикс (если есть)
слова: ,
а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. |
Шаги алгоритма | Шаги алгоритма |
Прочитай слово. | Прочитай слово. |
Выполни разбор слова: выдели корень, приставку (если есть), суффикс (если есть) | Выполни разбор слова: выдели корень, приставку (если есть), суффикс (если есть) |
Сравни согласные буквы на стыке частей слова: , | Сравни согласные буквы на стыке частей слова: , |
Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного: а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. | Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного: а) в корне слова; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12.09.23
12.09.23
Правописание слов с удвоенными согласными
Суббота, кассир, классная, касса, субботний, второклассник, кассовый(чек), класс. 12.09.23
суббота касса класс субботний кассовый классная субботник кассир второклассник 12.09.23
ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА Запомнить? Применить правило? 12.09.23
ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА 12.09.23
12.09.23
12.09.23
ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА 12.09.23
Правописание слов с удвоенными согласными на стыке частей слова. 12.09.23
12.09.23
Шаги алгоритма 1.Прочитай слово. 2.Выполни разбор слова: выдели корень, приставку(если есть), суффикс (если есть). 3.Сравни согласные буквы на стыке частей слова: 4.Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного: а) в корне слова; сс б) на стыке приставки и корня; с с в) на стыке корня и суффикса. н н 12.09.23
РАССКАЗ МАЛИННИК МАШИННЫЙ 12.09.23
1 в. СОННЫЙ 2 в. ЛИМОННИК 12.09.23
1 в. СО НН ЫЙ 2 в. ЛИМО НН ИК 12.09.23
12.09.23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
урок по русскому языку по теме "Правописание удвоенной согласной"
Урок - игра во 2 классе. Закрепление изученного материала по пройденной теме "Правописание удвоенной согласной." В ходе урока - игры обучающиеся учатся работать в коллективе, группе , паре; отст...
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Конспект урока русского языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....
Урок русского языка на тему: "Правописание удвоенных согласных" в 3 классе УМК "Школа России"
Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл...
План – конспект урока русского языка Тема: «Слова с удвоенными согласными».
Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.- воспитывать творческое отношение учебному труду; умение выражать себя в познавательной деятельности;- формировать ценностное отно...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание ор...