Урок русского языка в ТДМ "Правописание удвоенных согласных", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Земцова Ольга Александровна

Урок разработан в ТДМ. Учащиеся знакомятся со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса. Алгоритм выполнения разбора слова по составу помогает сознательному воспроизведению удвоенной согласной на стыке. На примере словобразовательного анализа слов с основой на -Н и суффиксами -Н и -НИК учащиеся понимают почему в них пишется удвоенная буква Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Земцова Ольга Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 3»,

г. Братск

УМК    Школа России

Класс     3

Предмет        русский язык  (по учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г.)

Тема урока: Правописание слов с удвоенными согласными.

Тип урока:    Постановка и решение учебной задачи.

Цель урока

Создать условия для успешного ознакомления учащимися  со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса;  познакомить с алгоритмом выполнения  разбора слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на  и  суффиксами –Н и -НИК помочь понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.

Задачи урока

Образовательная : уточнение представлений обучающихся о словообразовании.

Развивающая: развитие логического мышления, грамотной речи; умения сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

Универсальные учебные действия(УУД), формируемые на учебном занятии

Личностные. Самостоятельное определение высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные. Организация  рабочего места; определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и  одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям; соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

Познавательные. Обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; умение работать с алгоритмом; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные. Построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование терминологии в устной и письменной речи.

Работа с информацией: анализирование текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей.

Умение участвовать в совместной деятельности:

Понимание цели совместной деятельности;  умение обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата. Осуществление взаимоконтроля в совместной деятельности, умение оценивать свой вклад в общее дело; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

-Урок русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.

 Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрывать секреты слов.

 Урок открытия нового знания. Эталоны Что я не знаю? Сам найду способ.

1.1 Мотивация к учебной деятельности.

Минутка чистописания с с   л л   ж ж   п п    м м  

-А где живут буквы близнецы? ( в словах с удвоенными согласными) 

- Кто мне назовёт тему урока?  (Правописание слов с удвоенным согласным)

Слайд Правописание слов с удвоенными согласными

Слайд.

Суббота, кассир, классная, касса, субботний, второклассник, кассовый(чек), класс.

Задание: Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.

Слайд  Проверка.

Суббота            касса                 класс

Субботний       кассовый         классная

Субботник       кассир              второклассник

-Понаблюдайте,  в какой части слова находится орфограмма.?

- Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной? ( Нет, надо запомнить)- А если не запомнили? (Обращаемся к словарю)

2.  Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в

самостоятельной работе.

-Ребята, мы с вами изучали эту тему? (да)

- Где открытие нового? Почему мы начали урок с уже изученной темы? (урок открытия начинается с повторения)

-Как думаете, что я вам предложу сделать дальше?. (Пробное действие) _ Для чего выполняем пробное действие? (чтобы понять чего мы не знаем)

- Предлагаю вашему вниманию слова:

 

ОСИННИК   ЛУННЫЙ   ПОДДЕРЖКА

- Что их объединяет?

- Узнаёте ли вы их, как слова с удвоенной буквой согласного в корне, написание которых надо запомнить?

3. Выявление места и причины затруднения.

Слайд 1.

Кто считает, что орф. удв.согл в корне и её написание надо запомнить?

 2. А может эти слова подчиняются другому правилу? Кто так думает?

- Кто-то может обосновать свой ответ? Что у нас возникло? (затруднение)

- А это значит, что мы на пороге открытия.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

-Уточните цель своей деятельности.

Слайд.  Дети: (уточнить место орфограммы в слове; узнать какому правилу подчиняется)

- Предлагайте, что будем делать?

(Разберем слова по составу)

-Для чего это надо делать? (чтобы увидеть как в них образовалась буква удвоенного согласного)

-Для чего нам нужно видеть, как образовалась данная орфограмма?

(Чтобы правильно записывать слова).

Слайд  План

- Вспомним алгоритм разбора слов по составу. (Дети рассказывают)

Слайд.  Памятка на экране.

Ученики  работают в паре.

Слайд . ПРОВЕРКА разбора слов.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. 
(Встают на носочки и тянутся руками вверх)
 Окна ставим, крышу кроем. 
(Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
 Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед.)
 Будет жить в нем старый гном.
(Приседают)

4. Реализация  проекта выхода из затруднения.

- Какую цель ставили перед собой в начале этого задания?( увидеть как в них образовались  удвоенные согласные)

-Кто может объяснить, каким образом появилась орф. удв.согл.?

- Какие способы образования слов вы знаете? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный)

- Как это знание может помочь нам в открытии нового?

Ответы детей

Вывод: Слово образуется при помощи морфем (частей) Они стыкуются, как вагончики в поезде.

На стыке частей слова образуется удвоенная согласная, если одна морфема заканчивается согласной, а другая ею начинается.

- Давайте уточним тему нашего урока.

Слайд Правописание слов с удвоенными согласными на стыке частей слова.

- Чего нам не хватает, чтобы ответы были увереннее? (алгоритма, эталона, образца, правила)

Слайд. Работа в группах.  Вспомним правила работы в группе.

- У вас карточки с шагами алгоритма. Что вы должны сделать? (расположить в правильном порядке)

Проверка результата работы групп (Ответственные подходят за алгоритмом . Группы проверяют правильность своей работы с алгоритмом).

 

Алгоритм определения места орфограммы удв.согл. в слове.

  1. Прочитай слово.
  2. Выполни разбор слова:  выдели корень,

приставку(если есть), суффикс (если есть)

  1. Сравни согласные буквы на стыке частей слова:                ,          
  2. Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного:

а) в корне слова;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

   5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какая цель вами достигнута? (Мы построили алгоритм определения удвоенной согласной в слове.)

- Какую ещё вы ставили перед собой цель? (Научиться правильно записывать слова с удвоенной согласной, находящейся на стыке частей слова)

- Что надо сделать, чтобы и эта цель была достигнута? (Надо потренироваться.)

Слова: РАССКАЗ    МАЛИННИК   МАШИННЫЙ  

Работаем у доски.

(Дети поясняют: удвоенная согласная на стыке приставки и корня .. Смотрят на алгоритм разбора.)

Вывод о нахождении места орфограммы дети за партами пишут на планшете

 значками

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

СОННЫЙ  ЛИМОННИК

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Упр. 235 с. 122.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы ставили перед собой? (увидеть как в них образовалась буква удвоенного согласного, правильно писать слова с этой орфограммой).

- Каков результат вашей учебной деятельности?

Рефлексия: Покажите довольны ли вы собой? (Учащиеся показывают это с помощью большого пальца руки.)

Домашнее задание: Упр. 26 с. 122.



Предварительный просмотр:

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

План

   1. Разобрать слово по составу.

   2. Уточнить место орфограммы в  

основе слова.

   3. Определить, как образовались

удвоенные  согласные.

   4. Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

Шаги алгоритма

  1. Прочитай слово .                                        
  2. Выполни разбор слова:  выдели корень,

приставку(если есть), суффикс (если есть)

  1. Сравни согласные буквы на стыке частей

     слова:                ,          

  1. Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного:https://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

а) в корне слова;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

Шаги алгоритма

  1. Прочитай слово.
  2. Выполни разбор слова:  выдели корень,

приставку(если есть), суффикс (если есть)

  1. Сравни согласные буквы на стыке частей

     слова:                ,          

  1. Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного:https://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

а) в корне слова;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

Шаги алгоритма

  1. Прочитай слово.
  2. Выполни разбор слова:  выдели корень,

приставку(если есть), суффикс (если есть)

  1. Сравни согласные буквы на стыке частей

     слова:                ,          https://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

  1. Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного:

а) в корне слова;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

Шаги алгоритма

  1. Прочитай слово.
  2. Выполни разбор слова:  выдели корень,

приставку(если есть), суффикс (если есть)

  1. Сравни согласные буквы на стыке частей

     слова:                ,          

  1. Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного:https://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

а) в корне слова;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

Шаги алгоритмаhttps://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

Шаги алгоритмаhttps://otvet.imgsmail.ru/download/74669870_7149f2b82fe92e35a24c07ef82c75d59_800.png

Прочитай слово.

    Прочитай слово.

Выполни разбор слова:  выдели корень, приставку (если есть), суффикс (если есть)

    Выполни разбор слова:  выдели корень, приставку (если есть), суффикс (если есть)

    Сравни согласные буквы на стыке частей слова:          ,          

    Сравни согласные буквы на стыке частей слова:           ,          

Сделай вывод, где встретилась буква  удвоенного согласного:

     а) в корне слова;

     б) на стыке приставки и корня;

     в) на стыке корня и суффикса.

    Сделай вывод, где встретилась буква   удвоенного согласного:

    а) в корне слова;

    б) на стыке приставки и корня;

    в) на стыке корня и суффикса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

12.09.23

Слайд 3

12.09.23

Слайд 4

Правописание слов с удвоенными согласными

Слайд 5

Суббота, кассир, классная, касса, субботний, второклассник, кассовый(чек), класс. 12.09.23

Слайд 6

суббота касса класс субботний кассовый классная субботник кассир второклассник 12.09.23

Слайд 7

ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА Запомнить? Применить правило? 12.09.23

Слайд 8

ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА 12.09.23 ?

Слайд 9

12.09.23

Слайд 10

12.09.23

Слайд 11

ОСИННИК ЛУННЫЙ ПОДДЕРЖКА 12.09.23

Слайд 12

Правописание слов с удвоенными согласными на стыке частей слова. 12.09.23

Слайд 13

12.09.23

Слайд 14

Шаги алгоритма 1.Прочитай слово. 2.Выполни разбор слова: выдели корень, приставку(если есть), суффикс (если есть). 3.Сравни согласные буквы на стыке частей слова: 4.Сделай вывод, где встретилась буква удвоенного согласного: а) в корне слова; сс б) на стыке приставки и корня; с с в) на стыке корня и суффикса. н н 12.09.23

Слайд 15

РАССКАЗ МАЛИННИК МАШИННЫЙ 12.09.23

Слайд 16

1 в. СОННЫЙ 2 в. ЛИМОННИК 12.09.23

Слайд 17

1 в. СО НН ЫЙ 2 в. ЛИМО НН ИК 12.09.23

Слайд 18

12.09.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

урок по русскому языку по теме "Правописание удвоенной согласной"

Урок - игра во 2 классе. Закрепление изученного материала по пройденной теме "Правописание удвоенной согласной." В ходе урока - игры обучающиеся учатся работать в коллективе, группе , паре; отст...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Урок русского языка на тему: "Правописание удвоенных согласных" в 3 классе УМК "Школа России"

Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл...

План – конспект урока русского языка Тема: «Слова с удвоенными согласными».

Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.-  воспитывать творческое отношение учебному труду; умение выражать себя в познавательной деятельности;- формировать ценностное отно...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание ор...