Обобщение знаний о глаголе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс. Может быть использован учителями, которые работают по разным  программам.  Оригинальная версия с презентацией (Борозна Н.П., учитель начальных классов) представлена во Всероссийском проекте "Школа цифрового века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1).

Урок обобщение по теме: «Глагол»

Цели урока:

  1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
  2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  5. Развивать умение работать в группах.

Задачи урока -  формирование УУД:

  1. Личностные УУД: формирование учебно - познавательного интереса к учебному материалу; способность к самооценке.

2.   Регулятивные УУД: самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3.   Познавательные УУД (информационные):

- обучение работе с разными видами информации: а) формирование умения поиска информации в учебных словарях; б) формирование умения читать дидактический материал;

- оценка получаемой информации.

4.  Познавательные УУД (знаково-символические):

- моделирование – умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

5.  Познавательные УУД (логические):

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

6.  Коммуникативные УУД:

- взаимодействие – учёт позиции собеседника.

   Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

  • личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
  • познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с текстом, словарями;
  • регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование:

С.И. Ожегов Толковый словарь.

В.И. Даль. Толковый словарь.

Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.

Карточки с заданиями:

 а) текст «Как лук без земли вырастить»;

 б) фразеологические сочетания.

 Карточки со словами:

 а) часто употребляемые глаголы;

 б) глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

  1. Приветствие.

(Презентация, слайд 2):

 Я рада видеть каждого из вас,

 И пусть зима прохладой в окна дышит,

 Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

 Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Что заметили?

      2)   Разыгрывается сценка.

 -Я расскажу вам случай из жизни.

-А как сказать правильно?

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. (Слайд 3)

Вот некоторые из них

 ПОБЕДИТЬ

 УБЕДИТЬ

 ДЕРЗИТЬ

 БОРОЗДИТЬ

 ПЫЛЕСОСИТЬ

 ШЕЛЕСТЕТЬ

 -Однако, ситуация не безвыходная.

 -Как можно сказать? (Одержать победу)

-Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки (Слайд 4).

Я (дерзить) учителю.

Глаголы-исключения.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

Глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч.

Я грубо разговариваю с учителем.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. Постановка цели урока. Формулировка темы урока. Прогнозирование.

- Определите тему нашего урока.

 

3) Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (Слайд 5).

-Как вы понимаете их смысл?

4) Прочитайте тему урока. (Слайд 6).

- Что такое семинар? Найдите в словаре Ожегова значение этого слова.

-Определите задачи урока.

- Вы дали ответ на вопрос: что бы вы хотели узнать о глаголе. Я включила эти вопросы в план семинара.

Глагол. Обобщение знаний о глаголе.

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Алексей Югов

Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Обобщение о глаголе.

Урок–семинар.

Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя. Из словаря С.И. Ожегова. (Слайд 7).

Обобщить знания, выполнять различные задания, узнать новое.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

  1. Усвоение новых знаний и способа деятельности.

5) Ознакомление с планом проведения семинара. (Слайд 8).

I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

1. Происхождение слова «глагол».

 2. Роль глагола в речи:

    а) глагол – необыкновенная часть речи;

    б) самые употребляемые глаголы;

    в) образование глаголов;

    г) многозначность глаголов;

    д) глаголы – синонимы.

  1. Практическая работа.

Тестирование.

  1. Итоги семинара.

II. Работа семинара. (Слайд 9).

1. Значение и происхождение слова «глагол».

 - Что означает слово «глагол»?

-Откуда произошло это слово? Какой словарь  поможет ответить на этот вопрос?

- У А.С. Пушкина: «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.

2. Роль глагола в речи. (Слайд 10).

 - Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?

- На каком месте по употреблению стоит глагол?

- Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

 МОЧЬ

 СКАЗАТЬ

 ГОВОРИТЬ

 ЗНАТЬ

 СТАТЬ

 ВИДЕТЬ

3. Образование глаголов. (Слайд 11).

 -Какие части слова участвуют в образовании слов?

-При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

План работы на партах.

Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние»

Словарь происхождения слов.

Глагол – греческого происхождения, означающее «речь»  Шанский Н.М.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность.

На втором, после имени существительного.

Приставки, суффиксы.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4. Работа в группах.

-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ.

Проверка.

- Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола.

Работа по карточке (лампа).

 -Списать, употребив нужные приставки.

Проверка.

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу?

4. Многозначность глаголов. (Слайд 12).

-Что такое многозначность?

Разыгрывание сценки.

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

 -В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение?

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы?

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

5. Глаголы-синонимы. (Слайд 13).

 -Что такое синонимы?

 

-Для чего они нужны?

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.

- Назовите глаголы-синонимы.

 -Что общего можем найти в этих синонимах?

-Найдите лишнее.

-Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.

-Каким членом предложения являются глаголы-синонимы в предложении? Подчеркните.

 -Какие орфограммы пропущены?

Проверка. (Слайд 14).

III. Практическая работа. (Слайд 15).

 Тестирование системой голосования.

- Дайте ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Проверка. (Слайд 16).

Работа в группах.

По словарю А.Тихонова – около 100 слов.

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.

Многозначность – это когда слово имеет несколько значений.

 За столом сказала мать:

 -Хватит языком болтать,

 А сынишка осторожно:

 - А болтать ногами можно?

Болтать языком – разговаривать.

Работа в группах по карточкам.

 Вставлять палки в колёса.

 Обвести вокруг пальца.

 Ловить ворон.

 Зарубить на носу.

Чтобы речь была яркой, образной.

Слова, близкие по значению, но разные по написанию.

Чтобы  речь была образнее, точнее, ярче.

 Зябн…т осинка

 Дрож…т на ветру

 Стын…т на солнышке

 Мёрзн…т в жару.

Настоящее время, 3 л., ед.ч.

Дрожит.

Запись текста.

Сказуемые.

Безударные личные окончания глаголов.

1. Что обозначает глагол?

 а) предмет.

 б) признак предмета.

 в) действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

 в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

 а) Главным членом.

 б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение – это…»

 а) изменение глагола по лицам

 б) изменение глагола по числам

 в) изменение глагола по временам

 г) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

 а) одно

 б) два

 в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

 а) к I спряжению;

 б) ко II спряжению.

Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17).

 -Мы рассмотрели все запланированные вопросы семинара.

 -Какое задание вызвало у вас интерес?

 - Затруднение?

 - Что нового узнали?

 - Дайте ответ, используя незаконченное предложение.

Спасибо за урок! (Слайд 18).

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Моя оценка атмосферы на уроке…

Для меня было недостаточно…

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о глаголе как части речи

Итоговый урок обобщения по глаголу для 2 класса....

Обобщение знаний о глаголе

3  класс. "школа 2100". урок русского языка. Тема урока: обобщение знаний о глаголе...

обобщение знаний о глаголе

урок русского языка по учебнику и рабочей тетради Т.Г,Рамзаевой...

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Урок по русскому языку, 3 класс, "Школа России"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...