"Глагол. Обобщение знаний о глаголе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе:
«Глагол. Обобщение знаний о глаголе.»
Учителя начальных классов
МБОУ лицей
станицы Каневской
Ашихминой Натальи Викторовны
Урок русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Обобщение знаний о глаголе».
Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.
Наглядность: опорные схемы, кроссворд, книжная выставка произведений А .С . Пушкина, слайды.
План урока.
- Чистописание.
Повторим соединение некоторых букв
Уш шк ки ин др нд ег ге ев ви ич ал са ге
Великий русский поэт- Александр Сергеевич Пушкин.
- Ребята,какие сказки Пушкина вы знаете?
Давайте сегодня на уроке мы вспомним некоторые из них.
- Словарная работа.
Чтение учителем отрывков с пропуском словарных слов. Один ученик записывает их на доске, остальные дети записывают в тетради.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)?
Перед ним его два сына.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой.
Пушки с пристани палят,
(кораблю) пристать велят.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на (берег) пустой,
Расплеснётся в скором беге -
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
33 (богатыря).
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)».
Вот съезжает в город он.
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы.
- Актуализация знаний.
К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?
- Составьте предложение из слов, записанных на доске.
( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)
С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).
- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?
(Учащиеся вспоминают правило).
- Подчеркните глаголы.
- Повторение изученного о глаголе.
а) ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».
« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
- Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям: ( текст на доске)
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала.
- Найдите глаголы. Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.
б) - Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года). В. И. Даль так объясняет это слово: « Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Произведём фонетический разбор слова время.
- Дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а временах глаголов.
в) инсценировка.
Учительница спросила Лентяйкина: « Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются – какое это время?». Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: «Утро!»
- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем)
- Давайте определим лицо и число глаголов, запишем их, выделим окончания (запись на доске и в тетради). Тому, кто забыл, поможет таблица ( обращаю внимание на таблицу спряжения).
- А в каком времени ещё употребляются глаголы и на какие вопросы отвечают?
г) слайд. « И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена:
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет ?
Бог неужто их покинет?
- Выпишите глаголы по временам в три столбика.(самостоятельная работа)
Проверка самостоятельной работы.
5.Физминутка.
6.Продолжение работы по теме:
а) - Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы. Запишите глаголы неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях. Прошу. Терплю. Соберу. Пойму. Бегу. Тру. Подниму. Ловлю. Берегу.
П | Р | О | С | И | Т | Ь |
Т | Е | Р | П | Е | Т | Ь |
С | О | Б | Р | А | Т | Ь |
П | О | Н | Я | Т | Ь | |
Б | Е | Ж | А | Т | Ь | |
Т | Е | Р | Е | Т | Ь | |
П | О | Д | Н | Я | Т | Ь |
Л | О | В | И | Т | Ь | |
Б | Е | Р | Е | Ч | Ь |
б) Слайд. Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки непростые
Все скорлупки золотые.
- В каждом орешке глагол – исключение. Давайте их отыщем и запишем. (Дети читают по одному отрывку)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Смотрит – видит: дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей
Он их кормит и поит
И ответ держать велит.
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть.
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
- Назовите ещё три глагола – исключения.( обидеть, зависеть, ненавидеть)
Назовите их все ещё раз стихотворением.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
- Итак, глаголы первого спряжения имеют в окончании гласную Е и окончания во множественном числе УТ, ЮТ. Глаголы второго спряжения имеют в окончании гласную И и окончания во множественном числе АТ , ЯТ.
в) - Ребята, вспомните, что приговаривал Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты , поп, за дешевизной). Какое правило о глаголе спряталось в этой строке?
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши!
7.Подведение итога урока.
- Что мы повторили сегодня о глаголе?
- Из каких сказок Пушкина были отрывки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний о глаголе как части речи
Итоговый урок обобщения по глаголу для 2 класса....
Обобщение знаний о глаголе
3 класс. "школа 2100". урок русского языка. Тема урока: обобщение знаний о глаголе...
обобщение знаний о глаголе
урок русского языка по учебнику и рабочей тетради Т.Г,Рамзаевой...
Обобщение знаний о глаголе как части речи.
Урок по русскому языку, 3 класс, "Школа России"...
конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...
Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...