Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема
Цели
Образовательные:
закрепить знания о глаголе; закрепить умения определять время, число глаголов, разбирать предложения по членам; закрепить навыки правописания глаголов, порядок разбора глаголов;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка.
- Регулятивные УУД: развивать умение различать глаголы по обобщенному значению и вопросу;
- Коммуникативные УУД: Развивать речь, коммуникативные навыки,
- Познавательные УУД: умение анализировать, делать выводы, сравнивать
Задачи:
Образовательные: познакомить с алгоритмом выполнения морфологического разбора глагола; обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».
Развивающие: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету;
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, схема морфологического разбора. Учебник «Русский язык». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ В.П Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. – (Школа России)
Планируемый результат
Предметные: Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании. Выполнять морфологический разбор глагола.
Метапредметные: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Развивать умения грамматического, синтаксического, орфографического анализа слов; развивать учебно-организационные навыки (уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку). Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формировать интерес к языку, предмету, через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Основные понятия
Тают, шагает,
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - Организационный момент. -Психологический настрой.
-Проверка домашнего задания
| Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
-Записать по памяти песню вешних вод | Организует начало урока, мотивация детей
| -Здравствуйте, ребята. - Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”!
Для того, чтобы нашему глаголу было приятно, давайте мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику на звук «Г»: «Лягушка, слоник, покусать язычок, наказать непослушный язычок, лопаточка, горка, горку построим и разрушим, ветерок с горки, катушка.
-Вам было задано на дом упражнение - Что необходимо было сделать в упражнении? - Все справились с домашним заданием? - Молодцы!
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. |
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. |
Организует формулирование темы урока с учащимися
Организует постановку цели урока с учащимися | - Сегодня мы с вами закрепим знания о глаголе, умения определять время, число глаголов, разбирать предложения по членам; закрепим навыки правописания глаголов, порядок разбора глаголов; будем развивать речь, коммуникативные навыки, умение анализировать, делать выводы, сравнивать;. воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка. - Откройте тетради, запишите дату (4 апреля) и слова «Классная работа»
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цели: -Обобщение и систематизация основных теоретических понятий -Выполнение упражнения №236 -Беседа
-Работа с текстом
-Работа с пословицами
-Морфологический разбор глаголов. (Самостоятельно)
-Физминутка (Игра на внимание) |
-Если дело не по зубам, не по лапам – головой работать надо!
-Ответы детей Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение
-Слитно -Раздельно -Между предлогом и словом можно поставить другое слово -Частица не с глаголами пишется раздельно
1) Ч(у,ю)чело только видом п(у,ю)гает. 2) Ч(у,ю)ет кошка. Чье мясо съела. 3) Наш(и,ы) плач(ю,у)т да и ваш(и,ы) скач(у,ю)т. 4) За больш(ы,и)м побежать – малое потерять.
-К нам весна (шагает) быстрыми шагами, И сугробы (тают) под её ногами… (И.Токмакова) -Глаголами
-Отвечает на вопрос «Что делает?», « Что делают?»
- Учащийся читает порядок разбора глагола
Самостоятельная работа: морфологический разбор глагола «тают». Ученик читает, остальные проверяют -Тают - гл. (что делает?). Н.ф. – тает. В наст.вр., в мн. ч. Сказ. Шагает - гл. (что делает?). Н.ф. –шагает. В наст.вр. в ед.ч. Сказ. Выполняют задание | Организует деятельность учащихся при работе с учебником. Организует работу над заданием.
Организует работу учащихся в, контролирует ход рассуждений учащихся
Проверка
Контролирует качество выполнения задания |
- Откройте учебник на стр. 129, упражнение № 236. - Прочитайте текст. Назовите его главную мысль. - Какой заголовок можно подобрать к тексту? - Спишите, раскройте скобки. (Только первые 2 абзаца) - Прочитайте предложения. Объясните написания слов с предлогами и с приставками. - Как пишутся приставки? - А предлоги? -Как различить приставку и предлог?
- Как пишется не с глаголами? - Молодцы! - Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц.
- Спишите, раскрывая скобки. -Посмотрите на слайд. Догадайтесь, какие слова пропущены в стихотворении И. Токмаковой ? -Прочитайте выразительно.
- Какой частью речи являются вставленные слова? -Почему? - Выполним морфологический разбор глагола «тают» и «шагает». Откройте страницу 146. Посмотрите на порядок разбора глагола ( Памятка 3). С чего начинается морфологический разбор? -Теперь самостоятельно выполните морфологический разбор глагола «тают»
- Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места. - Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте! Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.
|
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.
Объяснение написания слов с предлогами и с приставками.
Выполнение морфологического разбора глагола коллективно и самостоятельно |
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
IV. Контролирующее задание (9 мин) Цель: -Обобщение и систематизация основных теоретических понятий -Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир.
-Задание « Подбери глагол» | -Прошедшее время -Множественное число -Отвечают на вопрос что делают -Сказуемое -Неопределенная форма глагола -Ед.число, женский род -Будущее время | Контролирует качество выполнения задания | - Определите время глагола позвал. - Определите число глагола расцветают. -Как узнали? - Каким членом предложения чаще всего является глагол? - Определите форму глагола открывать. - Определите число и род глагола перекрыла. - Определите время глагола выскочит. - Молодцы! - Посмотрите на слайд. Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. Зарубить на носу, пускать пыль в глаза, обвести во круг пальца, повесить нос, сесть в калошу, раздуть из мухи слона, душа в пятки ушла, бить баклуши, ломать голову, хвастаться, загрустить, думать, запомнить, испугаться, бездельничать, преувеличить, обмануть, опозориться |
Работа со слайдами по заданию учителя с фразеологизмами | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: -Итоги урока
-Сообщение домашнего задания
| Выполняют самооценку работы, вносят исправления.
-Действие предмета -Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? -Ответы детей
-Прошедшее, настоящее и будущее -Частица не с глаголами пишется раздельно
Записывают домашнее задание.
Сдают тетради на проверку.
| Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Заканчивает урок высказыванием
Дает инструкцию по домашнему заданию. |
- Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
- Какие задания на уроке у вас вызвали затруднения? - Какие времена есть у глаголов?
- Как пишется частица не с глаголами? -Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, много умеет. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 129 № 236( последний абзац). Мы с вами сделали 2 абзаца, а вам необходимо сделать последний абзац. Как в классе: списать раскрывая скобки.
| Самостоятельно и при помощи учителя дать ответы на поставленные вопросы по пройденному материалу | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_3_klass_russkiy_yazyk.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 16. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема | |
Цели | Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения определять время, число глаголов, разбирать предложения по членам; закрепить навыки правописания глаголов, порядок разбора глаголов; Формировать УУД: - Личностные УУД: Воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка. - Регулятивные УУД: развивать умение различать глаголы по обобщенному значению и вопросу; - Коммуникативные УУД: Развивать речь, коммуникативные навыки, - Познавательные УУД: умение анализировать, делать выводы, сравнивать Задачи: Образовательные: познакомить с алгоритмом выполнения морфологического разбора глагола; обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол». Развивающие: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память; Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету; Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, схема морфологического разбора. Учебник «Русский язык». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ В.П Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. – (Школа России) |
Планируемый результат | Предметные: Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании. Выполнять морфологический разбор глагола. Метапредметные: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Развивать умения грамматического, синтаксического, орфографического анализа слов; развивать учебно-организационные навыки (уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку). Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формировать интерес к языку, предмету, через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха. |
Основные понятия | Тают, шагает, |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - Организационный момент. -Психологический настрой. -Проверка домашнего задания | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. -Записать по памяти песню вешних вод | Организует начало урока, мотивация детей | -Здравствуйте, ребята. - Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”! Для того, чтобы нашему глаголу было приятно, давайте мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику на звук «Г»: «Лягушка, слоник, покусать язычок, наказать непослушный язычок, лопаточка, горка, горку построим и разрушим, ветерок с горки, катушка. -Вам было задано на дом упражнение - Что необходимо было сделать в упражнении? - Все справились с домашним заданием? - Молодцы! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока с учащимися Организует постановку цели урока с учащимися | - Сегодня мы с вами закрепим знания о глаголе, умения определять время, число глаголов, разбирать предложения по членам; закрепим навыки правописания глаголов, порядок разбора глаголов; будем развивать речь, коммуникативные навыки, умение анализировать, делать выводы, сравнивать;. воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка. - Откройте тетради, запишите дату (4 апреля) и слова «Классная работа» | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | |
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цели: -Обобщение и систематизация основных теоретических понятий -Выполнение упражнения №236 -Беседа -Работа с текстом -Работа с пословицами -Морфологический разбор глаголов. (Самостоятельно) -Физминутка (Игра на внимание) | -Если дело не по зубам, не по лапам – головой работать надо! -Ответы детей Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение -Слитно -Раздельно -Между предлогом и словом можно поставить другое слово -Частица не с глаголами пишется раздельно 1) Ч(у,ю)чело только видом п(у,ю)гает. 2) Ч(у,ю)ет кошка. Чье мясо съела. 3) Наш(и,ы) плач(ю,у)т да и ваш(и,ы) скач(у,ю)т. 4) За больш(ы,и)м побежать – малое потерять. -К нам весна (шагает) быстрыми шагами, И сугробы (тают) под её ногами… (И.Токмакова) -Глаголами -Отвечает на вопрос «Что делает?», « Что делают?» - Учащийся читает порядок разбора глагола Самостоятельная работа: морфологический разбор глагола «тают». Ученик читает, остальные проверяют -Тают - гл. (что делает?). Н.ф. – тает. В наст.вр., в мн. ч. Сказ. Шагает - гл. (что делает?). Н.ф. –шагает. В наст.вр. в ед.ч. Сказ. Выполняют задание | Организует деятельность учащихся при работе с учебником. Организует работу над заданием. Организует работу учащихся в, контролирует ход рассуждений учащихся Проверка Контролирует качество выполнения задания | - Откройте учебник на стр. 129, упражнение № 236. - Прочитайте текст. Назовите его главную мысль. - Какой заголовок можно подобрать к тексту? - Спишите, раскройте скобки. (Только первые 2 абзаца) - Прочитайте предложения. Объясните написания слов с предлогами и с приставками. - Как пишутся приставки? - А предлоги? -Как различить приставку и предлог? - Как пишется не с глаголами? - Молодцы! - Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. - Спишите, раскрывая скобки. -Посмотрите на слайд. Догадайтесь, какие слова пропущены в стихотворении И. Токмаковой ? -Прочитайте выразительно. - Какой частью речи являются вставленные слова? -Почему? - Выполним морфологический разбор глагола «тают» и «шагает». Откройте страницу 146. Посмотрите на порядок разбора глагола ( Памятка 3). С чего начинается морфологический разбор? -Теперь самостоятельно выполните морфологический разбор глагола «тают» - Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места. - Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте! Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок. | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Объяснение написания слов с предлогами и с приставками.
Выполнение морфологического разбора глагола коллективно и самостоятельно | Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
IV. Контролирующее задание (9 мин) Цель: -Обобщение и систематизация основных теоретических понятий -Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир. -Задание « Подбери глагол» | -Прошедшее время -Множественное число -Отвечают на вопрос что делают -Сказуемое -Неопределенная форма глагола -Ед.число, женский род -Будущее время | Контролирует качество выполнения задания | - Определите время глагола позвал. - Определите число глагола расцветают. -Как узнали? - Каким членом предложения чаще всего является глагол? - Определите форму глагола открывать. - Определите число и род глагола перекрыла. - Определите время глагола выскочит. - Молодцы! - Посмотрите на слайд. Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. Зарубить на носу, пускать пыль в глаза, обвести во круг пальца, повесить нос, сесть в калошу, раздуть из мухи слона, душа в пятки ушла, бить баклуши, ломать голову, хвастаться, загрустить, думать, запомнить, испугаться, бездельничать, преувеличить, обмануть, опозориться |
Работа со слайдами по заданию учителя с фразеологизмами | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: -Итоги урока -Сообщение домашнего задания | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. -Действие предмета -Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? -Ответы детей -Прошедшее, настоящее и будущее -Частица не с глаголами пишется раздельно Записывают домашнее задание. Сдают тетради на проверку. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Заканчивает урок высказыванием Дает инструкцию по домашнему заданию. | - Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает? - Какие задания на уроке у вас вызвали затруднения? - Какие времена есть у глаголов? - Как пишется частица не с глаголами? -Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, много умеет. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 129 № 236( последний абзац). Мы с вами сделали 2 абзаца, а вам необходимо сделать последний абзац. Как в классе: списать раскрывая скобки. | Самостоятельно и при помощи учителя дать ответы на поставленные вопросы по пройденному материалу | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...
Технологическая карта урока Русского языка Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Русский язык...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
В ходе урока дети узнают о слабой и сильной позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...
Технологическая карта урок русского языка.Тема: обобщение знаний о составе слова
Технологическая карта урок русского языка...