Урок русского языка "Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета"
материал по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.о. Саранск Открытый урок русского языка в рамках семинара для молодых учителей школы
Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета
Подготовила и провела: учитель начальных классов Фокеева О.Н.
Саранск 2012 |
Тема урока: Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета
Тип урока: урок развития умений
Цели: - развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета,
ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по
смыслу слова-названия действий;
- дальнейшее овладение родным языком на базе освоения слов-
названий действий.
1. Организационный момент.
А) Слышите, звенит звонок!
Говорит, начнем урок!
- Разные народы приветствуют друг друга по-разному.
- Как здороваемся мы? - Знаете ли, вы как здороваются эскимосы? (Они слегка треплют друг друга за щеки.)
- Поприветствуйте друг друга как эскимосы.
- Покажите карточками, какое у вас настроение?
- Вы готовы начать работу?
Б) Называю слова: спины, руки, тетради, ручки.
- Вы меня поняли? (Нет)
Называю слова: выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели.
- А теперь вы меня поняли? (Да)
- А что же объединяет слова второй группы? (слова-действия)
- Как вы смогли убедиться, без слов-действий наша речь непонятна и бедна, а слова-действия (глаголы) делают её ясной и понятной.
2. Сообщение темы и целей урока.
Попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке
(Задавать вопрос что делает? к словам, обозначающим действия, и подбирать примеры)
Составим план урока:
1. Учиться задавать вопросы к словам
2. Находить в тексте слова-названия действий.
Вам сегодня предстоит сделать маленькие, но очень важные открытия. Желаю вам творческих удач. Но сначала минутка чистописания.
3. Минутка чистописания
- Начертание какой буквы мы сегодня вспоминаем? (С)
- Дайте характеристику букве С. (согл., парная, глух., обознач [С] , [С])
Работа над предложением.
Связала Соня синий свитер.
- Подчеркните опасные места. Составьте схему этого предложения.
- Какие слова обозначают название предметов.
- Поставьте к ним вопросы.
- На какой вопрос отвечает слово синий? Что оно обозначает? (признак)
- На какой вопрос отвечает первое слово предложения? Что обозначает?
4. Словарная работа.
1. Это слово называет неодушевлённый предмет, который относится к школьным принадлежностям. Оканчивается слово на всегда твёрдый шипящий звук. В его написании есть три буквы а. КАРАНДАШ
2.Это слово произошло от греческого тетро, что означает «сложенный вчетверо». Сшитые листы чистой бумаги в обложке. ТЕТРАДЬ
3. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса.
Металлический стержень в колоколе иои колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. ЯЗЫК
4. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует. ВОРОБЕЙ
-Что общего у этих слов? (безуд гл., слова-названия предметы)
- На какие группы можно разбить ? (по слогам; кто? что?)
- Какое слово лишнее? Почему? (Воробей- кто? одуш.)
(Язык - многозначное)
- Какие действия может выполнять воробей? (чирикать, прыгать, летать..)
- На какие вопросы отвечают все эти слова? (что делать?)
- Как можно узнать по тетради о владельце?
- Как надо оформлять все записи?
5. Блиц-опрос
- Слова состоят из … (звуков)
- Звуки на письме обозначаются … (буквами)
- Части слова – это … (приставка, корень, суффикс, окончание)
- Предложение состоит из …. (слов)
- Текст состоит из … (предложений)
- Первое слово предложения пишется … (с большой буквы)
- Предложение выражает … (законченную мысль)
- У текста есть …. (заглавие)
- По заглавию можно определить … (о чём будет говориться в тексте)
- К словам-названиям людей и животных ставим вопрос … (кто?)
- К словам-предметам, явлениям природы ставим вопрос … (что?)
- К слову писал поставьте вопрос…
6.Выборочное письмо по вариантам Д.М. с.35, упр.71
1 вариант выбирает после двоеточия слова-названия действий из 1 предложения, 2 вариант - из 2 предложения.
Я (что делал?) ….
Митька (что сделал?) …
- Сколько слов выписал 1 вариант? (3) Прочитайте.
- Сколько слов выписал 1 вариант? (2) Прочитайте.
- На какие вопросы отвечают оставшиеся слова?
Звуко-буквенный анализ слова ШАТЁР (один у доски) [ш а т о р]
(вопросы ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки)
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Сейчас мы вместе с ….. (имя) учились оценивать свою работу.
7. Физминутка
Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают.
Шагаем – стоим
Руки поднимаем – опускаем
Приседаем – тянемся вверх
Смеёмся – плачем
Кричим – молчим
Стоим – садимся
- Какая особенность в словах, используемых в разминке. (антонимы)
8. Игра «Перепутаница». Работа в парах
Слова записаны в два столбика. На какой вопрос отвечают слова первого, второго столбика. Подберите подходящие пары слов, соединив их стрелочкой.
К – 1 собака * хрюкает волк * блеет овца * лает свинья * кудахчет кузнечик * мяукает курица * гогочет кошка * стрекочет гусь * воет | К -2 ножницами * бреют бритвой * стригут удочкой *измеряют клещами * выдёргивают градусником * забивают молотком * чистят плугом * ловят щёткой * пашут |
Проверка
8. Итог урока
- Вспомните, какую основную задачу ставили на уроке?
Что мы делали на уроке? (Задавали вопросы к словам, называющим действия, и подбирали примеры)
- Были ли трудности? Справились вы с этой задачей? Молодцы!
БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ!
- Что у вас получилось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
9. Домашнее задание: Д.М. стр. 34, упр. 70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К – 1 собака * хрюкает волк * блеет овца * лает свинья * кудахчет кузнечик * мяукает курица * гогочет кошка * стрекочет гусь * воет | К -2 ножницами * бреют бритвой * стригут удочкой * измеряют клещами * ловят градусником * забивают молотком * чистят плугом * выдёргивают щёткой * пашут |
К – 1 собака * хрюкает волк * блеет овца * лает свинья * кудахчет кузнечик * мяукает курица * гогочет кошка * стрекочет гусь * воет | К -2 ножницами * бреют бритвой * стригут удочкой * измеряют клещами * выдёргивают градусником * забивают молотком * чистят плугом * ловят щёткой * пашут |
К – 1 собака * хрюкает волк * блеет овца * лает свинья * кудахчет кузнечик * мяукает курица * гогочет кошка * стрекочет гусь * воет | К -2 ножницами * бреют бритвой * стригут удочкой * измеряют клещами * выдёргивают градусником * забивают молотком * чистят плугом * ловят щёткой * пашут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
"«Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»
Конспект урока русского языка . Тема : «Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»...
Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...
Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов
Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов. отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...
Презентация "Развитие умения ставить вопросы к словам,обозначающим действие предмета."
В презентации дети учатся находить слова, обозначающие действие предмета,ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий....
Русский язык. 2 класс. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)".
Русский язык. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)". Урок выполнен для работы с устройством MIMIO....
Урок по теме "Развитие умения ставить вопрос к слова, обозначающим действие предмета".
Урок по программе "2100", 2 класс....