"«Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка . Тема : «Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 144 Калининского района

Конспект урока русского языка.

Тема:

«Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»

2 класс.

ОС «Школа 2100»

Составитель:

Никитина Наталья Владимировна

 учитель начальных классов

2012-2013 уч. год.

Тема: «Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»

Цель:

   развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета, ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий;

  –  дальнейшее овладение родным языком на базе освоения слов-названий действий.

Задачи:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

I . Орг. Момент.

II.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня наш урок, как сказка, начнется с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны и маленький кораблик. В этом вам поможет прекрасная музыка ( звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)

- В сказки какого писателя мы сегодня отправимся?

- Ответьте на вопросы, разгадайте мой кроссворд:

1. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь перед собой

Видит ….. он большой…. (город)

2. Пушки с пристани палят,

….пристать велят…. (корабль)

3. Царь Додон к шатру спешит….

Что за странная ….

Перед ним его два сына.    (картина)

4. Море вздуется бурливо.

Закипит , подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

 Расплеснется в скором беге-

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три …..           (богатырь)

5. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет.

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далек:

Восвояси на ….»    (восток)

6. Вот въезжает в город он….

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей…

Петушок вспорхнул со спицы.     (столицы)

г

о

р

о

д

к

о

р

а

б

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

б

о

г

а

т

ы

р

ь

в

о

с

т

о

к

с

т

о

л

и

ц

а

- Запишите словарные слова в тетрадь.

-Какое главное слово вы разгадали?

-Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Запишите отрывок стихотворения:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

- С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет)

-Что обозначают эти слова? (действия предмета)  на какие вопросы отвечают? (что делает?)

– Подчеркните слова-названия действий, которые отвечают на вопрос что делает?

– Попробуйте определить, чем будем заниматься на уроке, главную задачу урока. (Задавать вопрос что делает? к словам, обозначающим действия (глаголам)

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Учиться задавать вопросы к словам.
  2. Находить в тексте слова-названия действия.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. Развитие умений – применение знания.

  1. Работа в учебнике.

Упр. 83 – развивается умение задавать вопросы кто? и что делает? к словам, сочетать их по смыслу и составлять предложения.

– Прочитайте слова в 1-м столбике. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

– Прочитайте слова 2-го столбика. На какой вопрос они отвечают?

Что обозначают?

– Подберите к словам-названиям предметов слова-названия действий.

– Поставьте устно вопрос к словам, обозначающим действия.

– Что у вас получилось? (Предложения.) Докажите.

– Запишите два самых интересных для вас предложения.

– Добавьте в них слово-название признака. Каким стало предложение? (Более интересным, выразительным, точным.)

2 . Послушайте  стихотворение:

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Читает учитель. Учащиеся находят слова-названия действий на слух.

– На какой вопрос отвечают эти слова? (Что сделал?)

– А какие ещё могут быть вопросы к словам-названиям действий? (Что сделает?)

Сделаем вывод:

– На какие вопросы могут отвечать слова, называющие действия? Сформулируйте полный ответ. (Слова, называющие действия, могут

отвечать на вопрос что делает? что сделал? что сделает?)

– Сравните свой вывод с авторским, который дан в учебнике.

Чтение детьми текста в рамке.

– Все ли вопросы мы назвали? Вопрос будет зависеть от того, кто или что производит действие.

Запишите слова-названия действий в 3 столбика ( что сделала? Что делает? Что сделает?)

Физкультминутка. ( дети приседают , когда слышат глагол)

- Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет,

И орешки все грызет,

А орешки не простые….

- К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон….

-Он их кормит и поит

И ответ держать велит…

  1. Упр. 84 – развивается умение подбирать нужные по смыслу слова-названия действий. Запись с комментированием.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

  1. – Что тебе нужно было сделать?
  2. – Удалось тебе правильно выписать слова?
  3. – Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  4. – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?


V. Итог урока.

– Вспомните, какую основную задачу ставили на уроке? Что мы сегодня

делали на уроке? (Задавали вопросы к словам, называющим действия,

 и подбирали примеры.)

– Были ли трудности? Справились вы с этой задачей? Молодцы!  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Презентация "Развитие умения ставить вопросы к словам,обозначающим действие предмета."

В презентации дети учатся находить слова, обозначающие действие предмета,ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий....

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.

Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...