Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Аникина Татьяна Ивановна

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-

ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;

научить писать её и соединять с другими  буквами  по алгоритму; развивать у учащихся фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 (обучение грамоте и письму).

   Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

Цели урока: познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-

ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;

научить писать её и соединять с другими  буквами  по алгоритму; развивать у учащихся фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока.

  1. Психологический настрой на урок.
  2. Работа над новым материалом.
  1. Звуковой анализ слов «грач», «час» на основе их звуковой модели, чтение моделей с акцентированным выделением звука ч’.
  2. Конструирование из элементов-шаблонов большой и малой букв «Ч», «ч».

Буква «чэ» обозначает один согласный глухой мягкий звук ч’.

  1. Фонетическая зарядка. – Как чикают ножницы? (Чик-чик).
  2. Игра «На что похожа буква?».

        Буква Ч сказала: «Есть!»

        Отдала кому-то честь.

               Да, вы правильно решили:

               Ч похожа на четыре.

               Только с цифрами, друзья,

                Буквы путать нам нельзя.

                       Первой букве в слове чтение –

                       Букве Ч моё почтение.

  1. Чтение учителем рассказа «Кто  живёт в часах».

Запомните слова со звуком ч’, которые встретятся в рассказе.

Кто живёт в часах

    Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на  кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.

    Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

    Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю.  Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет.

    Кто же тогда там тикает?

    Чудеса!

6.  Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся.

Зрительное восприятие четырех форм буквы ч: малой и большой печатной, строчной и заглавной письменной.

7.   Конструирование строчной буквы «ч».

В индивидуальных конвертах элементы- шаблоны  письменных букв «ч» - 13, 3 (12, 2). Проверка с помощью ключа.

8.   Полное и краткое объяснение написания строчной буквы  «ч».

     Начинаем ниже верхней линейки. Снизу вверх, до верхней линейки прописываем плавную чёрточку, отклоняясь вправо, продолжаем  её вправо, выгибая вниз, и завершаем на верхней линейке. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись её.

Снизу вверх, отклоняясь вправо – и –

Вправо, выгибая вниз                    -  и –

Вниз                                                    - раз –

Вправо                                                - и –

9.    Выполнение графического задания страница 24, 1 строка.

10.  Работа над соединениями.

еч, яч, уч, оч (среднеплавное соединение)

11.  Сравнение звуковой и буквенной форм слов «чай», «чулки» на основе двухуровневой модели.

12.  Запись слов с комментированием.

«час», «чулки», «чайка».

ЧА – ПИШИ С   А.

ЧУ – ПИШИ С   У.

13.   Работа над чистоговорками.

ЧА – ЧА - ЧА – горит в комнате свеча.

ЧУ – ЧУ – ЧУ – молоточком я стучу.

ОЧ – ОЧ – ОЧ – наступила ночь.

14.   Чтение слогов  по заданным схемам

(страница 95).

15.   Запись предложения по образцу.

Я учу уроки.

Сколько слов в предложение? С какой буквы записано первое слово? Что стоит в конце предложения?

16.   Работа над скороговорками.

В роще щебечут стрижи и чижи.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

17.   Чтение пар слогов и слов в столбике 

(страница 96).

   В розовом прямоугольнике обратить внимание на различие в звучании и значении слов в парах (каким звуком различаются);

   В голубом прямоугольнике обратить внимание на добавление звука во второе слово пары.

18.    Работа над объяснением  смысла пословицы (страница 96).

- Какие пословицы о трудолюбие вы знаете?

От скуки бери дело в руки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпенье и труд всё перетрут.

Всякое дело мастера боится.

19.  Логическое задание.

Подчеркните буквы, в которых есть общий элемент. Выделите его в окружность.

III. Подведение итога урока.

- Что нового узнали на уроке?

Дайте характеристику звуку ч’.

- Какими буквами может быть обозначен этот звук на письме?

Resource id #1314

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Обучение грамоте 1 класс. Тема урока: "Звук [ ц], буква Ц,ц"

Урок обучения грамоте в 1 классе                                              ...

Интегрированный урок обучения грамоте и письма. Тема: Л.Н. Толстой «Белка и волк», 1 класс

Интегрированный урок обучения грамоте и письма. Тема: Л.Н. Толстой «Белка и волк», 1 класс...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ Тема «Буква Ж. Звук [ж]» (Школа России)

Дети научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; проверять написанное; научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...