программа с тематическим планированием для 2 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
(для четырёхлетней начальной школы)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели
обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно - языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
-приобретение и систематизация знаний о языке;
-овладение орфографией и пунктуацией;
-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
-развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач
используется УМК «Школа 2100» по русскому языку: учебник «Русский язык» 2 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого - звуковой и звуко - буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что - то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся
отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той
же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко - буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с
детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
Результаты изучения предмета:
2 - й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать
однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать
других и самому быть понятым.
II.Содержание учебного предмета «Русский язык»
2-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение).
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение.
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст.
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение).
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
4) ь и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение.
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
III. Тематическое планирование уроков
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ча-сов | ТСО, ИКТ, наглядность | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
По ка-лен-да-рю | Факт | |||||
I четверть | ||||||
1 | 3.09 | Знакомство с учебником «Русский язык». Слово. | 1 | Карточки с условными обозначениями, со словами (схема «Предложение») | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). Знакомиться с новым учебником (обложка условные знаки, оглавление и т.д.). | |
Слово | ||||||
2 | 5.09 | Что мы знаем о слове? | 1 | Карточка со словарным словом, предметные картинки | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить «опасные места» в словах. Списывать без ошибок текст. | |
3 | 6.09 | Что мы знаем о слове? | 1 | Таблица «Однокоренные слова. Форма слова», «Состав слова», карточка со словарным словом, предметные картинки, схема «Предложение» | ||
4 | 7.09 | Как устроен наш язык? | 1 | Схема «Текст», «Звуки», предметные картинки | ||
5 | 8.09 | «Опасные места» в словах русского языка. | 1 | Таблица «Правила корня», | ||
6 | 10.09 | Обобщение по разделу «Слово». Проверочное списывание. | 1 | Таблица «Правила корня», ребусы, тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.1, I и II варианты) | ||
Предложение | ||||||
7 | 12.09 | Признаки предложения. | 1 | Таблица «Виды предложений», карточки со словарными словами, рис.Незнайки | Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | |
8 | 13.09 | Составление предложений по схемам. | 1 | Схемы предложений | ||
9 | 14.09 | Признаки предложения. | 1 | Карточки со знаками (. ! ? …), таблица «Виды предложений» | ||
10 | 15.09 | Оформление предложений на письме. | 1 | |||
11 | 17.09 | Списывание предложений и соотношение их со схемами. | 1 | Карточки со словарными словами, предметные картинки | ||
12 | 19.09 | Конструирование предложений. | 1 | Карточки со знаками (. ! ? …), словами, таблица «Виды предложений» «Перенос слов», схема «Предложение» | ||
13 | 20.09 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||
14 | 21.09 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||
15 | 22.09 | Обобщение. Что мы знаем о предложении? | 1 | |||
16 | 24.09 | Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.2 - 3, I и II варианты) | Устанавливать границы предложений в тексте, составлять предложения, оформлять предложения на письме, списывать с печатного текста | |
17 | 26.09 | Работа над ошибками. Предложение. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.2 - 3, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Текст | ||||||
18 | 27.09 | Признаки текста. | 1 | Схема «Текст», таблица «Правила корня», «Состав слова»; карточка со словарными словами, предложениями | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев (П). Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | |
19 | 28.09 | Роль заглавия в тексте. | 1 | Карточки со словарными словами, предметные картинки | ||
20 | 29.09 | Связь заглавия с главной мыслью текста. | 1 | Предметные картинки | ||
21 | 1.10 | Основные признаки текста. | 1 | схема «Текст» | ||
22 | 3.10 | Озаглавливание текстов. | 1 | Карточки со словарными словами, предметные картинки | ||
23 | 4.10 | Озаглавливание текстов. | 1 | |||
24 | 5.10 | Конструирование текстов. | 1 | Предметные картинки | ||
25 | 6.10 | Конструирование текстов. | 1 | Карточки со словарными словами, ребусы | ||
26 | 8.10 | Конструирование текстов, предложений. | 1 | Рис.Буратино, карточки со словарными словами, таблица - схема «Предложение. Текст» | ||
27 | 10.10 | Обобщение. Признаки текста, его отличие от набора предложений. | 1 | Таблица «Правила корня», таблица - схема «Предложение. Текст» | ||
28 | 12.10 | Проверочная работа по теме «Текст». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.4 - 5, I и II варианты) | Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Конструировать тексты из рассыпанных абзацев, предложений. Списывать с печатного образца. | |
29 | 13.10 | Работа над ошибками. Текст. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.4 - 5, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | ||||||
30 | 15.10 | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? | 1 | Предметные картинки, таблица «Имя существительное» | Вести диалог с автором при чтении текста (П). Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы (П). Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | |
31 | 17.10 | Одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1 | Предметные картинки, таблица «Имя существительное», «Части речи», карточки со словарными словами | ||
32 | 18.10 | Объединение слов в тематические группы. | 1 | Плакат с группами слов | ||
33 | 19.10 | Конструирование сочетаний слов и предложений. | 1 | Рис.Незнайки, предметные картинки (овощи), | ||
34 | 20.10 | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? | 1 | Схема «Слова - названия», предметные картинки | ||
35 | 22.10 | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? | 1 | |||
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | ||||||
36 | 24.10 | Наблюдение над словами – признаками. | 1 | Таблица «Части речи», «Имя прилагательное», предметные картинки | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие? Ставить вопрос от слова к слову (кто?..какой?) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | |
37 | 25.10 | Как связаны между собой слова – предметы и слова – признаки. | 1 | Таблица «Части речи» | ||
38 | 27.10 | Подбор к словам – предметам слов – признаков. | 1 | Таблица «Части речи», карточка со словарным словом, предметные картинки | ||
39 | 29.10 | Связь слов – предметов и слов – признаков. | 1 | Таблица «Части речи» | ||
40 | 31.10 | Связь слов – предметов и слов – признаков. | 1 | Таблица «Части речи» | ||
II четверть | ||||||
41 | 7.11 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 | Карточки со словарными словами, предметные картинки, таблица «Части речи» | ||
42 | 8.11 | Упражнения в подборе слов – признаков. | 1 | Таблица «Части речи», карточки со словами | ||
43 | 9.11 | Упражнения в подборе слов – признаков. | 1 | |||
44 | 10.11 | Обобщение. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | |||
45 | 12.11 | Проверочная работа «Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?» | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.6 - 7, I и II варианты) | Подбирать слова, находить в предложении слова отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? Задавать вопросы к словам. Показывать графически связь между словами. | |
46 | 14.11 | Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.6 - 7, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | ||||||
47 | 15.11 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | Таблица «Части речи», «Глагол», предметные картинки | Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? что сделал? Ставить вопрос от слова к слову (кто?..что делает?) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | |
48 | 16.11 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | Карточки со словарными словами, предметные картинки, таблица «Части речи» | ||
49 | 17.11 | Нахождение пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 1 | Карточки со словарными словами, таблица «Части речи», «Члены предложения» | ||
50 | 19.11 | Грамматическая основа предложения. | 1 | Карточки со словарными словами, таблица «Части речи», «Члены предложения» | ||
51 | 21.11 | Грамматическая основа предложения. | 1 | Таблица «Части речи», «Члены предложения» | ||
52 | 22.11 | Грамматическая основа предложения. | 1 | Таблица «Части речи», «Члены предложения» | ||
Связь слов в предложении | ||||||
53 | 23.11 | Связь слов в предложении. | 1 | Карточки со словами | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Ставить вопрос от слова к слову (кто?..какой? кто?..что делает?)) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | |
54 | 24.11 | Связь слов в предложении. | 1 | Плакат с группами слов | ||
55 | 26.11 | Установление действующего лица или предмета в предложении. | 1 | Таблица «Члены предложения» | ||
56 | 28.11 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 1 | Таблица «Члены предложения» | ||
57 | 29.11 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 1 | Таблица «Члены предложения» | ||
58 | 30.11 | Проверочная работа «Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделал?». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.8 - 9, I и II варианты) | Составлять и записывать предложения по схемам. Ставить вопросы от слова к слову в предложении. Подбирать и записывать глаголы к существительному. | |
59 | 1.12 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.8 - 9, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Слова, к которым нельзя задавать вопрос | ||||||
60 | 3.12 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. | 1 | Таблица «Междометия» | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | |
61 | 5.12 | Сравнение слов – предметов, слов – признаков и действий. | 1 | Таблица «Междометия» | ||
62 | 6.12 | Правописание предлогов. | 1 | Таблица «Правописание предлогов», карточка со словарным словом | ||
63 | 7.12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Таблица «Правописание предлогов» | ||
64 | 8.12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Таблица «Правописание предлогов», карточки со словарными словами | ||
65 | 10.12 | Роль предлогов в предложении. | 1 | Таблица «Правописание предлогов» | ||
66 | 12.12 | Проверочная работа «Слова, к которым нельзя задать вопрос». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.10 - 11, I и II варианты) | Отличать предлоги от других слов. Писать предлоги раздельно. Употреблять слова в тексте с нужными предлогами. | |
67 | 13.12 | Работа над ошибками. Слова, к которым нельзя задать вопрос | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.10 - 11, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Части слова. Корень | ||||||
68 | 14.12 | Однокоренные слова. Определение корня слова. | 1 | Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова»; изображение дерева, карточки со словами | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). | |
69 | 15.12 | Определение корня слов. | 1 | Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова»; карточки с заданиями (разного уровня сложности) | ||
70 | 17.12 | Распознавание однокоренных слов. | 1 | Карточки с заданиями «Распознавание однокоренных слов» | ||
Суффикс | ||||||
71 | 19.12 | Роль суффикса в слове. Определение суффикса. | 1 | Таблица «Суффиксы», «Состав слова»; изображение дерева, карточки со словами | Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в словах. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П). Списывать без ошибок текст. | |
72 | 20.12 | Суффиксы. | 1 | Таблица «Суффиксы», «Состав слова» | ||
73 | 21.12 | Суффиксы. | 1 | |||
74 | 22.12 | Разбор слова по составу. Проверочное списывание. | 1 | Таблица «Суффиксы», «Состав слова»; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.12 - 13, I и II варианты) | ||
Приставка | ||||||
75 | 24.11 | Роль приставки в слове. Определение приставки. | 1 | Таблица «Состав слова», плакат с приставками, изображение дерева, карточки со словами | ||
76 | 26.12 | Образование слов с помощью приставок. | 1 | Рис.Буратино, таблица «Состав слова» | ||
77 | 27.12 | Значение приставок. Слитное написание приставок. | 1 | Таблица «Состав слова» | ||
78 | 28.12 | Приставки и предлоги. | 1 | Таблица «Состав слова», «Правописание предлогов» | ||
III четверть | ||||||
79 | 1401 | Разграничение приставок и предлогов. | 1 | Таблица «Состав слова», «Правописание предлогов» | ||
80 | 16.01 | Проверочная работа «Части слова». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.14 - 15, I и II варианты) | Подбирать однокоренные слова. Разбирать слова по составу. Писать предлоги раздельно. | |
81 | 17.01 | Работа над ошибками. Части слова. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.14 - 15, I и II варианты) | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
Алфавит. Написание большой буквы в словах | ||||||
82 | 18.01 | Буквы русского алфавита. | 1 | Алфавит, образцы букв | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в имёнах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). | |
83 | 19.01 | Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей. | 1 | Алфавит | ||
84 | 21.01 | Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей. | 1 | Алфавит, рис. человечков | ||
85 | 23.01 | Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей. | 1 | Алфавит | ||
86 | 24.01 | Большая буква в именах сказочных героев. | 1 | Карточки со словами, рис.сказочных героев | ||
87 | 25.01 | Большая буква в географических названиях. | 1 | Физическая карта России и карта РБ, фотографии с изображением городов золотого кольца России и достопримечательности этих городов | ||
88 | 26.01 | Большая буква в географических названиях. | 1 | |||
89 | 28.01 | Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы. | 1 | Набор букв, предметные картинки | ||
90 | 30.01 | Правописание имён собственных. | 1 | Карточки со словами | ||
91 | 31.01 | Правописание имён собственных. | 1 | |||
92 | 1.02 | Развитие речи. Сочинение по рисунку. | 1 | Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. | ||
93 | 2.02 | Проверочный диктант «Петя и щенок». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.16 - 17, I и II варианты) | ||
94 | 4.02 | Работа над ошибками. Правописание имён собственных. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу | ||||||
95 | 6.02 | Правописание буквосочетаний жи – ши. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши» | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П). Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [ж], [ш], [ч,], [щ,]. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант (П). | |
96 | 7.02 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши» | ||
97 | 8.02 | Правописание буквосочетаний жи – ши. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши», карточка со словарным словом, рис.машины | ||
98 | 9.02 | Правописание буквосочетаний жи – ши. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши» | ||
99 | 11.02 | Правописание буквосочетаний ча – ща. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща» | ||
100 | 13.02 | Правописание буквосочетаний ча – ща | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща», «Перенос слов» | ||
101 | 14.02 | Правописание буквосочетаний ча – ща | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща», «Перенос слов» | ||
102 | 15.02 | Правописание буквосочетаний чу – щу. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», рис.щуки | ||
103 | 16.02 | Правописание буквосочетаний чу – щу. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», карточки со слогами | ||
104 | 18.02 | Правописание буквосочетаний чу – щу. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу» | ||
105 | 20.02 | Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», | ||
106 | 21.02 | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», рис.животных | ||
107 | 22.02 | Проверочный диктант «В зоопарке». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.18 - 19, I и II варианты) | Писать проверочный диктант. | |
108 | 25.02 | Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
Правописание букв Ь и Ъ | ||||||
109 | 27.02 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ», схема «Звуки», предметные картинки | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П). Соотносить количество букв и звуков в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант (П). Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й,]. | |
110 | 28.02 | Буква Ь на конце и в середине слова. Перенос слов с Ь в середине. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ», «Перенос слов» | ||
111 | 1.03 | Обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ», карточка со словарным словом | ||
112 | 2.03 | Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
113 | 4.03 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн. | 1 | Таблица «Сочетания чк, чн, щн», предметные картинки (словарный диктант) | ||
114 | 6.03 | Упражнения в написании слов с ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ», «Сочетания чк, чн, щн» | ||
115 | 7.03 | Звук [й,] и его обозначение на письме. | 1 | |||
116 | 9.03 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
117 | 11.03 | Правописание слов с разделительным Ь. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
118 | 13.03 | Правописание слов с разделительным Ь и Ь для обозначения мягкости согласных. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
119 | 14.03 | Упражнения в написании слов с ь. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
120 | 15.03 | Слова с разделительным твёрдым ъ. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ», предметные картинки | ||
121 | 16.03 | Слова с разделительным твёрдым ъ. | 1 | Таблица «Правописание Ь и Ъ» | ||
122 | 18.03 | Проверочный диктант «Лось». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.20 - 21, I и II варианты) | Писать проверочный диктант. | |
123 | 20.03 | Работа над ошибками. Правописание букв Ь и Ъ. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
Безударные гласные в корне | ||||||
124 | 21.03 | Деление слов на слоги. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», схемы слов | Соотносить количество букв и звуков в словах. Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П). Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант (П). Писать свободный диктант после предварительной подготовки, проверочный диктант. Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
125 | 22.03 | Безударные гласные в корне. | 1 | |||
IV четверть | ||||||
126 | 1.04 | Ударные и безударные слоги. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», предметные картинки | ||
127 | 3.04 | Проверочные слова в группе однокоренных слов. | 1 | |||
128 | 4.04 | Подбор однокоренных проверочных слов. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня» | ||
129 | 5.04 | Свободный диктант «Весна». | 1 | Репродукции картин на тему «Весна» | ||
130 | 6.04 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня» | ||
131 | 8.04 | Проверочная работа «Безударные гласные в корне». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.22 - 23, I и II варианты) | ||
132 | 10.04 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня» | ||
133 | 11.04 | Проверочный диктант «Весна». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.24- 25, I и II варианты) | ||
134 | 12.04 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне. | 1 | |||
135 | 13.04 | Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне». | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», карточки с заданиями, предметные картинки | ||
Правописание проверяемых согласных на конце слова | ||||||
136 | 15.04 | Оглушение звонких согласных на конце слова. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных» | Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П). Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. Группировать слова с изученными орфограммами. | |
137 | 17.04 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных» | ||
138 | 18.04 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | |||
139 | 19.04 | Подбор проверочных слов. | 1 | |||
140 | 20.04 | Проверяемые парные согласные на конце слов. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных», карточка со словарным словом, рис.берёзы, карточки со схемами слов | ||
141 | 22.04 | Свободный диктант «Зима». | 1 | Репродукции картин на тему «Зимний лес» | Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |
142 | 24.04 | Работа над ошибками. Слова с парной согласной на конце слова. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных» | Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). | |
143 | 25.04 | Слова с парной согласной на конце слова. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных» | ||
144 | 26.04 | Изложение на основе зрительного восприятия «Прогулка по зимнему парку». | 1 | Репродукции картин на тему «Зимний лес, парк» | Писать подробное обучающее изложение текста – повествования после предварительной подготовки. | |
145 | 27.04 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных на конце слова. | 1 | Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных» | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |
146 | 29.04 | Проверочный диктант «Зяблик». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.26 - 27, I и II варианты) | Писать проверочный диктант. | |
147 | 2.05 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных на конце слова. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
Повторение | ||||||
148 | 3.05 | Повторение. Текст. | 1 | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П). | ||
149 | 4.05 | Повторение. Текст. | 1 | |||
150 | 6.05 | Повторение. Предложение. | 1 | Реподукция картин «Школа», рис.школьных принадлежностей | ||
151 | 8.05 | Повторение. Предложение. | 1 | |||
152 | 10.05 | Свободный диктант «Прощаемся до осени». | 1 | Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | ||
153 | 11.05 | Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова», рис.дерева, карточки со словами, схемы-модели | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П). | |
154 | 13.05 | Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | |||
155 | 14.05 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Жаркий день». | 1 | Писать подробное обучающее изложение текста – повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | ||
156 | 15.05 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Карточки с орфограммами | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П). | |
157 | 1605 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | |||
158 | 17.05 | Контрольное списывание. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.31, I и II варианты) | Списывать текст без ошибок. | |
159 | 18.05 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
160 | 20.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Карточки с орфограммами | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П). | |
161 | 21.05 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.28 - 30, I и II варианты) | ||
162 | 22.05 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
163 | 23.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Карточки с орфограммами | Систематизировать изученный материал | |
164 | 24.05 | Контрольный диктант «Скоро лето». | 1 | Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.32, I и II варианты) | Писать контрольный диктант. | |
165 | 25.05 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||
166 | 27.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | Карточки с орфограммами | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П). | |
167 | 28.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | |||
168 | 29.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | Карточки с орфограммами | |||
169 | 30.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | |||
170 | 31.05 | Слово. Предложение. Текст. | 1 | Карточки с цифрами |
IV.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК «Школа 2100» по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
комплектом наглядных пособий;
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» учебник для 2-го класса.-Изд.3-е, -М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-176с.:ил.(образовательная система «Школа 2100»)
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык ». - М.: Баласс, 2012.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2-го класса;
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса. - М.: Баласс, 2012.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2-го класса;
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Русский язык».
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
компьютеры.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
– орфографический и пунктуационный тренинг;
– редактирование (взаиморедактирование);
– создание текста, его коллективное обсуждение;
–создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс по русскому языку
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс по русскому языку...
Календарно тематическое планирование 2 класс по русскому языку Школа России
Тематическое планировнаие по русскому языку по программе УМК Школа России, 5 часов в неделю, 2 класс...
Календарно тематическое планирование 2 класс по русскому языку Школа России
Тематическое планировнаие по русскому языку по программе УМК Школа России, 5 часов в неделю, 2 класс...
Календарно-тематическое планирование 4 класс по русскому языку УМК "ПНШ"
Календарно-тематическое планирование 4 класс по русскому языку УМК "ПНШ"...
Календарно -тематическое планирование 2 класс, по русскому языку. Программа "Перспектива".
Календарно -тематическое планирование 2 класс, по русскому языку. Программа "Перспектива"....
Комментарии
программа по русскому языку с тематическим планированием
ФГОС УМК "Школа 2100"
ФГОС УМК "Школа 2100" для 2
ФГОС УМК "Школа 2100" для 2 класса